Лопатко Елена Георгиевна, Бирг Владимир Семенович, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОГООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

УДК 338.1 (476)

Лопатко Елена Георгиевна,

старший преподаватель кафедры морфологии и физиологии человека и животных ГПУ имени М. Танка, г. Минск

Бирг Владимир Семенович,

доцент кафедры морфологии и физиологии человека и животных ГПУ имени М. Танка, г. Минск

Перспективы развития и основные мероприятия эколого-биологического образования студентов педагогических вузов

Процессом поиска эффективных путей экологической подготовки студентов занимаются сейчас во многих вузах, в том числе и в УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». С этой целью разрабатываются спецкурсы, семинары, практикумы, перерабатываются старые и создаются новые методы преподавания.

Актуальность развития экологического образования в системе высшей школы определяется динамичными процессами экологизации науки, культуры, экономики и политики.

Одним из направлений современного высшего педагогического образования выступает экологическое образование студентов. С позиций деятельностного подхода экологическое образование студентов предполагает особый вид образовательной деятельности, побуждаемой необходимостью решения социально-экологических проблем, выступающей важнейшим условием дальнейшего устойчивого развития общества, направленной на подготовку специалистов, способных в рамках избранной профессии устанавливать гармоничные отношения с природной средой [4].

Процессом поиска эффективных путей экологической подготовки студентов занимаются сейчас во многих вузах, в том числе и в УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». С этой целью разрабатываются спецкурсы, семинары, практикумы, перерабатываются старые и создаются новые методы преподавания. При этом на факультете естествознания БГПУ наряду с традиционными методами обучения в экологическом образовании используют такой эффективный инновационный метод обучения, как метод экологических проектов. Проектная технология — одна из инновационных технологий обучения и воспитания, которая обеспечивает формирование экологических компетенций [2].

Более пяти лет на факультете реализуются такие эколого-просветительские проекты как конкурс знатоков орнитофауны «Мудрый филин», творческо-образовательные проекты «День урожая» и «День биоразнообразия». Цель этих проектов – развитие познавательных навыков и критического мышления студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. А внедрение в учебно-воспитательный процесс метода экологических проектов создает инновационно-развивающую среду, что подразумевает экологическую мотивацию учебной деятельности и проблемно-креативную направленность, обретение студентами экологических знаний и навыков самостоятельной работы, нового опыта экологического поиска, ориентацию на благополучие экологической среды. В зависимости от тематики и сложности проекта, его направленности, форма может носить как теоретический, так и прикладной характер [3].

Для успешной подготовки учителей естественнонаучного профиля в УО «Белорусский государственный педагогический университет» реализуется и эколого-образовательный проект «Экологическая дружина БГПУ».

Студенческая экологическая дружина (СЭД) – орган студенческого самоуправления в рамках Координационного совета студенческих структур БГПУ. Целью ее деятельности является развитие и пропаганда экологического движения.

Деятельность СЭД базируется на принципах самоуправления, доступности, добровольности, опоры на студенческую инициативу, сочетание индивидуальной, групповой и массовой работы; и осуществляется во взаимодействии с другими структурными подразделениями БГПУ. Ее основные цели:

— улучшение экологической ситуации в республике путем осуществления экологической пропаганды, просветительской и практической деятельности;

— сохранение живой природы и повышение экологической грамотности населения;

— организация и осуществление деятельности объединяющей усилия студентов, аспирантов и преподавателей для охраны окружающей природы;

— формирование у студентов интереса к научным исследованиям с целью разработки рекомендаций для скорейшего решения конкретных проблем охраны природы;

— формирование у молодежи экологического мировоззрения, пропаганда знаний о состоянии природной среды;

— развитие экологической гласности.

В план студенческой экологической дружины входят множество различных экологических мероприятий, акций, рейдов, конференций, круглых столов. Среди них:

— разработка и внедрение научных методов сохранения природных и культурных комплексов в условиях рекреационного использования;

— содействие научным организациям в исследованиях;

— сохранение и восстановление нарушенных природных комплексов и объектов;

— осуществление мероприятий по сохранению и рациональному использованию объектов животного мира;

— осуществление работ по охране, защите и рациональному использованию лесного фонда, и воспроизводству древесной растительности;

— охрана и воспроизводство объектов животного и растительного мира, проведение необходимых биотехнических мероприятий;

— организация экологического просвещения.

Таким образом, использование метода экологических проектов дает возможность студентам применить предварительно приобретенные жизненные и учебные навыки к конкретной экологической ситуации, показывая этим жизненную необходимость знаний, получаемых на занятиях по общей экологии [3]. Экологическое проектирование способствует эффективному формированию у студентов экологической культуры, экологического мышления и сознания. Метод учит вносить коррективы в процессе работы, уметь алгоритмизировать свою деятельность и презентовать её результаты [1].

 

Библиографический список

  1. Байбородова,Л. В. Повышение воспитательного потенциала учебного процесса в разновозрастных группах учащихся. учебно-метод. пособие / Л. В. Байбородова. – Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2008. – С. 84–85.
  2. Гончарова,А. Л. Экологическая деятельность как предпосылка устойчивого развития общества: автореф. дис. канд. филос. наук : 09.00.08 / А. Л. Гончарова. – М., 1995. – 23 с.
  3. Жибуль,Н. Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы / Н. Я. Жибуль. – Минск : Наука и техника, 1991. – 181 с
  4. Курнешова,JI. E. Экологическое образование в Москве / Л. Е. Курнешова. – М. : Экологическое образование 2002. – №  – С. 54–57.
Запись опубликована в рубрике Современные подходы в преподавании естественнонаучных дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *