УДК
Ляшевич Диана Александровна,
студентка 4 курса педагогического факультета дневной формы обучения
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Т. М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы
Формы внеклассной работы по математике в начальных классах
Внеклассная работа по математике зарождается, в сущности, на занятиях в классе. Задачи повышенной трудности, логические задачи и занимательный материал, предлагаемый в учебниках (особенно много таких заданий в учебниках по развивающим системам), могут рассматриваться как упражнения для внеклассных занятий. Однако часть этих упражнений может быть и должна быть решена в классе при всех учащихся. Именно эти упражнения (или им подобные) связывают содержание и формы классных и внеклассных занятий.
Внеклассная работа с учащимися самим своим названием предполагает, что ее проводят вне уроков, обязательных для всех.
Выделяют следующие ее основные формы, которые можно использовать в начальных классах [1, с. 5]:
- групповые занятия после уроков;
- индивидуальные занятия после уроков;
- написание математических сказок и сочинений;
- факультативы;
- математические утренники;
- математические олимпиады;
- часы и минуты занимательной арифметики;
- математические конкурсы-соревнования;
- математический уголок;
- математические стенгазеты;
- математические выставки и прочее.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Групповые занятия после уроков.
Групповые занятия после уроков также называют внеклассными занятиями по математике. Их отличие в том, что они имеют наибольшее сходство с обычным школьным уроком. По существу, они и являются аналогами школьных уроков, в основе изучаемого материала которых лежат интересные истории, путешествия, соревнования, то есть, это занятия, которые проходят в игровой атмосфере. Такие внеклассные занятия близки к урокам тем, что математический материал школьной программы, используемый на них, может быть немного усложнен и расширен.
Цель таких занятий – закрепление изученного школьного материала, проверка знаний, умений и навыков учащихся, расширение и обогащение пройденного материала.
В рамках групповых занятий можно использовать различные методы работы: решение задач в группах; обсуждение математических тем и проблем; игры и конкурсы, направленные на развитие логического мышления; работа с различными материалами и игрушками, например, геометрическими фигурами или конструкторами и другие.
На таких занятиях желательно создавать игровую атмосферу, так как она способствует развитию познавательного интереса и активности учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.
Групповые занятия после уроков по математике также могут быть направлены на подготовку к олимпиадам и конкурсам по математике.
Математические утренники.
Прежде всего, на таких утренниках, как правило, присутствуют не только те учащиеся, которые проявили свои способности в математике, но и школьники, которые такого интереса к математике еще не имеют, а их успехи по этому предмету весьма скромны. Степень их участия в математическом утреннике зачастую ограничивается лишь таким видом деятельности, который прямо не связан с предметом: подготовкой оформления вечера, выпуском газеты, исполнением ролей в инсценировках, подготовкой билетов и премий, декламацией стихотворений, раздачей материала для игры и так далее.
Организация математических утренников для школьников младшего возраста направлена на то, чтобы заинтересовать учеников содержанием предмета; представить серьезные математические идеи в занимательной форме; вызвать у школьников удивление, желание помечтать и желание, например, самому сформулировать и решить задачу.
Формы математических утренников бывают разными. Они могут проходить в виде викторин, КВН, соревнований одной группы учащихся с другой.
В методике проведения утренника следует учитывать особенности возраста учащихся 1-4 классов, а именно: младшим школьникам необходима постоянная активная деятельность. Поэтому большая часть времени у учащихся должна быть занята выполнением упражнений, решение которых не требует пространных рассуждений, длительного времени, не связано с громоздкими вычислениями и тождественными преобразованиями. Краткость решения, неожиданность результата, занимательность, связь с другими предметами – вот основные направления при разработке содержания конкретного математического утренника.
Содержание утренника должно перекликаться со школьным курсом математики и в достаточной мере быть доступным и вновь пришедшим учащимся, не уделявшим до этого большого внимания занятиям математикой, и тем, кто ею занимается дополнительно.
Математические утренники нецелесообразно проводить часто. Их подготовка занимает немало времени, в нее вовлечены многие учащиеся, поэтому таких утренников должно быть один-два в год. Целесообразней включать их в общешкольный план работы.
Организация вечера или проведение математической викторины требует значительной подготовительной работы. При этом не следует забывать, что сама подготовка не менее полезна для учащихся, чем проведение мероприятия, особенно если в этой подготовке участвуют многие учащиеся.
Математические олимпиады.
Такая форма внеклассной работы, как олимпиада, должна предстать перед школьниками увлекательным соревнованием, прививающим интерес и любовь к предмету, расширяющим кругозор и систематизирующим знания и навыки.
Олимпиады по математике в начальных классах способствуют знакомству учащихся с этой увлекательной формой внеклассного обучения; расширению математических знаний учащихся; знакомят школьников с интересными задачами и изящными, порой неожиданными методами их решения.
Возможна следующая организация олимпиады. Для участия в олимпиаде приглашают всех желающих. Участникам состязания предоставляются условия определенного количества задач, на решение которых выделяют определенное время. Подбор задач осуществляют таким образом: первая задача должна быть общедоступной по своему решению и оригинальной по формулировке, основанной на жизненных наблюдениях учащихся; последующие – сочетать математические факты и термины из различных разделов курса, желательно, чтобы были представлены и логические задачи. Олимпиада должна быть сложной, рассчитанной на нестандартные подходы к решению.
Разбирать решения задач олимпиады следует своевременно, когда еще свежи в памяти учащихся ощущения, связанные с соревнованием.
Математические уголки создаются в классе и имеют своей основной целью привлечь учеников к занятиям математикой. Здесь могут выставляться лучшие работы учеников класса: тетради, контрольные работы, творческие работы и прочее, здесь же помещаются задания и для дополнительных занятий, новости из математической жизни класса и тому подобное.
Выпуск математических газет. Эту форму проведения внеклассной работы по математике мы считаем наиболее удобной и, при удачно спланированной работе над выпуском стенных математических газет, она может заменить другие виды внеклассной работы по математике.
Организация выставок на математическую тему предполагает выставку книг математических развлечений. Кроме того, на выставке можно экспонировать и творческие работы самих ребят.
В связи с указанными выше видами внеклассной работы по математике можно выделить в ней следующие направления работы учителя [2]:
- Своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики;
- Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
- Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
- Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определённых навыков научно-исследовательского характера;
- Воспитание высокой культуры математического мышления;
- Развитие у школьников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
- Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
- Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;
- Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса.
Предполагается, что их реализация частично осуществляется на уроках, но окончательная и полная – переносится на внеклассные занятия.
При проведении внеклассной работы по математике учитель опирается на знания, которые уже есть у ученика, ученик же открывает для себя что-то новое, неизведанное. Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично – добыто на всю жизнь.
Таким образом, внеклассная работа по математике обладает следующим значением: разнообразные виды данной деятельности в их совокупности способствуют качеству, а также усвоению знаний у учащихся; развитию психических процессов: восприятия, взглядов, внимания, памяти, мышления, речи, воображения. Из многообразия видов и форм внеклассной работы по математике каждый учитель может подобрать наиболее подходящие для его класса.
Библиографический список
- Свечников,А.А. Числа, фигуры, задачи во внеклассной работе. Пособие для учителей I–III кл. / А. А. Свечников, П. И. Сорокин. – М. : Просвещение, 1977. – 175 с.
- Прочухаев,В. Г. Любителям математики : пособие для внеклассных занятий в школе / В. Г. Прочухаев. – М., 1974. – 164 с.