УДК 372.2
студент 1 курса 2 ступени высшего образования педагогического факультета УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Научный руководитель – А. В. Крофто, доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания УО «ГрГУ им. Янки Купалы»
Организация дополнительных платныхобразовательных услуг вучреждениях дошкольного образования
В настоящее время родители все больше уделяют внимание развитию индивидуальных способностей ребенка с самого раннего возраста, тем самым стимулируя спрос на развитие дополнительных образовательных услуг.
Дополнительные образовательные услуги – это совокупность целенаправленно создаваемых и реализуемых в процессе обучения возможностей для приобретения определенных знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных потребностей.
В. Ф. Березина, описывая дополнительное образование, понимает его как процесс овладения добровольно выбранным видом деятельности или областью знаний, выходящим за рамки стандарта (общее, начальное, среднее или высшее профессиональное образование). Таким образом, «дополнительное образование – это непрерывная, многоуровневая система образования, в сочетании с системой базового образования, составляющая единое образовательное пространство» [2].
В. П. Щетинин под образовательными услугами понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства» [5].
Оказание платных образовательных услуг регламентируется нормативно-правовыми документами. Также они не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности.
Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В дошкольном учреждении их могут получить дети, которые как посещают его, так и не посещают. Особенность заключается в том, что дополнительные образовательные услуги, в том числе платные, интегрированы в основную образовательную программу, реализуемую детским садом, с целью расширения содержания базового компонента образования и снижения образовательной нагрузки на ребенка.
Организация дополнительных платных образовательных услуг в дошкольном учреждении осуществляется поэтапно.
Этап 1. Изучение нормативно-правовой документации.
Этап 2. Выявление спроса на платные дополнительные услуги. Прежде чем внедрять какие-либо платные услуги, необходимо изучить спрос потребителя (родителей (законных представителей), воспитанников, которые являются заказчиками услуг) и соотнести его с возможностями дошкольного учреждения. Далее необходимо проанализировать возможности детского сада (материально-технические, кадровые ресурсы), собрать информацию о конкурентах, предлагающих аналогичные услуги. После этого создается список услуг, которые планируется предоставить. Стоимость услуги рассчитывается заранее.
Этап 3. Решение организационных вопросов. Это составление списка воспитанников по различным направлениям деятельности, подбор педагогов дошкольного образования (из числа штатных сотрудников или приглашение специалистов со стороны). Они могут работать по собственным авторским, модифицированным или адаптированным программам, утвержденным на Педагогическом совете дошкольного учреждения.
Содержание дополнительной образовательной программы должно быть направлено на:
-создание условий для развития личности ребенка;
-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
-обучение эмоциональному благополучию;
-приобщение к общечеловеческим ценностям;
-профилактику асоциального поведения;
-созданий условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграцию в систему
мировой и отечественной культуры;
-интеллектуальное и духовное развитие личности;
-укрепление психического и физического здоровья;
-взаимодействие педагога с семьей [1].
Успешное внедрение дополнительных платных услуг в системе дошкольного образования должно быть конкурентоспособным. Для этого необходимо выполнить ряд условий:
* непрерывные инновации;
* поиск новых форм образовательной деятельности;
* постоянное обучение и переподготовка кадров;
* проведение маркетинговых исследований с целью изучения потребностей заказчиков;
* анализ конкуренции;
* развитие корпоративной культуры.
Введение платных дополнительных услуг в системе дошкольного образования привело к изменениям в системе управления, деятельности педагогов. Современные требования направили дошкольное образование к инновационной деятельности.
Таким образом, внедрение дополнительных услуг привело к разработке стратегии обновления дошкольной образовательной деятельности и достижения нового, более качественного уровня предоставления услуг в дошкольном учреждении.
Библиографический список
- Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
- Березина, В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учебно-метод. пособие / В. Ф. Березина. – М. : АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.
- Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание – 2014. – № – С. 15–18
- Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, JI. M. Кларина, JI. A. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М. : Сфера, 2016. – 102 с.
- Щетинин, В. П. Рынок образовательных услуг в современной России / Щетинин, В. П. – Школа. – 1997. – № 3. – с. 29–35.