Михалёва Алина Алексеевна, ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.24

Михалёва Алина Алексеевна,

Студентка4 курса факультета дошкольного образования дневной формы обучения УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск

Научный руководитель. – Е. И. Варанецкая-Лосик, доцент кафедры общей и дошкольной педагогики БГПУ им. М. Танка

Электронные образовательные ресурсы как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

Формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры является основой формирования поликультурной личности. Проблема поликультурного воспитания детей дошкольного возраста как аспект педагогической деятельности, ориентированной на социализацию личности в многонациональной среде, остается еще нерешенной.

На современном этапе проблема поликультурного воспитания детей дошкольного возраста затрагивается в работах таких белорусских ученых, как Е. И. Варанецкая-Лосик, Д. Н. Дубинина, И. А. Комарова, Р. Р. Косенюк, Н. В. Литвина, О. О. Прокофьева и др.

В системе дошкольного образования возникла необходимость обновления традиционных подходов к организации поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, поиска новых педагогических средств и технологий, способствующих реализации задач учебной программы дошкольного образования в данном направлении.Одним из них являются электронные обучающие ресурсы.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются различные электронные устройства. К ЭОР относят учебные презентации, аудиозаписи, видеофильмы интерактивные программы и игры, а также обучающие сайты для детей. ЭОР могут быть воспроизведены с помощью компьютера или интерактивной доски [4].

Электронные образовательные ресурсы подразделяются на три вида:

цифровые образовательные ресурсы(ЦОР)– представляют собой учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в электронном виде на цифровых носителях. ЦОР подразделяются на текстографические – обучающий материал предъявляется на экран электронного устройства виде текстов и иллюстраций (картинок);гипертекстовые – с навигацией по тексту в виде гиперссылок, что позволяет получать пояснения тексте терминов и переходить в другие разделы;мультимедийные– использующие технологию мультимедиа, позволяющую одновременно воспроизводить на некоторую совокупность учебных объектов, представленных различными способами: графика, фото, видео, анимация, звук; электронные образовательные программы – к которым относятся интерактивные обучающие игры, упражнения, виртуальные туры и т.д.

сетевые электронные образовательные ресурсы (СЭОР) – это образовательные ресурсы, расположенные в сети интернет в виде аудио, видео записей, программ, презентаций, интерактивных игр [2].

Внедрение цифровых технологий в учреждения дошкольного образования дает возможность педагогам использовать электронные образовательные ресурсы с целью улучшения качества организации поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста, которое необходимо осуществлятьв трех направлениях:

информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях своего и соседствующих народов, специфике культур и ценностей и т.д.);

эмоциональное воздействие (важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) [1].

Но современного ребенка становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами. У нового поколения детей потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции гораздо выше, а электронные образовательные ресурсы соответствуют этому способу восприятия информации [4].

По сравнению с традиционными формами использование ЭОР при подаче информации обладает рядом преимуществ:

–имеют в себе образный тип информации, понятный детям дошкольного возраста.Движения, звук, мультипликация надолго удерживают внимание ребенка;

– предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей стремление к деятельности с ним. Дети дошкольного возраста имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Этому способствует яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации, интерактивных упражнений;

– задачи и поощрение ребенка при их правильном решении являются стимулом познавательной активности воспитанников;

– обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать моменты, которые вызывают затруднения;

–позволяют расширить творческие возможности педагогического работника по подаче информации, моделировать ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни [3].

Условиями эффективного использования ЭОР являются следующие: органическая включенностьЭОР в процесс развития и деятельности ребенка (важно учитывать ведущую деятельность ребенка); соответствие содержанию, логике, целям занятия (с учетом особенностей самих компьютерных программ); информационная компетентность воспитателя дошкольного образования; соответствиеЭОР психическому развитию воспитанников.

В процессе экспериментального исследования на базе УДО«Детский сад № 147 г. Минска» нами был реализован педагогический проект «Электронные образовательные ресурсы как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации целей устойчивого развития».

Задачами проекта являлись:

приобщение детей старшего дошкольного возраста традициям семьи, общества и государства, социальным культурным нормам устойчивого развития, к мировой культуре;

формирование представлений о культуре и достопримечательностях Республики Беларусь, стран мира;

создание условий для развития способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации задач проекта нами были разработаны следующие электронные образовательных ресурсы (программы) и интерактивные упражнения по поликультурному воспитанию:

– ЭОР «Знакомство с Беларусью», в который входит цикл занятий «Знакомство с национальной символикой Республики Беларусь», «Природные символы Республики Беларусь», «Национальный белорусский костюм», «Национальная белорусская кухня», «Достопримечательности Минска», «Знакомство с областными городами и замками Республики Беларусь», «Знакомство с Мемориальными комплексами Беларуси», «Знакомство с областными городами Республики Беларусь и их достопримечательностями», «Знакомство с глиняной и керамической посудой», «Знакомство с белорусским народным творчеством»;

– ЭОР «Знакомство с народами мира», в который входит цикл занятий «Знакомство с национальной символикой стран мира», «Природа стран мира», «Национальные костюмы, кухня народов мира», «Праздники народов мира», «Достопримечательности мировой культуры», «Знакомство с народным творчеством разных стран»;

– интерактивные упражнения «Угадай страну», «Города Республики Беларусь», «Праздники народов мира» в виде викторины с выбором правильного ответа. При правильном выборе в упражнениях картинки по контуру светятся желтым цветом и приветствует веселый смайлик. При неправильном ответе контур картинка светится красным цветом, а смайлик появляется с огорченным лицом;

– интерактивные упражнения из серии заданий «Найти сходство» (соотнесение картинок, на которых изображены национальные костюмы, символы разных стран мира). Эти задания позволяют закрепить полученные детьми представления о символике стран мира.

Использование данных ЭОР и интерактивных упражнений на занятиях позволило достаточно быстро и в доступной форме сформировать и закрепить у воспитанников старшей группы основные понятия поликультурного содержания, содействовало развитию необходимых умений. Красочно оформленные ЭОР вызывали огромный интерес у детей.Интерактивные упражнения помогли в наиболее доступной и привлекательной игровой форме проверить сформированность представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре своей страны, народов мира, усилить творческую составляющую познавательной деятельности.

Использование ЭОР в процессе поликультурного воспитания повышают оперативность и качество предоставления детям старшего дошкольного возраста необходимой информации о культуре, быте, праздниках, достопримечательностях других стран, а также позволяет в доступной и игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает мышление детей, усиливает творческую составляющую, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников

 

Библиографический список

  1. Ершова, Н. В. Поликультурное образование детей дошкольного возраста в процессе проектно-игровой деятельности: учебно-методические материалы / Н. В. Ершова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2021. – 224 с.
  2. Дорохова, И. А. Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста / И. А. Дорохова, Н. Р. Трифонова // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань : Бук, 2014. – С. 79–82.
  3. Козлова, Е. И. Использование мультимедийных презентаций и интерактивных упражнений в процессе поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е. И. Козлова // Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольном образовании: союз теории и практики: сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: О. Н. Анцыпирович [и др.]. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2021. – С. 150–153.
  4. Литвина, Н. В. Использование средств мультимедиа в поликультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Литвина, Е. И. Козлова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. ХI Междунар. науч.-практ. семинара, Барановичи, 26–27 марта 2020 г. / Баранович. гос. ун-т ; редкол.: Н. Г. Дубешко (гл. ред.) [и др.]. – Барановичи : БарГУ, 2020. – С. 127–129.
Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *