УДК 373.24
Студентка4 курса факультета дошкольного образования дневной формы обучения УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск
Научный руководитель. – Е. И. Варанецкая-Лосик, доцент кафедры общей и дошкольной педагогики БГПУ им. М. Танка
Электронные образовательные ресурсы как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры является основой формирования поликультурной личности. Проблема поликультурного воспитания детей дошкольного возраста как аспект педагогической деятельности, ориентированной на социализацию личности в многонациональной среде, остается еще нерешенной.
На современном этапе проблема поликультурного воспитания детей дошкольного возраста затрагивается в работах таких белорусских ученых, как Е. И. Варанецкая-Лосик, Д. Н. Дубинина, И. А. Комарова, Р. Р. Косенюк, Н. В. Литвина, О. О. Прокофьева и др.
В системе дошкольного образования возникла необходимость обновления традиционных подходов к организации поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, поиска новых педагогических средств и технологий, способствующих реализации задач учебной программы дошкольного образования в данном направлении.Одним из них являются электронные обучающие ресурсы.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются различные электронные устройства. К ЭОР относят учебные презентации, аудиозаписи, видеофильмы интерактивные программы и игры, а также обучающие сайты для детей. ЭОР могут быть воспроизведены с помощью компьютера или интерактивной доски [4].
Электронные образовательные ресурсы подразделяются на три вида:
–цифровые образовательные ресурсы(ЦОР)– представляют собой учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в электронном виде на цифровых носителях. ЦОР подразделяются на текстографические – обучающий материал предъявляется на экран электронного устройства виде текстов и иллюстраций (картинок);гипертекстовые – с навигацией по тексту в виде гиперссылок, что позволяет получать пояснения тексте терминов и переходить в другие разделы;мультимедийные– использующие технологию мультимедиа, позволяющую одновременно воспроизводить на некоторую совокупность учебных объектов, представленных различными способами: графика, фото, видео, анимация, звук; электронные образовательные программы – к которым относятся интерактивные обучающие игры, упражнения, виртуальные туры и т.д.
– сетевые электронные образовательные ресурсы (СЭОР) – это образовательные ресурсы, расположенные в сети интернет в виде аудио, видео записей, программ, презентаций, интерактивных игр [2].
Внедрение цифровых технологий в учреждения дошкольного образования дает возможность педагогам использовать электронные образовательные ресурсы с целью улучшения качества организации поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста, которое необходимо осуществлятьв трех направлениях:
информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях своего и соседствующих народов, специфике культур и ценностей и т.д.);
эмоциональное воздействие (важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) [1].
Но современного ребенка становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами. У нового поколения детей потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции гораздо выше, а электронные образовательные ресурсы соответствуют этому способу восприятия информации [4].
По сравнению с традиционными формами использование ЭОР при подаче информации обладает рядом преимуществ:
–имеют в себе образный тип информации, понятный детям дошкольного возраста.Движения, звук, мультипликация надолго удерживают внимание ребенка;
– предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей стремление к деятельности с ним. Дети дошкольного возраста имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Этому способствует яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации, интерактивных упражнений;
– задачи и поощрение ребенка при их правильном решении являются стимулом познавательной активности воспитанников;
– обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать моменты, которые вызывают затруднения;
–позволяют расширить творческие возможности педагогического работника по подаче информации, моделировать ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни [3].
Условиями эффективного использования ЭОР являются следующие: органическая включенностьЭОР в процесс развития и деятельности ребенка (важно учитывать ведущую деятельность ребенка); соответствие содержанию, логике, целям занятия (с учетом особенностей самих компьютерных программ); информационная компетентность воспитателя дошкольного образования; соответствиеЭОР психическому развитию воспитанников.
В процессе экспериментального исследования на базе УДО«Детский сад № 147 г. Минска» нами был реализован педагогический проект «Электронные образовательные ресурсы как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации целей устойчивого развития».
Задачами проекта являлись:
приобщение детей старшего дошкольного возраста традициям семьи, общества и государства, социальным культурным нормам устойчивого развития, к мировой культуре;
формирование представлений о культуре и достопримечательностях Республики Беларусь, стран мира;
создание условий для развития способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации задач проекта нами были разработаны следующие электронные образовательных ресурсы (программы) и интерактивные упражнения по поликультурному воспитанию:
– ЭОР «Знакомство с Беларусью», в который входит цикл занятий «Знакомство с национальной символикой Республики Беларусь», «Природные символы Республики Беларусь», «Национальный белорусский костюм», «Национальная белорусская кухня», «Достопримечательности Минска», «Знакомство с областными городами и замками Республики Беларусь», «Знакомство с Мемориальными комплексами Беларуси», «Знакомство с областными городами Республики Беларусь и их достопримечательностями», «Знакомство с глиняной и керамической посудой», «Знакомство с белорусским народным творчеством»;
– ЭОР «Знакомство с народами мира», в который входит цикл занятий «Знакомство с национальной символикой стран мира», «Природа стран мира», «Национальные костюмы, кухня народов мира», «Праздники народов мира», «Достопримечательности мировой культуры», «Знакомство с народным творчеством разных стран»;
– интерактивные упражнения «Угадай страну», «Города Республики Беларусь», «Праздники народов мира» в виде викторины с выбором правильного ответа. При правильном выборе в упражнениях картинки по контуру светятся желтым цветом и приветствует веселый смайлик. При неправильном ответе контур картинка светится красным цветом, а смайлик появляется с огорченным лицом;
– интерактивные упражнения из серии заданий «Найти сходство» (соотнесение картинок, на которых изображены национальные костюмы, символы разных стран мира). Эти задания позволяют закрепить полученные детьми представления о символике стран мира.
Использование данных ЭОР и интерактивных упражнений на занятиях позволило достаточно быстро и в доступной форме сформировать и закрепить у воспитанников старшей группы основные понятия поликультурного содержания, содействовало развитию необходимых умений. Красочно оформленные ЭОР вызывали огромный интерес у детей.Интерактивные упражнения помогли в наиболее доступной и привлекательной игровой форме проверить сформированность представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре своей страны, народов мира, усилить творческую составляющую познавательной деятельности.
Использование ЭОР в процессе поликультурного воспитания повышают оперативность и качество предоставления детям старшего дошкольного возраста необходимой информации о культуре, быте, праздниках, достопримечательностях других стран, а также позволяет в доступной и игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает мышление детей, усиливает творческую составляющую, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников
Библиографический список
- Ершова, Н. В. Поликультурное образование детей дошкольного возраста в процессе проектно-игровой деятельности: учебно-методические материалы / Н. В. Ершова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2021. – 224 с.
- Дорохова, И. А. Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста / И. А. Дорохова, Н. Р. Трифонова // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань : Бук, 2014. – С. 79–82.
- Козлова, Е. И. Использование мультимедийных презентаций и интерактивных упражнений в процессе поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е. И. Козлова // Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольном образовании: союз теории и практики: сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: О. Н. Анцыпирович [и др.]. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2021. – С. 150–153.
- Литвина, Н. В. Использование средств мультимедиа в поликультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Литвина, Е. И. Козлова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. ХI Междунар. науч.-практ. семинара, Барановичи, 26–27 марта 2020 г. / Баранович. гос. ун-т ; редкол.: Н. Г. Дубешко (гл. ред.) [и др.]. – Барановичи : БарГУ, 2020. – С. 127–129.