Орехов Илья Александрович, МЕНЕДЖМЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378:005.4

Орехов Илья Александрович,

студент 2 курса факультета радиотехники и электроники дневной формы обучения УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», г. Минск.

Научный руководитель – Р. В. Стогначев, старший преподаватель кафедры радиоэлектронной техники военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны БГУиР.

Менеджмент в современном образовании

 

Менеджмент в современном мире занимает одну из ведущих ролей, позволяющих мобилизовать ресурсы, в число которых входят финансовые, материальные, а также интеллектуальные ресурсы.

Понятием менеджмент обозначается множество явлений [1]:

Конкретная деятельность по управлению людьми и структурами;

Отрасль науки, изучающая теорию и практику деятельности;

Совокупность принципов, функций, методов, средств управления для повышения качества продукции;

Процесс, который направляет действия к общей цели.

Менеджмент в образовании – это совокупность методов, принципов и приемов управления, которая отвечает за высокую эффективность образовательного процесса [2].

Образование следует рассматривать как процесс, основной целью которого является воспитание и обучение личностей, с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. Современный мир требует от образовательной деятельности не только передачу, распространение и усвоение уже имеющихся знаний, но также и включение новых знаний, умений и навыков.

Педагогический менеджмент как деятельностная (в первую очередь) и суммативная система одновременно имеет свою структуру и системообразующие факторы, которые можно условно представить в следующем виде [3]:

Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента как деятельностной системы.

Цели педагогического менеджмента.

Основные задачи, стоящие перед менеджером образовательного процесса.

Принципы педагогического менеджмента.

Общие принципы управления.

Принципы научной организации педагогического и управленческого труда.

Принципы аналитической деятельности менеджера образовательного процесса.

Функции (основные функциональные компоненты) педагогического менеджмента.

Методы управления (методы педагогического менеджмента).

Результат деятельности субъектов менеджмента.

Эффективность как характеристика процесса совместной деятельности преподавателя и учащихся.

Качество как характеристика конечного результата.

Педагогический менеджмент как деятельностная система включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы:

цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат);

субъект деятельности (ректор, декан, преподаватели, студенты и т.п.);

объект деятельности (он же второй субъект) – исполнитель распоряжений руководителя (студент, преподаватель, декан и т.д.);

содержание деятельности (учебная, управленческая и иная информация);

способы деятельности (методы и стиль взаимодействия преподавателя с учащимися, руководителя с преподавателем и учащимися и т.д.).

Педагогический менеджмент как специфическая творческая деятельность человека базируется на принципах научного управления. Воспитание и обучение как объекты менеджмента, равно как и управление ими, всегда носили и носят целенаправленный характер [4].

Первый принцип – это принцип целенаправленности как основа планирования, организации и контроля. Принято считать этот принцип системообразующим, т.е. основным и определяющим содержание всей деятельности менеджера любого уровня управления. Этот принцип определяет конечную цель управления образовательным учреждением, отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности. Любое образовательное учреждение как социально-педагогический комплекс находится в непрерывном поступательном движении, а перспективность и социальная значимость цели отражают его непрерывный характер.

Второй принцип, весьма важный для управленческой деятельности,– принцип личностного подхода. Для педагогического менеджера крайне важно знать особенности личности преподавателя. Следует помнить, что педагогическая профессия специфична как по объектам труда, так и по средствам. Творческая доминанта профессиональной деятельности преподавателя требует глубокой индивидуализации управленческих процессов руководителя. Знание нюансов характера, темперамента, степень коммуникабельности каждого преподавателя значительно облегчает руководство педагогическим коллективом в целом.

Принцип делегирования полномочий. В основе этого принципа лежит обращение менеджера любого уровня к коллективной деятельности. Важным системообразующим компонентом является система умений менеджера разумно распределять полномочия, используя коллективный разум своей команды. Ректор или декан образовательного учреждения равномерно распределяют обязанности таким образом, чтобы все члены коллектива активно работали в управленческом поле.

Принцип управленческой активности. Претворение в жизнь этого принципа является условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конкретизации функций и исполнителей. Важным компонентом здесь выступает понимание и принятие педагогическим менеджером целей и задач своей управленческой деятельности. Именно активность педагогического менеджера помогает избегать косности, шаблонов, стереотипов.

Принцип последовательности и систематичности. В деятельности педагогического менеджера должен быть порядок. Он определяет последовательность управленческих действий, а следовательно, и конечный результат. Реализация этого принципа предполагает четкое подчинение действий педагогических менеджеров всех звеньев целям образования. Это дает возможность выстраивать реализацию управленческих задач от простого к сложному, сочетать целевое, функциональное управление и линейное руководство. Систематичность предусматривает также реализацию самосовершенствования на основе достижений теории и передовой практики педагогического менеджмента.

Говоря о качестве управления образовательным учреждением, необходимо отметить так называемые полезные свойства, которые его (это качество) обеспечивают. Это, прежде всего, свойства, работающие на результаты: целевой, активный, прогностичный, системный, демократический характер управления, и свойства, обеспечивающие адекватность, релевантность объекту и среде: адаптивный, исследовательский характер управления.

Чтобы управление образовательным учреждением было качественным, необходимы профессионалы – менеджеры образования [5]. Профессиональную деятельность менеджера образования мы рассматриваем как видовую категорию, содержащую в себе специализированную трудовую деятельность, требующую конкретной подготовки и реализуемую на соответствующем уровне мастерства. В динамичном обществе управление развивающейся системой, а таковой является образовательное учреждение, где каждый член организации есть субъект управления, менеджер, т. е. руководитель, принимает управленческие решения, от которых зависит всё, и зависят все, они составляют квинтэссенцию его профессионализма.

Сегодня практически нет такого вуза, где бы не осуществлялась профессиональная подготовка менеджеров. Высшее учебное заведение, дающее образование в области менеджмента, призвано формировать и утверждать новое представление о специалисте с квалификацией «менеджер».

Деятельность менеджеров образования по содержанию является управленческо-педагогической, а по характеру творческой с рефлексией и эмпатией.

Но нередки упреки к сегодняшним менеджерам. Подготовлено немало специалистов в области менеджмента, их продолжают готовить, при этом добиться реального позитивного сдвига в экономическом, политическом, социальном развитии страны общество не может. Чем это объяснить? Плохоготовят? Не тому учат? Почему не происходит «революции менеджмента»? В систему образования в последнее время также приходят квалифицированные менеджеры, получившие свою квалификацию в системе дополнительного профессионального образования, второго высшего образования, в магистратуре. Выпускники экономических факультетов вузов сегодня в систему образования не стремятся. Причин этому много. Но главной из них, на мой взгляд, является «недостаточная масса» профессионализма. Для возникновения кардинальных изменений в управлении необходимо создать некую «массу профессионализма», то есть достичь такого соединения факторов эффективности и качества управления, которое вызывает резкие изменения в процессах развития. Данная причина является следствием разнообразных проблем развития менеджмент-образования. Это проблемы региональные, методические, организационные, психологические – всех не назвать. Среди всех проблем менеджмент-образования можно выделить ключевые [6]:

Проблема качества подготовки менеджеров. Немногие учебные заведения уделяют достаточное внимание этой проблеме. Нередко преобладают сиюминутные, иногда меркантильные цели; они реализуются в ущерб качеству подготовки.

Преподавательский потенциал менеджмент-образования, создание корпуса преподавателей, ориентированных на сложные условия работы нынешних учебных заведений, – также актуальная проблема. В большинстве случаев преподавательский корпус составляют преподаватели вузов, имеющие практику подготовки специалистов в условиях плановой экономики и не всегда владеющие приемами подготовки и обучения для условий рыночной конкуренции.

Проблема развития многоуровнего образования по специальностям «менеджмент».

Проблема повышения привлекательности управленческих должностей в учреждениях образования за счёт обеспечения достойной оплаты труда и карьерного роста.

Проблема гуманизации и гуманитаризации менеджмента: гуманизм как принцип очеловечивания профессионального образования означает изменение позиции с «властвую над тем, кто от меня зависит» на «обслуживание других, для чего и нужна моя профессия в обществе».

Итак, менеджмент в сфере образования представляет собой комплекс технологических приемов, организационных форм, принципов и методов, которые направлены на повышение эффективности системы обучения. Его основные функции – это организация, планирование, мотивация и контроль. Менеджмент в образовании сводится в первую очередь к обеспечению всех субъектов информацией о деятельности системы. На основе этой информации осуществляется принятие решений, а также планирование дальнейшей деятельности. Менеджмент в образовании имеет своей целью отбор оптимальных решений, а также разработку программы развития различных учебных заведений. Управление школой или университетом должно осуществляться в три этапа. На первом этапе осуществляется диагностирование и дается предположительная оценка, на втором – собираются данные с помощью различных социологических методов, а на третьем – делаются окончательные выводы о положении дел, а также способах улучшения ситуации. Без менеджмента вряд ли можно добиться высоких результатов в чём-либо. И обучение – не исключение.

 

Библиографический список

  1. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М. А. Гончаров. – 2-е изд., стер. – М. : Кнорус, 2008. – 480 с.
  2. Ермолович, М.М. Менеджмент системы образования: курс лекций / М. М. Ермолович. – Минск : БГУ, 2012. – 100 с.
  3. Мкртчян, С.Г. Менеджмент в образовании/ С. Г. Мкртчян// Молодой ученый. – 2019. – №  –С. 338–340.
  4. Нужен ли менеджмент образовательной организации? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.evkova.org/. – Дата доступа: 18.03.2023.
  5. Педагогика: учебное пособие. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009. – 453 с.
  6. Шипилина, Л.А. Качество управления образовательным учреждением и необходимость профессионализации менеджмента в образовании / Л. А. Шипилина // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – №  – с. 360–372.
Запись опубликована в рубрике Менеджмент в образовании. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *