УДК 81.13
Рыжковская Маргарита Николаевна,
студентка 1 курса психолого-педагогического факультета дневной формы обучения
УО «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина», г. Брест
Научный руководитель – Е. А. Ковганко, преподаватель кафедры иностранных языков БрГУ им. А. С. Пушкина
Мнемотехника как упрощённый способ запоминания слов английского языка
Человеческая память многообразна: кратковременная и долговременная, эмоциональная, слуховая, зрительная, словесно-логическая, двигательная. Несмотря на то, что у большинства людей смешанная память и они могут использовать все основные способы запоминания, у каждого человека преобладает определённый тип памяти, и именно на этот тип памяти чаще всего он и опирается, например, при изучении иностранного языка.
Существует такое понятие как мнемоника. Мнемоника (мнемотехника) – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Это приёмы, которые можно использовать при изучении английского языка, потому что они способствуют наиболее лёгкому, быстрому и прочному запоминанию и усвоению лексики.
В целом, можно выделить различные преимущества в использовании мнемотехники. Например, с её помощью вы можете запоминать всё, начиная от списков продуктов, заканчивая лёгким запоминанием иностранных слов. Так же, мнемотехника помогает развивать память, новый материал, выученный таким способом, запоминается надолго. Мнемотехника хорошо тренирует мозг: её приёмы развивают образное и креативное мышление. И самое главное, мнемотехника работает моментально, главное повторить образ слова чётко и медленно несколько раз.
Применение мнемотехники при обучении английскому языку рассматривается как вспомогательное средство. Изучение языка, используя различные приёмы, становится качественным и быстрым. И именно эта техника обеспечивает долговременное запоминание обучающимися иностранных слов, развивает навык говорения и понимание английской речи без внутреннего перевода на английский язык.
Изучение новой лексики на прямую связано с пополнением словарного запаса,в свою очередь, освоение словарного запаса предусматривает прохождение трех уровней. Первый уровень (уровень знания) подразумевает правильное произношение слов на английском языке и перевод их по памяти на русский язык.Второй уровень (уровень умения) – это перевод с русского языка на английский слов в том же порядке, что и с английского на русский.И третий уровень (уровень навыка) – воспроизведение английских слов наизусть, как таблицу умножения. [1]
Современные учителя стараются разрабатывать различные мнемотехнические приёмы с тем, чтобы увлечь и заинтересовать детей в процессе обучения, параллельно развивая их память и способствуя решению различных проблем обучения. К данным приёмам относятся:
- Визуализация, т.е. создание визуальных ассоциаций, картинок. Развитие зрительной памяти.
- Пространственное воображение. То есть запоминаемую информацию связывают с предметами, находящимися в определенном пространстве. Яркие, необычные, динамические образы.
- Рифмы и созвучия, т.е. создание рифмованных пар слов или небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал. Запоминание слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний. Рифмы могут быть предложены как учителем, так и заданы как творческое задание детям.
- Метод связок, т.е. объединение опорных слов текста в единую целостную структуру, в единый рассказ.
- Графические ассоциации, т.е. изображение определенной буквы в виде рисунка.
Кроме того, при использовании мнемотехники пристальное внимание стоит уделить ассоциативному ряду, который вызван данной методикой. Создание ассоциаций является важным элементом в применение мнемотехники. Хорошим приёмом для изучения иностранного языка, связанным с ассоциацией, является запоминание английские слова, подбирая к ним русские созвучия. Допустим, что необходимо запомнить слово clever («умный»). По звучанию оно похоже на русское слово «клевер». И фраза «умная корова ест клевер» поможет запомнить не только слово, но и его перевод. Поэтому запоминание иностранных слов можно проводить так:
— корабль (ship) – А вот этот корабль необходимо шиповать.
-цветок(flower) – Возможно, этот цветок стоит проверить нафлаурэграфии.
— книжка (book) – В каждой книжке есть буквы.
— зима (winter) – Винтер – это «холодная» дама, напоминающая зиму.
Для активизации лексических единиц можно использовать метод оживления, который позволяет представить сюжет в зрительных образах. Например, при изучении названий цветов дети закрывают глаза и рисуют в своём воображении образы, о которых говорит учитель: «Мы с вами оказались в жаркой Африке, где живёт много животных. По лианам скачут жёлтые непоседы-обезьяны. Они все время елозят – yellow, yellow, yellow. На дереве затаилась чёрная пантера, и вдруг она прыгает – black, black, black. К реке подошёл огненно-рыжий, почти красный лев. Его рёв слышно по всей Африке – red,red, red. У берега реки отдыхает зелёный крокодил. Он нам улыбается хитрой улыбкой – green, green, green. А в море плавает голубой кит. Он плывёт и булькает – blue, blue, blue» [2].
Один их самых интересных приёмов мнемотехники для изучения неправильных глаголов английского языка – рифмизация, или сочинение стихотворений.Рифмовки необычны тем, что английские слова здесь рифмуются с русскими. Пример:
Я кирпичик throw – threw – thrown,
Он в окошко fly – flew – flown,
Меня дядя catch – caught – caught,
К папе с мамой bring – brought – brought. [3]
Упражнения с данными приемами применяют при словарной работе на этапе изучения новой лексики. Учитель выбирает один или несколько приемов и формулирует для детей задание.
Также мнемонический материал помогает экономить время при повторении и систематизации пройденного материала. Различные средства мнемотехники могут способствовать развитию интереса к предмету и улучшить их произвольное запоминание.
Тaким обрaзом,использование рифмующихся русских и aнглийских слов в связке с интересным сюжетом и подкрепленных кaким-либо грaфическим обрaзом, облегчaют запоминaние и сокрaщают время рaботы с ними. При обучении мнемоническими методaми вaжно опирaться на личный опыт, чувствa и эмоции. И даже при использовании существующих пособий необходимо быть свободным в составлении визуально-логических цепочек для запоминания лексического материала, потому что такой личностно окрашенный материал по всем законам психологии запоминается прочнее и хранится в памяти дольше.
Библиографический список
- Использование приёмов мнемотехники на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://infourok.ru/ispolzovanie-priyomov-mnemotehniki-na-urokah-anglijskogo-yazyka-6509617.html– Дата доступа: 02.03.2023.
- Мнемотехника на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://multiurok.ru/files/mnemotekhnika-na-urokakh-angliiskogo-iazyka.html– Дата доступа: 02.03.2023.
- Необычные мнемотехники для изучения английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://profi.ru/media/neobychnye-mnemotehniki-dlja-izuchenija-anglijskogo-jazyka– Дата доступа: 02.03.2023.