УДК 373.3
Рыжковская Маргарита Николаевна,
студентка 1 курса психолого-педагогического факультета дневной формы обученияУО «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»,г. Брест
Научный руководитель – А. Е. Левонюк, заведующий кафедрой педагогики начального образования БрГУ им. А.С. Пушкина
Педагогический менеджмент в качественном управлении процессом обучения младших школьников
Педагог – специалист, осуществляющий учебно-воспитательный процесс и достигающий запрограммированных результатов. Другими словами, педагог – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельность. Педагог ответственен за свою образовательную деятельность, а поэтому должен знать и уметь все, что относится к его профессиональной компетенции. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется педагогическая профессия. Какими будут результаты труда педагогов сегодня, таким будет наше общество завтра. И только качественное управление образовательным процессом будет способствовать достижению поставленных педагогом задач.
Существует такое понятие,как педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. В рамках данного определения можно отметить, что любой педагог является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им). Менеджмент вообще понимают, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами.Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.Предметом труда педагога-менеджера образовательного процесса является собственно деятельность учителя, продуктом труда – информация, орудием труда – язык, слово, речь [1, с. 9]. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента – обучающихся.
Основным организационным звеном процесса обучения является урок. Именно грамотно управляя ходом урока, педагог осуществляет решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения. Управление уроком – процесс управленческого воздействия на его содержание, форму и технологию осуществления, на формирование условий совершенствования его качества с целью повышения эффективности его конечного результата.
Главными функциями управления урокомявляются постановка целей и планирование урока; организация взаимодействия (создание структуры, распределение прав и обязанностей, норм, обучение самоуправлению); мотивация, развитие мотивов учения; контроль учебной деятельности и ее результатов (системы оценивания, установление стандартов, обратная связь).
При управлении деятельностью на уроке необходимо учитывать и характеристики класса как объекта управления. Во-первых, многомерность. В классе присутствует много личностей, все с различными целями, взглядами и способностями. На уроке все дети должны быть вовлечены в процесс, то есть выполнять различные задания, использовать учебный материал и так далее. Во-вторых, одновременность. Учитель должен одновременно объяснять учебный материал, следить, внимательны ли ученики, определять, достаточно ли времени, чтобы начать следующую тему и т. п. В-третьих, необходимость во взаимопомощи, организация сотрудничества. Важная задача управления для учителей – достижение поставленной цели при обучении детей взаимопомощи и сотрудничеству.
Необходимое условие успеха работы педагога в управлении образовательным процессом – его творческое отношение к учебно-воспитательному процессу. Творческий подход педагога обеспечивает активную работу учащихся в течение всего урока, глубокое усвоение школьниками знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами урока, успешное идейное и эстетическое воспитание детей. Творчески преподавать – это значит постоянно искать новые пути активизации деятельности учащихся на всех этапах учебной работы, использовать новые, оригинальные формы объяснения и закрепления материала, разрабатывать систему вопросов, совершенствовать отдельные методы и приемы обучения и воспитания, постоянно приобретать новые знания, перенимать опыт лучших учителей, совершенствовать свое мастерство. И одним из эффективных способов творческого управления ходом урока является использование различных приемов работы на уроке. Рассмотрим некоторые из них.
Прием «Дай пять». Учителю необходимо подготовить верные и неверные утверждения по теме урока. Ученики становятся парами спиной к спине. Учитель говорит утверждение, и каждый ученик поднимает один палец, если утверждение верное, и два пальца, если утверждение неверное. Учащиеся поворачиваются лицом друг к другу. Учительдает правильный ответ. И если учащиеся оба ответили верно, то дают друг другу пять. Такой прием можно использовать в начале урока, в качестве проверки домашнего задания, или в конце, чтоб проверить уровень усвоения нового материала.
Прием «50 на 25». Для мотивации учащихся на уроке полезно сменять виды деятельности. Поэтому можно совместить парную работу с работой с текстом учебника. Учитель дает задание учащимся проработать текст параграфа (можно брать часть параграфа). После проработки текста учащихся разделяются на пары. Их задача – придумать и записать краткое содержание текста, уместить его в 50 слов. Затем они обмениваются своими произведениями и должны сократить доставшееся краткое содержание до 25 слов. После очередного обмена учащиеся опять сокращают текст, только теперь до пары предложений (10–12 слов). В результате зачитываются полученные варианты и выбирается самое лучшее краткое содержание. Такие задания однозначно помогут разбавить атмосферу предсказуемости в классе во время работы с текстом учебником.
Прием «Шведский стол». В классе бывают учащиеся, которые не всегда выполняют домашнее задание. И данный прием – это интересный способ мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания. Учащимся предлагается «меню» с вариантами домашних заданий по теме урока. «Меню» – представляет собой карточку, на которой расписаны несколько вариантов выполнения заданий. Задания варьируются от самого простого до сложного. Обязательно стоит добавить творческие задания. Около каждого задания прописаны баллы, которые учащиеся смогут получить, если выполнят именно это задание. Далее учащиеся самостоятельно набирают себе из «меню» «блюда». На следующем уроке проверка домашнего задания обязательна.
Прием «Шпаргалки». Учащимся предлагается прочитать текст параграфа. После этого им необходимо передать его содержание (можно с помощью рисунков, условных обозначений или схем). Подписанные шпаргалки ученики отдают учителю. Ими они могут воспользоваться на следующем уроке при ответе. Однако здесь возможны два варианта. Вариант 1. Ученики подходят к учителю и берут свою шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести информацию. Учитель отмечает лучшие шпаргалки и докладчиков. Вариант 2. До начала урока учитель хаотически раскладывает шпаргалки на парты. Учащиеся пробуют воспроизвести информацию по чужим подсказкам. Так ученики могут понять, что работа с учебным материалом и его понимание – дело индивидуальное. Этот прием мотивирует детей работать с текстом учебника. Учащиеся знают, что их шпаргалка поможет на следующем уроке, поэтому они ответственно подходят к ее созданию и качественно прорабатывают информацию.
Прием «Цветные поля». Ученик, выполняя письменную работу, обводит задания/слова/примеры цветными карандашами. Эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный подразумевает «Проверьте, пожалуйста, все и исправьте все ошибки», зеленый – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», черный – «Не относитесь, пожалуйста, серьезно к этой работе, я ее делал в спешке» и т. д. Данный прием блестяще справляется с задачей мотивации к выполнению упражнений, решению задач, тестов и помогает формировать здравое отношение к собственным ошибкам.
Таким образом, время не стоит на месте, несмотря на то, что профессия учитель – одна из древнейших в нашем социуме, она видоизменяется, как и само общество. Учебная организация ставит перед собой задачи в соответствии с потребностями общества, а для их решения очень важно иметь эффективных педагогов-управителей.
Библиографический список
- Юдакова, С.В.Психолого-педагогические аспекты менеджмента в сфереобразования : учеб. пособие / С. В. Юдакова ; Владим. гос. ун-тим. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2020. – 111 с.