УДК 373.2
Савицкая Екатерина Николаевна,
студент 4 курса факультета дошкольного образования
заочной формы обучения УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск
Научный руководитель – Е. В. Горбатова, доцент кафедры методик дошкольного образования БГПУ им. М. Танка
Образовательная работа по развитию колористических умений у детей старшего дошкольного возраста
На формирующем этапе нашего исследования с целью развития и закрепления колористических умений у детей старшего дошкольного возраста, нами был разработан комплекс занятий, состоящий из четырёх блоков работы. Для активизации познавательной активности воспитанников занятия были построены в игровой форме с использованием дидактических игр, экспериментально-практической деятельности, разнообразных методов и приемов обучения и развития творчества воспитанников.
Для повышения эффективности проведения занятий нами были разработаны и изготовлены два пособия «Азбука цвета» и «Основы цветоведения» с дидактическими играми и наглядным материалом, которые вызвали у детей живой интерес к занятиям и придали им эмоциональную окрашенность.
Разработанный нами комплекс занятий был разбит на блоки:
Первый блок занятий был посвящен теме «Радуга цветов». Целью этих занятий было расширить представления детей о разнообразии цветового спектра; классификации цветов (хроматические, ахроматические; тёплые и холодные) и техники смешения основных цветов для получения дополнительных и их оттенков.
На этих занятиях мы закрепили знания детей об основных цветах (жёлтый, красный, синий); расширили представления о дополнительных (составных) цветах (оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый), которые можно получить путём смешивания основных цветов; ввели понятие хроматические и ахроматические цвета (белый, чёрный и серый, который можно получить, смешивая белую и чёрную краски); на примере радуги познакомили детей с цветовым спектром, из которого у детей сформировалось представление о том, что каждый цвет радуги имеет множество темных и светлых оттенков, о том, что такие оттенки можно получить, добавляя разное количество чёрной или белой краски в определённый цвет. Дети практическим путём освоили технику смешивания цветов, научились пользоваться палитрой. Экспериментирование с красками очень заинтересовало и увлекло детей.
Второй блок занятий – «Времена года» – был посвящен рассматриванию репродукций художников И. Левитана («Март», «Золотая осень»); И. Шишкина («Зима»); В. Бялыницкого-Берули («Лесная речка»), А. Куинджи «Берёзовая роща» и других художников с целью развития умения различать и анализировать цвета в произведениях искусства, определять характер художественного образа и его связь с выбранным цветовым решением.
Рассматривание произведений изобразительного искусства осуществлялось в процессе проведения искусствоведческих бесед, интегрированных занятий по образовательной области «Изобразительное искусство», в нерегламентированной деятельности воспитанников.
Для привлечения внимания детей и получения наиболее выразительного эмоционального отклика на рассматриваемые произведения изобразительного искусства мы использовали следующие приёмы: искусствоведческий рассказ воспитателя; дидактические игры, способствующие определению палитры красок, использованных художником для создания картины; приём сравнения двух картин одного жанра и тематики разных художников, отражающие контрастное настроение; игровые и проблемные ситуации; постановка вопросов о средствах выразительности, используемых художником и др. [1; 2]
Мы просили детей определить и назвать, какие краски использовал художник; описать свои чувства, которые они испытывали при рассматривании картины и высказать предположения о том, какое настроение хотел передать автор; с помощью чего у художника получилось передать то или иное настроение.
Детям понравилось рассматривать картины, они с большим удовольствием старались отвечать на поставленные вопросы, оживлённо принимали участие в беседе и охотно делились своими впечатлениями и переживаниями от их рассматривания.
Третий блок занятий – «Краски природы» – был направлен на развитие у детей навыков передачи настроения природы через цвет, закреплению представлений о «теплых» и «холодных» цветах в природе.
Мы провели тематические занятия: «Пасмурная и солнечная погода», «Луна и солнце», «Что мы знаем о зиме». После наблюдений за погодой мы рисовали с детьми пасмурную и солнечную погоду. Дети закрепили умения передавать оттенки и настроение природы через «холодные» (темное серое небо, коричневая земля и синяя вода в ручьях) и «теплые» цвета (яркое желтое солнце, солнечная желто-зеленая трава).
Четвёртый блок занятий – «Разноцветные дни» – был посвящён занятиям-развлечениям. Цель: обогащение представлений и расширение восприятия детьми цветовой гаммы окружающего мира.
Данный цикл занятий мы использовали для того, чтобы дети в непринуждённой игровой форме смогли сформировать эмоциональное восприятие цвета; научились запоминать цвета спектра и находить предметы заданного цвета в своём окружении; накопили эмоционально-практический опыт в процессе общения с музыкой и цветом; научились отображать свои представления об окружающем мире и отношение к нему доступными выразительными средствами. К подготовке развлечений были привлечены и родители воспитанников.
Так как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, в том числе и старшего дошкольного возраста, является игра, способствующая обучению и развитию детей, нами были разработаны и изготовлены наглядно-дидактические пособия: лепбуки «Азбука цвета» и «Основы цветоведения».
В них вошли: наглядные материалы: «Названия цветов и оттенков», «Спектр цветов», «Азбука цветов», «Тёплая и холодная цветовая гамма», «Палитра цветов»; подборка стихов и загадок: «О цвете в стихах», «Цветные рифмы», «Отгадай цвет»; дидактические игры: «Подбери заплатку», «Радуга предметов», «Разноцветные букашки», «Весёлые карандашики», «Подбери по цвету карандаш», «Подбери палитру», «Раскрась меня», «Смешай цвета верно», «Цветная математика», «Подбери цвета для принцессы Эльзы и Анны» (тёплые и холодные цвета).
Данные пособия активно использовались нами на занятиях для активизации познавательной деятельности воспитанников; в индивидуальной работе для развития и закрепления полученных знаний, умений и навыков; в нерегламентированной деятельности. Пособия находились в свободном доступе для детей в уголке самостоятельной изобразительной деятельности.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа содействовала развитию колористических умений воспитанников старшего дошкольного возраста.
Библиографический список
- Дубровская, Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников: от 2 до 7 лет / Н.В. Дубровская. – Санкт-Петербург : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 159 с.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.