УДК 376.37
Быковская А.А.
студентка 3 курса 1 ступени образования педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(Научный руководитель – Сидорко Т.В., старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования УО ГрГУ им. Янки Купалы)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В 1 КЛАССЕ (В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД)
Аннотация. В данной статье представлены трудности, которые встречаются у учащихся с тяжелыми нарушениями речи при обучении письменной речи, а также приёмы формирования готовности к обучению письму в добукварный период у детей данной категории.
Навык правильного письма лежит в основе всего дальнейшего обучения. Овладение детьми навыком письма остается одним из сложных этапов для начинающих учиться в школе. Практика школьного обучения детей письму с каждым годом совершенствуется, но трудности овладения этим навыком среди учащихся начальной школы по-прежнему остаются актуальной проблемой. Учащийся, не освоивший данный навык, будет иметь трудности в формировании структуры учебной деятельности. Неуспеваемость в школе часто вызывает у таких детей негативное отношение к учебе, к любому виду деятельности, может привести к трудностям общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, возникновению конфликтов с ними. У учащихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) отмечается неготовность моторной, психологической и речевой сферы к овладению письмом. Поэтому актуальным представляется проведение коррекционной работы по подготовке учащихся с ТНР к письму.
Цель статьи – рассмотреть содержание работы по формированию готовности к обучению письму у учащихся с ТНР в 1 классе (в добукварный период).
Детям с ТНР характерно замедленное развитие моторных функций. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в точном воспроизведении дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания в пространстве, временных параметрах, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. У детей с ТНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.) [1].
У детей с ТНР наблюдается тесная взаимосвязь между особенностями развития слухового восприятия и имеющимися нарушениями фонематического восприятия. Они не различают звуки (звукосочетания), сходные по звучанию, что, в свою очередь, приводит к нарушению звукопроизношения, а также возникновению проблем при освоении процессов чтения и письма. Само нарушение речи оказывает значительное влияние на слуховое восприятие фонем. Отсюда следует, что чем большее количество звуков дифференцирует в произношении ребенок, тем успешнее он различает фонемы на слух [5].
Целью специально организованного процесса обучения языку является формирование у детей с ТНР полноценного средства общения и выражения мыслей, создание необходимых предпосылок для изучения языка как предмета и других основ наук. В ходе обучения языку происходит развитие познавательной деятельности в тесной связи с коррекцией и формированием речи. Обучение языку детей с тяжелыми нарушениями речи имеет четко выраженную практическую направленность. Программой для специальной общеобразовательной школы для детей с ТНР выдвигаются следующие направления:
- развитие понимания обращенной к детям устной речи;
- формирование активной устной речи учащихся;
- обучение произношению;
- обучение письменной речи;
- формирование словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи [4].
Согласно учебной программе для специальных общеобразовательных учреждений для детей с ТНР, в процессе обучения письменной речи в добукварный период решается задача формирования готовности к началу обучения грамоте: коррекция специфических отклонений в развитии познавательной деятельности учащихся, их мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), восполнение пробелов в элементарных знаниях, подготовка к овладению основными учебными навыками, формирование интеллектуальной активности. Учащиеся готовятся к письму (правильная посадка при письме, правильное положение кисти руки и пальцев, держащих ручку). Значительное место отводится развитию зрительного восприятия с целью предупреждения оптической дисграфии. Содержание программы предусматривает специальные упражнения по рисованию, штрихованию и письму отдельных элементов букв. В добукварный период учащиеся практически усваивают звуковой и слоговой состав слова, понятие «ударение». Значительное место отводится развитию фонематического восприятия и слуха [4].
Формирование готовности к обучению письму у учащихся с ТНР состоит из двух основных периодов: подготовительного и основного. В каждом из них выделяются свои задачи и последовательные ступени работы. В подготовительный период учащиеся овладевают рядом языковых понятий, знаний и умений. Они знакомятся с понятиями речь, предложение, слово, слог, звук, ударение, согласные и гласные звуки, причём в процессе обучения дети овладевают соответствующей терминологией [2].
Принципы, на основе которых формируется готовность к овладению письму:
- принцип индивидуального подхода. Все дети разные, некоторые из них осваивают навык письма быстро, некоторым требуется несколько больше времени и упорства. Всегда стоит учитывать особенности физического развития детей: нарушения зрения или моторики могут усложнить процесс для ребёнка, и учитель должен помочь учащемуся преодолеть это препятствие.
- Принцип наглядности. Устное обучение чистописанию невозможно. Учитель всегда должен демонстрировать классу примеры написания, показывать, как соединяются слоги, как оформляются предложения. Помочь могут прописи, таблицы, упражнения и другие средства.
- Принцип сознательности. Он требует того, чтобы ученики с самого начала, с самого первого дня понимали предмет изучения. То есть учитель должен максимально грамотно и чётко разъяснять каждый шаг процесса и всегда убеждаться в том, что все дети успевают за мыслью. К этому принципу относится и формирование у обучающихся умения сопоставлять правильное и неправильное начертание букв, замечать свои и чужие ошибки.
В добукварный (подготовительный) период обучения перед учителем ставится ряд конкретных коррекционных задач:
- развивать естественный вид звукового анализа, т. е. фонематический слух, внимание к звуковой стороне обращённой речи.
Игра «Кто внимательный». Дети должны с помощью сигнальной карточки или хлопком и т.д. отреагировать тогда, когда в предъявляемом лексическом материале (например, ряде слогов, звуков, слов, во фразе) они услышат изучаемый звук.
Игра «Узнай звук». Детям предлагается работа со словами-паронимами, при этом особое внимание логопед уделяет работе по семантизации, т.е. уточнению лексического значения слышимых слов. Работа над семантикой может проводиться посредством наглядно-действенного, словесно-контекстного и смешанного способов.
Данные игры могут использоваться после изучения новой темы, для закрепления пройденного материала.
- Формировать операции фонематического восприятия, обучать приёмам определения линейной последовательности звуков, нахождения их местоположения в структуре слова, определять количество звуков.
Обучая детей проведению операциям фонематического восприятия, учитель может применять на уроке следующие методические приёмы работы: «Скажи слово и послушай себя»; «Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове»; «Назови последний звук с слове и охарактеризуй» и др. При работе с каждым последующим звуком обязательно повторить все операции: протяни и выдели звук, обозначь его, проверь, прочитай и др.
Фонемный анализ, т.е. умение вычленять звуковую последовательность слова, только тогда становиться для школьника способом действий, когда с самого начала своего формирования этот процесс складывается целенаправленно к осознанию: ребёнок не только осваивает определённую последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия.
- Развивать временные и оптико-пространственные представления.
Ориентировка в собственном теле, дифференциация его правых и левых частей. Данное направление работы основано на ранее сформированных представлениях о правой и левой частях тела и речевых обозначениях левой и правой руки. Можно предложить следующую последовательность в формировании знаний: определение пространственного расположения ребёнка в комнате («Левая стена та, что ближе к левой руке», «Правая стена та, что ближе к правой руке», «Верх комнаты над головой – это потолок», «Низ комнаты под ногами – это пол» и т. д.; знакомство с пространственным расположением предметов, находящихся в комнате, по отношению к ребёнку (формирование понятий: «справа от меня», «слева от меня», «впереди меня», «надо мной», «подо мной»); отработка пространственных отношений между несколькими предметами; формирование пространственной ориентировки на листе бумаги и на строке («Левая сторона листа та, что ближе к левой руке», «Правая сторона – к правой руке», «Верх листа то, что дальше от глаз», «Низ листа – что ближе ко мне», «Пишем слева направо», «Над строкой», «Под строкой», «На строке»); обучение рисованию разных узоров и геометрических фигур в тетрадях в клетку и узкую линейку.
Уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Определяя последовательность работы, необходимо опираться на последовательность появления предложных конструкций в онтогенезе у детей с нормальным речевым развитием. Следовательно, сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД, т.к. они обладают выраженным конкретным содержанием, а потом предлоги ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и другие.
- Восполнять пробелы в лексическом и грамматическом развитии речи младших школьников.
- Развивать такие важные для овладения грамотой психические процессы, как восприятие, память, мышление и внимание.
- Формировать мелкие мускульные ощущения движений руки при письме простых элементов букв [4].
Таким образом, трудности овладения навыками письма являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении у учащихся с ТНР. Важнейшим условием успешного обучения в школе учащихся младших классов является качество развития их психической сферы и устной речи, которые, в свою очередь, оказывают положительное влияние на процесс овладения правильным, безошибочным, грамотным письмом, а это является весомой предпосылкой для полноценного усвоения школьной программы. Коррекционно-педагогическая работа, построенная с учетом особенностей развития устной речи, сенсомоторных и психических процессов младших школьников с недоразвитием речи, сможет обеспечить качественное развитие у этих детей необходимых компонентов, составляющих основу письменной речи, будет результативно способствовать предупреждению у них нарушений чтения и письма в период начального школьного обучения.
Список литературы
- Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Владос, 2001. – 336 с.
- Кривовязова, Н. Д. Обучение в 1 классе / Н. Д. Кривовязова, И. Н. Ясова. – Минск : НМЦентр, 1998. – 68 с.
- Российская, Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е. Н. Российская. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 240 с.
- Сб. программ для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения. Русский язык. Беларуская мова. Математика. Человек и мир. 1 – 5 классы. – Минск : НИО, 2008.
- Сергеева, Г. Ф. Особенности восприятия фонем при некоторых нарушениях речи / Г. Ф. Сергеева. − М. : Владос, 1973. – 155 с.
Статья посвящена проблеме подготовки к учащихся с ТНР к письму. В статье дается описание основным трудностям, с которыми сталкиваются учащиеся с ТНР при обучении письму, направления работы по подготовке к письму. Подробно рассмотрено содержание работы при решении отдельных коррекционных задач.
Уточняющий вопрос по статье: обоснуйте, пожалуйста, почему при подготовке к обучению письму важно развивать фонематический слух у учащихся? Как будет проявляться связь фонематического слуха и письма?
Спасибо!
Развитие фонематического слуха — залог успешного обучения чтению и письму. Если у ребёнка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения письму, ведь если ребёнок плохо различает звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.
При подготовке к обучению письму развитие фонематического слуха является одной из главных задач.
Очень полезная статья для педагогов. Спасибо!
Спасибо!