УДК 37.02
Геда И.Е.
учитель английского языка высшей квалификационной категории
Государственное учреждение образования «Гимназия № 2 г. Гродно»
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы обучения иностранным языкам в начальной школе.
В настоящее время растет интерес к изучению и преподаванию иностранных языков, так как необходимость овладения иностранным языком для современного человека стала очевидной практически для всех.
Младший школьный возраст представляет собой критический период в обучении и развитии. Во время обучения в начальных классах у детей быстро развиваются языковые и другие когнитивные навыки, поэтому в этом возрасте дети очень восприимчивы к изучению иностранного языка. Пластичность естественного механизма овладения языком, гибкое и быстрое хранение языкового материала, хорошая исполнительная и когнитивная функция дают возможность успешному овладению детьми иностранной речью.
Дети, как правило, овладевая своим родным языком, активно участвуют в этом, изучая окружение и общаясь с другими. Взаимодействуя и общаясь с другими членами своей культуры, они постепенно приобретают не только лингвистическую компетенцию, словарный запас, правила и грамматику языка, но и коммуникативную компетенцию. Они одновременно учат язык и как правильно его использовать в разных ситуациях и с разными людьми. Напротив, при изучении языка как иностранного, возникает много серьезных проблем, поскольку дети не испытывают той же благоприятной интерактивной среды, что и при изучении их родного языка. С психологической же точки зрения, изучение иностранного языка представляет собой сложный процесс формирования в коре головного мозга новой речевой системы, которая начинает сосуществовать и постоянно взаимодействовать с уже выработанной системой родного языка, испытывая на себе ее интерферирующее влияние.
Поэтому учителя иностранного языка при обучении английскому языку в начальной школе сталкиваются с рядом проблем, ведь в классе находятся ученики, которые различаются по уровню обученности, способности к овладению языка, к общению на английском языке в группе, имеющие разные мотивации к изучению иностранного языка. У каждого школьника есть свои особенности характера, свои интересы. Важно также помнить, что дети обладают разными темпераментами: некоторые агрессивны, другие застенчивы, третьи слишком тревожны, болезненно переживают свои неудачи и боятся сделать ошибку.
Еще одной проблемой является психолого-возрастные особенности конкретного ребенка, влияющие на восприятие, внимание, память, воображение и мышление младших школьников.
Следующей проблемой является противоречие, возникающее при изучении грамматического материала, так как учащиеся на момент знакомства с грамматикой английского языка не владеют грамматикой русского языка в полном объеме, что создает определенные трудности. Возникает необходимость объяснения русской грамматики, а затем грамматики английского языка.
В то же время ученики часто переносят особенности родного языка на изучаемый иностранный. На уроках английского языка происходит следующее: ученик невольно переводит на русский язык смысловые единицы английского языка, то есть осознание им этих единиц происходит не с помощью английского языка, а на русском языке. При попытках построить речевое высказывание на иностранном языке многие ученики используют речевые структуры родного языка. Основная проблема школьников начальных классов – неокончательная сформированность речевого механизма английского языка, поэтому речевой механизм русского языка часто подменяет или даже вытесняет его.
Определенную проблему в обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте создает овладение письменной речью. Письмо – это сложное речевое умение. В обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет большую роль. Оно способствует более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. Но, чтобы выполнить эту важную роль, именно на начальном этапе и, в частности, на первом году обучения, учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. Темп письма учащихся очень медленный и на русском языке. Поэтому все письменные задания приходится, вначале выполнять устно, а затем письменно.
Особенно хочется отметить учебные пособия, которые слишком перегружены грамматикой, которая не объясняется на нужном уровне, а также нехваткой упражнений на отработку изучаемых грамматических явлений. Учебники перегружены лексикой, а тексты написаны на далеком от современного, адаптированного для детей языке. В связи с этим у учителя уходит очень много времени на подготовку к уроку, т. к. необходимо найти, распечатать дополнительные упражнения, найти какое-то видео сопровождение урока, подобрать игры. Все это требует больших временных и материальных затрат.
Проблемой является отсутствие в школах лингафонных кабинетов, интерактивных досок, что также усложняет работу учителя.
Для решения выше описанных проблем можно предложить следующие варианты развития событий:
— максимальная адаптация методики и процесса обучения английскому языку в начальной школе. Иными словами, материал должен преподноситься доходчиво, доступно и понятно для каждого воспитанника.
— грамматические основы английского языка должны разъясняться с позиции простоты и наглядности, и в то же время вызывать естественный интерес к учёбе у самих учащихся начальной школы.
— повышение мотивации обучающихся в изучении иностранного языка при помощи различных форм и методов обучения, таких как метод проектов, игровые технологии, работа с песенным материалом, различные внеклассные мероприятия.
— преодоление психологических барьеров при изучении английского языка путем создания комфортной атмосферы занятия.
— увеличение в учебном плане объема времени, отводимого на изучение иностранного языка.
Список литературы
- Виртуальная академия. [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа : https://www.virtualacademy.ru/news/metodika-prepodavanija-anglijskogo-jazyka-v-nacalnoj-shkole/. – Дата доступа : 07.05.2020.
- Негневицкая, Е.И., Шахнарович, А.М. Язык и дети/ Е.И. Негневицкая. – М.: Наука, 1981. – 220 с.
- Негневицкая, Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра / Е. И. Негневицкая // Иностранные языки в школе. – 1987. – № 6. – С. 20-26.
- Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 223с.
- Рогова, Г.В., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. Вузов, 3-е изд./ Г.В. Рогова – М.: Просвещение, 2000. – 232 с.
- Самостоятельное изучение английского языка. [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа : http://www.comenglish.ru/metodika-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka-v-nachalnyh-klassah/. – Дата доступа : 07.05.2020.
Спасибо. Тема актуальна.
Добры дзень! Хочацца даведацца, якую мову аўтар артыкула разумее у сказе “Дети, как правило, овладевая своим родным языком, активно участвуют в этом, изучая окружение и общаясь с другими”? Што ўкладваецца ў паняцце “родной язык”?