Лавкель М. Д. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

УДК 159.9

Лавкель М.Д.

Магистрант  1 курса 2 ступени образования педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени

Янки Купалы»

(Научный руководитель – Михалкович  Н.В., доцент кафедры педагогики и социальной работы   УО «ГрГУ им. Янки Купалы», кандидат педагогических наук, доцент)

 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ  ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

 Аннотация. В статье представлены результаты исследования духовной жизни современной молодёжи, а также анализ духовных ценностей учащихся Лидского колледжа УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».

Современное состояние и будущее Республики Беларусь во многом определяет молодое поколение, которое является наиболее активной частью общества. В последнее время рядом ученых исследуются ценностные ориентации современной молодежи, в которых отмечается доминирование материальных ценностей, в то время как роль духовных приобретает второстепенное значение.

В связи с развитием технического прогресса произошло ускоренное накопление знаний, что способствовало изменению уровня и скорости жизни. Это повлекло переоценку ценностей и резкую смену идеалов. Внимание стало уделяться в основном личному благополучию, накоплению материальных благ, карьерному росту и т.д. Эти «меняющиеся объективные факторы внешнего мира создали условия для пересмотра приоритетов ценностей во внутренней сфере личности, ее духовной культуры, а следовательно, интересов, мотивов, потребностей»  [3, 367]. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. По мнению М.С. Кудряшова, уже сегодня идут дискуссии о поисках новых рациональных путей перехода к традиционным фундаментальным общечеловеческим ценностям, как религиозным, так и светским, причем особую значимость приобретают такие ценности, как справедливость, свобода, демократия, доброта, порядочность, уважение к вере, формируются иные представления о смысле жизни человека [2, 65].

Каждое поколение само осуществляет выбор тех или иных ценностей, принимая одни и отвергая другие. Вместе с тем, духовные ценности воспринимаются каждой личностью индивидуально и избирательно.

Духовные ценности – это то, что значимо для человека и общества. Иными словами то, что личность для себя выбирает и оценивает как значимость, что может выражаться как процесс удовлетворения ее интереса, потребностей и т.д. [3, 367].

Духовные ценности – это ценности, передаваемые человеку посредством различных культурных источников и формирующие мировоззрение, принципы, а следовательно, и моральную, нравственную сторону личности каждого человека [4, 112].

Сегодня идут дискуссии о возврате к традиционным общечеловеческим ценностям, причем особую значимость, конечно, приобретают духовные ценности, которые придают смысл человеческой жизни. К ним можно отнести  порядочность, честность, трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, терпимость, человечность. Любые их изменения, влекут за собой пересмотр культурных норм и традиций. Следует согласиться с Е. Н. Мироновой, что «весь исторический опыт поколений, воплощенный в культурных ценностях, отражается в духовном мире личности, способствует ее интеллектуальному и нравственному развитию, совершенствует духовную жизнь общества, определяет и направляет культурные процессы, как на уровне отдельных социальных групп, так и на уровне цивилизации в целом» [3, 368].

 

Исследование духовных ценностей учащихся Лидского колледжа УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», обучающихся по специальностям «Дошкольное воспитание» и «Начальное образование», обусловлено тем, что в новой социальной структуре белорусского общества данные представители, в силу специфики выбранной ими творческой профессии, способны самостоятельно влиять на формирование ценностных ориентиров молодежи, оказать  влияние на воспитание у дошкольников и учащихся начальных классов   стойких установок на  духовно-нравственные ценности.

Анкетирование среди учащихся было проведено по методике изучения ценностных ориентации  М. Рокича, ос­нованной на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей; терминальныеубеждения в том, что конечная цель индивидуального суще­ствования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструмен­тальныеубеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.  В анкетировании приняли участие 94 учащихся. Были получены следующие результаты.

Анализируя терминальные ценности было выявлено, что учащиеся на первое место поставили здоровье (физическое и психическое); на второе — счастливую семейную жизнь; на третье — любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); на четвертое — материально обеспеченную жизнь (отсутствие материальных проблем);  на пятое  — свободу (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений); на шестое — наличие хороших и верных друзей; на девятое — активную деятельную жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), продуктивную жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); на десятое — общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег), развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); на одиннадцатое место — интересную работу; на двенадцатое место — познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); на тринадцатое  место — жизненную мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые  благодаря жизненному опыту); на четырнадцатое место — удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения); на семнадцатое место — счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); на восемнадцатое место — творчество (возможность заниматься творчеством), красоту природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).

Среди инструментальных ценностей места распределились следующим образом: на первое место поставили воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения); на второе — аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел), жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора); на третье — образованность (широта знаний, высокий культурный уровень); на четвертое — честность (правдивость, искренность);  на шестое — ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); на седьмое место — самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); на восьмое — чуткость (заботливость); на десятое — рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); на 12 место — смелость в отстаивании своего мнения, на тринадцатое место  — твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); на четырнадцатое место — независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); на пятнадцатое место — терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); на семнадцатое место — исполнительность (дисциплинированность), широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); на восемнадцатое  место — высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), непримиримость к недостаткам в себе и других.

По результатам исследования, проведённого среди учащихся старших курсов Лидского колледжа, стоит отметить, что важное значение у них  среди терминальных ценностей занимают такие, как  – здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь.  Менее значимы счастье других, творчество, красота природы и искусства. Анализ инструментальных ценностей показал, что наиболее предпочтительными в любых ситуациях являются воспитанность, аккуратность, жизнерадостность, образованность. А такие ценности, как  исполнительность, широта взглядов, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других являются не столь важными для учащихся.

Материально обеспеченную жизнь учащиеся поставили на четвертое место. Ориентация современной молодёжи на материальное благополучие, хоть и является достаточно сильным, но все же уступает духовным ценностям. С другой стороны, материальное благополучие может пока недооцениваться по причине того, что большинство учащихся живут на средства родителей, у них отсутствует собственная семья, которую нужно содержать. О единстве материальной и духовной природы человека говорит  Е. Ю. Азбукина,  под ней она понимает мировоззренческую убежденность личности, без которой немыслимы ее самореализация, самоопределения и развитие личностного потенциала [1, 38].

Исходя из полученных результатов исследования, можно предположить, что потенциальные выпускники специальностей «Дошкольное воспитание», «Начальное образование» Лидского колледжа обладают достаточным уровнем духовного развития. Это подтверждает выбранная респондентами иерархия ценностей, среди которых, духовные ценности стоят на первом месте. Следовательно, уже в этом году дошкольные учреждения и школы пополнятся молодыми специалистами, которые будут в процессе своей профессиональной  деятельность ориентировать подрастающее поколение  на преодоление кризиса, сложившегося в духовной жизни общества.

 

Список использованных источников

  1. Азбукина, Е. Ю. Духовные ценности и личностный потенциал педагога /

Е. Ю. Азбукина, Л. В. Волошина // Вестник ТГПУ. — № 4 (132). – 2013. – С. 38–41.

  1. Кудряшова, М. С. Духовные ценности в контексте современности // Вестник РУДН, 2015, № 4. – С. 59–66.
  2. Миронова, Е. Н. Духовные ценности как показатель мировых культурных процессов / Е. Н. Миронова, Е. Н. Миронова // Мир науки, культуры, образования. – № 1 (50). – 2015. – С. 366–368.
  3. Подобед, О. В., Духовные ценности // Наука, образование, общество, тенденции и перспективы развития : материалы ǀǀ Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 февр. 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 110–112.

 

 

Запись опубликована в рубрике Секция 5. Социализация личности на разных этапах возрастного развития. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Лавкель М. Д. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

  1. Виктория Сидарович говорит:

    Здравствуйте, уважаемый автор. Мне показались давольно интересными результаты проведенного вами исследования, однако несколько расстроило, что у будущих педагогов такая ценность как познание находится лишь на 12 месте. Возможно в ходе исследования у вас возникли какие-либо предположения о том, почему наблюдается такая тенденция.

Обсуждение закрыто.