Охотницкая Е.М. К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА САКРАЛЬНОГО

УДК 101

|Охотницкая Е.М.

Преподаватель Гуманитарного колледжа

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА САКРАЛЬНОГО

 Аннотация. В статье рассматривается феномен сакрального, и его интерпретация с точки зрения религиозной и философской мысли. Проведённый анализ позволяет делать выводы о взаимопроникновении сакрального и мирского и более широком использовании этого понятия в современном обществе.

 В настоящее время обсуждение и изучение феномена сакральное играет важную роль. Во многом это связано с системным кризисом европейской цивилизации и реалиями современного состояния общества постсоветского пространства, в котором происходит разрушение фундаментальных основ традиционной жизни и деградацией духовной. Общество усиленно ищет глубинные векторы для дальнейшего движения, и ставит под сомнение рациональную программу развития как единственно возможную. Поэтому вопрос определения ценностей, которые для человечества становятся сакральными, весьма актуален. А, соответственно, и понимание, что такое сакральное, становится весьма важным для научного сообщества.

По большому счету, на сегодняшний день нет универсального определения феномена «сакральное», нет понимания его смысловой нагрузки. А так же нет понимания, что именно мы можем называть сакральным и что относить к этой категории.

Если обратится к толковому словарю, то САКРАЛЬНОЕ – это  священное, святое (лат. sacer — священный, святой, посвященный божеству, неприкосновенный; лат. sanctus — священный, святой, благочестивый, непорочный)[1].

Представления о сакральном наиболее полно выражены в религиозном мировоззрении, где в это понятие вкладывается буквальный этимологический смысл. Убеждение в существовании сакрального и желание быть ему сопричастным составляют суть религии. В религиозной жизни сакральное является наивысшей ценностью: стяжание святости выступает непременным условием и целью спасения. В религии сакральное (святое) противопоставляется мирскому (житейскому). «Однако религия не останавливается на их оппозиции, а отдает приоритет сакральному во всех сферах бытия и познания. В религиозной картине мира сакральному отводится структурообразующая роль, оно принципиально отлично от мирского, фрагменты которого выстраиваются в единую систему, посредством высших сакральных сущностей» [2].

С точки зрения философии, сакральное, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. [3]. Оно здесь имеет более расширенный смысл, нежели в теологической интерпретации, и распространяется на сферу житейского, обыденного.

Термин «сакральное» был введен в философско-социологические исследования в конце XIX века. Основной целью было преодоление его узко религиозного смысла. Э. Дюркгейм, изучая историю религий, доказал, что религия — естественный продукт общественного развития и подлинный объект всех религиозных культов — общество. Общественное сознание и религия связаны внутренним образом, так как общественные ценности сакрализуются, а религиозное воплощается в мирском.

Сакрализация — приписывание материальным предметам, действиям, людям, нормам поведения и т. д. священных или магических свойств. Сакрализация в общественной жизни изучалась многими мыслителями XIX-XX веков. М. Элиаде исследовал сакральное и мирское в русле феноменологии религии как определенную данность вне исторического контекста.

В работе «Священное и мирское» М. Элиаде анализирует понятия, используемые в названии, в их конкретном проявлении. Он выделяет священное и мирское пространство и время, священность природы, человеческое существование и священную жизнь. Человек может воспринимать труд, удовлетворение потребностей, игру, секс как нечто лишенное священности, но, начиная с первобытного общества, им придавался сакральный смысл (ритуальные жертвы, запреты, табу и т. д.). Для нерелигиозного человека рождение, брак, смерть — конкретные жизненные события, не имеющие таинственного, сокровенного смысла, для религиозного человека они имеют сакральное значение. Но ностальгия о сакральности основных событий человеческой жизни сохраняется в обществе и обнаруживается во всевозможных гражданских ритуалах, которым сознательно или бессознательно придается священный смысл (празднование Нового года, дней рождения, годовщин свадьбы, поминовение усопших). Итак, согласно М. Элиаде, сакральное и мирское — самостоятельные, но взаимосвязанные сферы бытия: сакральное вплетено в профанные нерелигиозные формы, а религиозное вплетается в мирское [4].

К примеру, легко прослеживается сакрализация достижений научно-технического прогресса  и это обнаруживается во всевозможных технократических концепциях. Предполагается, что с развитием информационных технологий будут решены глобальные проблемы и создан новый тип работника, сочетающего образованность, креативность и деловитость. При этом слабо учитываются или сознательно скрываются реальные опасности информационного общества: стандартизация личности, интеллектуальное оскудение, утрата нравственности, углубление различий между элитой и массой, электронный терроризм и многое другое.

Замаскированная и деформированная сакральность проявляется во многих социально-политических и философских учениях. По мнению М. Элиаде, марксизм, психоанализ, социальные пророчества по сути своей мифологичны.

К.Маркс, не используя термин «сакральное», так как традиционно ему придавался теистический смысл, исследовал проблемы сакрализации действительности. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркс охарактеризовал власть денег в буржуазном обществе, где они «видимое божество», [5, с. 618]. Общество превратило деньги в некий священный символ, наделило их абсолютными свойствами, причем сила денег переносится на их владельца. Фетишизация денег превращает недостатки и немощи человека в достоинства, а их отсутствие осознается как недостаток и неспособность человеческой личности.

Таким образом, суммируя все выше описанное, можно прийти к следующим выводам.  Не смотря на то, что слово сакральное, изначально и глубинно понимается как имеющее отношение к божественному и религиозному, неприкосновенному и нерушимому,  на данном этапе существования человечества, такое определение остается актуальным только в религиозной сфере. А для большей части общества имеет все-таки более расширенный и секуляризованный смысл. В общественной жизни торжествует стандартизация, массовая культура, потребительство. И, соответственно, для современного общества характерны сакрализация многих мирских явлений — идеологий и политических учений, культурных событий, действий и мыслей лидеров, светских ритуалов, символов, моды и т. д. Всему этому придается некий возвышенный, священный смысл. Само собой разумеется, эти перечисленные явления не несут в себе ничего сакрального, но они господствуют в обществе, насаждаются СМИ и являются объектами поклонения и почитания. В современном мире сакральное не противостоит мирскому, а органично вписывается, вплетается в него. Современный человек жаждет иррационального, но оно должно быть вплетено в современные реалии жизни. При сильном желании и стремлении к возвышенному и неземному, человечество отдает предпочтение реализации первичных потребностей и, соответственно, все, что помогает на этом пути становится объектом вожделения и поклонения.

Я бы дала следующее определение сакральному – это наивысшая ценность, которая является фундаментальной для человечества в конкретный период его развития, и во многом от того, какие ценности станут  сакральными — будет  зависеть ход исторического развития общества.

 

Список литературы

 

  1. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] //. ⎼ Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic. – Дата доступа: 28.05.2020.
  2. Макаревич Г. А. Сакральное и мирское в жизни общества [Электронный ресурс] //. ⎼ Режим доступа: http://www.institutemvd.by/components/com_chronoforms5/chronoforms/uploads/20160418163105_Makarevich.pdf. – Дата доступа: 28.05.2020.
  3. Философская энциклопедия [Электронный ресурс] //. ⎼ Режим доступа:  https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy– Дата доступа: 28.05.2020.
  4. . Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. — М. : Изд-во МГУ, 1994.
  5. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. — М. : Госполитиздат, 1956.

 

 

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Секция 6. Актуальные вопросы современного социогуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «Охотницкая Е.М. К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА САКРАЛЬНОГО»

  1. Аналитик говорит:

    Интересно. Как бы Вы дали свое определение. Что такое сакральное?

    • Катерина говорит:

      Спасибо. Я бы сакральное вообще оставила для теологии, и применила бы другой термин для «житейского». Однако, т.к. в философии начиная с 19 в. этот узко религиозный смысл преодолевался и произошла сакрализация мирских ценностей, то исходя из этого вот моё определение сакральному: это наивысшая ценность, которая является фундаментальной для человечества в конкретный период его развития, и во многом от того, какие ценности станут сакральными — будет зависеть ход исторического развития общества.

  2. Александра говорит:

    Какой феномен культуры наиболее сакрализирован в современном мире?

    • Катерина говорит:

      Спасибо. В современном мире феномен массовой культуры играет важнейшую роль, т.к. она поддерживается финансово и экономически со стороны государства и крупных корпораций. СМИ диктуют и навязывают желания и потребности, соответственно, человечество не может на это не реагировать и начинает вожделеть. В первую очередь, достижение желаемого становится возможным при финансовом благополучии и успехе, а значит деньги, как объект исключительной значимости, само собой сакрализуются и становятся основной целью.

Обсуждение закрыто.