Липская О.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.2

Липская О.В.

студентка 3 курса 1 ступени образования педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Ковалева Е.А., магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье предоставлены результаты исследования проблемы формирования словаря в дошкольном возрасте. Разработаны рекомендации по использованию метода моделирования в практике работы УДО как средства формирования словаря детей дошкольного возраста.

  Важной темой на сегодняшний день является формирование словаря детей дошкольного возраста. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии человека. Человек с обширным словарным запасом успешнее продвигается по карьерной лестнице, к нему чаще и внимательнее прислушиваются. Чем богаче словарь людей, тем выше вероятность того, что они преуспеют в дальнейшей жизни.

Формирование словаря ребенка занимались такие исследователи как, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова изучавшие специфику усвоения слова как лексической системы, его связь с другими лексическими единицами, и Е.И. Тихеева, В.И. Логинова изучавших анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики[5].

Актуальность исследования обусловливается необходимостью овладения грамотной и связной речью ребенком. Ведь от того на каком уровне ребенок владеет своей речью зависит его дальнейшее будущее: обучение в школе, интеллектуальное развитие, общение в социуме.

Хорошо сформированный словарь детей является средством полноценной коммуникации и развития личности. Логически и грамотно речь играет большую роль в образовательной и практической сфере. Богатый словарь ребенка считается признаком высокоразвитой речи. Приумножение словаря детей одно из основных условий для дальнейшего развития речи.

Важным условием правильного формирования словаря детей дошкольного возраста является выбор наиболее эффективных методов и приёмов, а также способ осуществления воспитателем задач по развитию речи, поставленных учебной программой[1]. В современном мире педагоги дошкольного образования активно пользуются методом моделирования.

Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте.

Основными признаками модели являются: абстракция, наглядность, воображения.

Метод моделирования используется не только на занятиях по образовательной области «Развитие речи и культуры общения», но, и так же на любом другом занятии, так как это помогает ребенку в составлении предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, развивает память, мышление и воображение.

Использование метода моделирования в учреждении дошкольного образования позволяет не только уточнять и закреплять знания детей, но и развивать любознательность, самостоятельность и активность в изучении нового материала.

Использования метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста помогает решить следующие проблемы:

  1. Во время проведения занятия дети быстро утомляются и теряют свой интерес, а использование моделирования позволяет вновь вызывать интерес у детей;
  2. Использование символов аналогов упрощает и ускоряет процесс усвоения нового материала, что развивает память;
  3. Посредством моделирования обогащается словарь ребенка, развиваются умственные и способности, дети учатся сравнивать и обобщать.

При этом применение наглядных моделей даёт возможность оптимизировать процесс перехода от одного вида мышления к другому.  При помощи модели и символа ребенок учится преодолевать препятствия, испытывая при этом положительные эмоции – удивление, радость от полученного результата, что придаёт  детям уверенность в себе[2].

Метод наглядного моделирования позволяет вызывать и удерживать интерес на протяжении всего занятия. Именно этот интерес способствует эффективному обогащению словаря, так как во время занятия ребёнок узнает новые слова, понимает их смысл.

Формированию словаря ребенка дошкольника при применении метода моделирования может происходить так же в ходе пересказа художественного произведения или составлении описательного и повествовательного рассказов.

При применении метода наглядного моделирования существенно облегчается процесс формирования словаря ребенка. За счёт изучения и понимания смысла новых слов ребенок развивает свою речь. Происходит перевод слова из пассивного в активный словарь.

Педагогическое обследование проводилось на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребенка № 89 г. Гродно» с детьми старшего  дошкольного возраста. Наше исследование проходило в три этапа:

На первом этапе была осуществлена проработка источников исследовательской информации. Для этой цели была использована различная психолого-педагогическая литература (книги, журналы, газеты и другие источники).

На втором этапе были проведены диагностические исследования в старшей группе детского сада в начале и конце исследования, между ними организовывались различные мероприятия (игры, занятия и многое другое) с использованием метода моделирования.

При проведении педагогического исследования использовалась диагностическая методика состояния экспрессивной речи Е.С. Зайцевой, В.К. Шептуновой [3]. В результате проведённой диагностики был выявлен: высокий уровень у 33% детей; средний– 67% детей; ниже среднего –  0% детей.

На заключительном этапе мы разработали рекомендации по формированию словаря детей дошкольного возраста с использованием метода моделирования:

  1. Совместно с использованием метода моделирования необходимо применять настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать словарь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки [4].
  2. Знакомство детей с моделирование необходимо начинать с простых игр, с постепенным усложнением.
  3. Ознакомление детей с художественными произведениями при помощи метода моделирования ведется в два этапа.

В первом этапе моделирование вводится только в процессе пересказывания. На втором этапе делается упор на обучение составлению рассказов самими детьми при помощи моделей.

  1. Для составления рассказов рекомендуется использовать схемы и таблицы.

Они помогают ребенку самому выделить главные свойства и признаки изучаемого объекта, установить последовательность изложения; обогатить словарный запас.

  1. Реализация построения модели для развития ассоциативного мышления ребёнка.

При помощи загадок можно решить большое количество проблем: от систематизации свойств объектов до построения моделей и развития ассоциативного мышления [5]. В это же время, составление загадки – это творчество, которое нравится всем детям.

В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что уровень сформированности словаря детей дошкольного возраста будет повышаться при условии успешного применения метода моделирования в практике работы учреждения дошкольного образования.

 

Список литературы

 

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И. Яшина. — М., 2006. – 150 с.
  2. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте Избранные психологические исследования/ Л.С.Выготский. — М., 1956. – 269 с.
  3. Зайцева, Е.С., Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет// Логопедия/ В.К. Шептунова, Е.С. Зайцева — Санкт-Петербург, 2012. – 15 с.
  4. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М.Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. – 123-168 с.
  5. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 325 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Секция 1. Детство в аспекте педагогических и психологических исследований. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Липская О.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

  1. Елизавета Занемонская говорит:

    Развитие речи становиться серьёзной проблемой. Ведь активная компьютеризация «отодвигает» развитие словаря на задний план. Заменяя разговоры на общение в сети. Активно ли дети включаются в работу моделями?

Обсуждение закрыто.