УДК 373.3.016:51
Мазалевич К. О.
студентка 3 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»
(научный руководитель – С. В. Гадзаова, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В 4 классе
Аннотация. В данной статье представлено описание исследования по использованию групповой работы при обучении решению задач в 4 классе. Приведена методика и результаты эксперимента.
Формирование умения решать задачи – одна из главных целей, которая ставится во время обучения детей на I ступени общего среднего образования. Процесс обучения решению задач в условиях группового взаимодействия строится на основе распределения ролей и предполагает использование групповой работы при решении разнообразных типов задач.
Изучением проблемы использования групповой работы при обучении решению задач занимались зарубежные и отечественные исследователи: В.С. Егорина, А.В. Гончарик, Л.В. Воронина, И.М. Витковская, Г.М. Булдык и другие.
В 80-е гг. ХХ века получили распространение концепция и технология коллективных способов обучения, которые были разработаны педагогами В. К. Дьяченко и А. Г. Ривиным. Ими были предложены формы сотрудничества, которые предполагали взаимодействие в парах сменного состава или микрогруппах, где ребёнок выступает поочерёдно то учителем, то учеником. В результате каждый несёт ответственность не только за свои знания, но и за знания товарищей по учебной работе.
На I ступени общего среднего образования групповую работу над задачей целесообразно использовать на этапе закрепления. Так, например, В. В. Котов определил групповую работу как способ высокой степени овладения навыками решения задач. При обучении решению задач с помощью групповой работы учащиеся развивают свои коммуникативные навыки, которые помогают не только при решении задач, но также учат их взаимодействовать друг с другом вне учебной деятельности. Перед учащимися ставится задача, которая вызывает у них необходимость совещаться и в ходе беседы строить план решения и подбирать приёмы вычислений, удобные для данной задачи. Групповая работа при обучении решению задач в 4 классе не только способствует математическому развитию детей, но и развивают логическое и алгоритмическое мышление, творческие начала и волевые качества, которые проявляются во время групповой работы. Групповая работа при обучении решению задач также способствует развитию математической речи учащихся, «их математической зоркости и наблюдательности, сообразительности» [1]. Используя групповую работу при обучении решению задач разных типов, учащиеся быстрее схватывают зависимость между результатами и компонентами действий, свойства действий.
В процессе группового взаимодействия можно формировать умения решать задачи разных типов. К основным можно отнести: задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности; задачи на нахождение неизвестного слагаемого, задачи на движение; составные задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение числа по доле и доли по числу, задачи на нахождение площади и др. Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность [2].
В ходе проведения эксперимента на уроках по разным предметам нами проводилась групповая работа, занимающая почти четверть урока для того, чтобы дети закрепляли навыки группового взаимодействия. Работа в группах обеспечивала определенную систему повторения ранее изученного материала, что давало учащимся возможность усвоения новых знаний. Групповая работа при решении задач не может быть случайным этапом урока, а должна находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер [3]. Особая роль в процессе формирования навыков решения задач отводится системе учебных заданий для групп, в процессе выполнения которых учащиеся овладевают навыками решения различных типов задач [4].
В 4 классе рассматриваются задачи на различные виды движения.
С целью определения эффективности групповой работы при обучении решению задач нами была организована экспериментальная работа на базе четвертых классах ГУО «Средняя школа № 32 г. Гродно». В качестве экспериментального был выбран 4 «Д» класс (18 учащихся), в качестве контрольного – 4 «Г» класс (18 учащихся).
На констатирующем этапе исследования для определения уровня сформированности умений решать задачи и навыков работы в группах в ходе решения задач в экспериментальном и контрольном классах мы провели проверочную работу в условиях группового взаимодействия, состоящую из 5 задач:
- Коля собрал 9 грибов, а Маша на 4 гриба меньше, чем Коля. Сколько грибов собрала Маша?
- У Маши 5 яблок, а у Кати на 2 яблока больше. Сколько яблок у двух девочек?
- Туристы проплыли на катере путь 720 км. Одну треть этого пути они плыли со скоростью 120 км/ч, оставшееся расстояние плыли со скоростью 80 км/ч. Сколько времени были в пути туристы?
- Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?
- Маша пробежала 500 м за 25 секунд, а Оля пробежала это же расстояние за 20 секунд. У кого скорость была больше и на сколько больше?
После прочтения задачи учащимся нужно было распределить между собой роли, решить, кто будет отвечать за тот или иной этап работы над задачей, при этом решение выполнял каждый индивидуально. Затем группе нужно было составить краткую запись, выполнить поиск решения задачи, решить задачу и выполнить проверку. После чего обсуждались все варианты решения задачи, предъявлялся верный вариант ответа.
Констатирующий эксперимент показал, что по уровню сформированности умений решать задачи и уровню навыков работы в группе при решении задач учащиеся распределились так, как представлено в таблице 1.
Уровень | 4 «Г» | 4 «Д» | ||
Количество | Уд. вес, % | Количество | Уд. вес, % | |
Высокий уровень | 6 | 36% | 5 | 33% |
Средний уровень | 8 | 40% | 9 | 42% |
Низкий уровень | 4 | 24% | 4 | 25% |
Табл. 1 – Результаты первичной диагностики «Сформированность умений решать задачи в условиях группового взаимодействия»
Результаты диагностики показали, что результаты распределения по уровням, как в экспериментальном, так и в контрольном классах примерно одинаковые. Самая многочисленная группа – это представители среднего уровня.
На основании полученных результатов мы пришли к выводу о необходимости целенаправленной работы по формированию умений решать задачи в ходе группового взаимодействия. Для формирующего этапа эксперимента мы подготовили дифференцированные задания, которые обеспечивают эффективную работу всех учащихся. При составлении системы заданий были учтены выявленные уровни сформированности умений, количество пройденных тем, место урока в системе уроков и тип урока (урок знакомства с новой темой или урок закрепления пройденного). Приведём некоторые примеры таких задач:
- Одна ручка и один букварь стоят 37 рублей. Две ручки и один букварь стоят 49 рублей. Сколько стоит отдельно одна ручка и один букварь?
- Рабочий получал зарплату в 1200 рублей и отдавал жене 700 рублей. Из следующей зарплаты он отдал жене на 100 рублей больше, чем всегда. Сколько денег у него осталось?
- Длина карандаша 15 см. Тень длиннее карандаша на 45 см. Во сколько раз тень длиннее карандаша?
- 5 фломастеров стоят 30 рублей. Купили 8 таких фломастеров и блокнот. Сколько денег заплатили, если блокнот в 2 раза дороже фломастера?
- В двух карманах лежало 27 копеек. В левом кармане было в 8 раз больше денег, чем в другом. Сколько денег было в каждом кармане?
Тем участникам групп, которые показывали низкий уровень сформированности умений решать задачи и навыков работы в группе, были предложены задания, обеспечивающие анализ типичных ошибок.
Учащимся, которые продемонстрировали высокий уровень овладения навыками решения задач в группах, были предложены задания, предполагающие применение навыков в новой ситуации, при составлении и решении обратных задач. Например, требовалось составить и решить задачу, обратную данной: «Три подростка получили за посадку деревьев 2500 рублей. Первый посадил 75 деревьев, второй – на 45 деревьев больше первого, а третий – на 65 деревьев меньше второго. Сколько денег получил каждый?» [4].
По окончании формирующего эксперимента была проведена диагностика «Сформированность умений решать задачи в условиях группового взаимодействия». На данном этапе исследования в экспериментальном классе присутствовали 24 учащихся, в контрольном классе – 22 учащихся. Результаты представлены в таблице 2.
Уровень | 4 «Г» | 4 «Д» | ||
Количество | Уд. вес, % | Количество | Уд. вес, % | |
Высокий уровень | 8 | 44,4% | 10 | 55,5% |
Средний уровень | 7 | 38,8% | 6 | 33,3% |
Низкий уровень | 3 | 16,8% | 2 | 11,2% |
Табл. 2 – Результаты повторной диагностики «Сформированность умений решать задачи в условиях группового взаимодействия»
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что в экспериментальном классе низкий и удовлетворительный уровни показало меньше учащихся, чем до проведения эксперимента, высокий уровень продемонстрировали 55,5 % учащихся. В контрольном классе также наблюдается улучшение, однако оно менее выраженное.
Это позволяет сделать вывод о том, что после проведения эксперимента повысился уровень сформированности умений решать задачи в условиях группового взаимодействия, что свидетельствует об эффективности групповых занятий.
Таким образом, систематическое использование на уроках математики групповых форм работы, направленных на обучение решению задач, позволяет младшим школьникам совершенствовать навыки взаимодействия друг с другом при решении задач и расширяет математический кругозор младших школьников.
Список литературы
- Воронина, Л.В. Развитие младших школьников в процессе формирования у них математической культуры / Л.В. Воронина // Начальная школа плюс До и после. – 2014. – № 1. – С. 51–57.
- Шадрина, И. В. Обучение математике в начальных классах / И. В. Шадрина – М. : Школьная пресса, 2003. – 144 с.
- Егорина, В. С. Формирование универсальных логических действий младших школьников и повышение эффективности образования / В. С. Егорина // Начальная школа плюс До и после – 2013. – № 10. – С. 5–13.
- Истомина, Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах / Н. Б. Истомина. – М. : Академия, 1998. – 288 с.
Материал работы очень полезен для начинающих педагогов. Представленная методика позволяет улучшить качество преподносимого учащимся материала и его наилучшее усвоение. Результаты проведенной работы представлены в доступной форме и подкреплены примерами.