УДК 376.37
Мазура А.А.
студентка 3 курса 1 ступени образования педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(Научный руководитель – Букша К.И., магистр образования, старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования УО ГрГУ им. Янки Купалы)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности развития природоведческого словаря у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в рамках уроков по предмету «Человек и мир».
Слово является основной единицей языка, без которой невозможна коммуникация. В основном эффективность речевой деятельности человека зависит от состояния лексической структуры языка, от способности человека понимать смысл слов и языковых конструкций. Развитие лексической стороны речи ребенка начинается еще в дошкольном возрасте. Ребенок усваивает первые слова и понятия, начинает свободно оперировать ими в своей речи. Развивать лексическую сторону речи необходимо и в школьном возрасте, так как это способствует повышению эффективности усвоения учебного материала в старших классах, позволяет легче общаться со взрослыми и сверстниками, проще организовывать и осуществлять свою учебную и свободную от учебы деятельность. Словарь учащихся с тяжелыми нарушениями речи характеризуется трудностями: сниженный объем пассивного словаря и активного словаря, ограниченность использования обобщающих слов, неточное усвоение значения понятий, особенно абстрактных, трудности актуализации словаря. Все эти особенности не позволяют учащимся с тяжелыми нарушениями речи в полной мере усвоить содержание учебного предмета. «Человек и мир» – учебный предмет, содержание которого характеризуется обилием природоведческих понятий, усвоение которых учащимися с тяжелыми нарушениями речи затруднено. Формирование природоведческого словаря требует специально организованной коррекционно-педагогической работы, способствующей предупреждению неточного усвоения природоведческой терминологии и программного содержания учебного предмета, учитывающей особенности речевого развития данной категории учащихся и позволяющей оказывать коррекционное воздействие на речевое развитие учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Цель статьи – рассмотреть особенности развития природоведческого словаря учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету «Человек и мир».
Лексика – это совокупность слов, то есть словарный состав того или иного языка. Так же важно отметить, что под этим термином подразумевается наука, которая занимается изучением значений слов. [3].
Словарь – совокупность слов, которые обозначают не только предмет, но и действия, признаки предметов. Выделяют два вида словаря: активный и пассивный. Активный словарь – все те слова, которые используются в речи в процессе коммуникации человека с окружающими. Под пассивным словарем понимается возможность правильно понимать значения слов. Важно отметить, что развивается словарь в двух направлениях: качественно и количественно. Количественное развитие – увеличение количества слов в словарном запасе ребенка, а качественное развитие – это овладение значением слов [1].
Развитие лексической стороны речи активно происходит в дошкольном возрасте. С каждым годом словарь детей расширяется и совершенствуется. Отмечается, что словарь развивается в процессе включения ребенка в различные виды деятельности, в результате его ознакомления с окружающим миром.
Тяжелое нарушение речи (ТНР) – это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи), у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [2].
Однако развитие лексической стороны речи детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется рядом особенностей, которые сильно отличают лексику детей с тяжелыми нарушениями речи от лексики детей с нормативным речевым развитием:
‒ более позднее формировании лексической системности;
‒ замедленность развития;
‒ расхождение в объеме пассивного и активного словаря;
‒ сложности при актуализации предикативного, атрибутивного словаря (глаголов, прилагательных);
‒ трудности усвоения слов обобщенного, отвлеченного значения, слов, обозначающих состояние, оценку, качества, признаки;
‒ вербальные парафазии и прочее.
Все эти особенности сильно влияют на обучение детей в школе. У них возникают трудности при усвоении новых слов в рамках уроков по различным учебным предметам. «Человек и мир» – учебный предмет, в результате изучения которого учащиеся знакомятся с большим количеством лексики, в том числе и природоведческой. Анализируя учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения для I – V классов, а именно программу по учебному предмету «Человек и мир» [4], можно отметить, что «Человек и мир», как учебный предмет, носит большую коррекционную значимость. Цель предмета – не только формирование знаний, но и коррекция мыслительной деятельности, речи, других психических процессов, а также коррекция развития личности обучаемых. Усвоение содержания предмета «Человек и мир» представляет для учащихся с тяжелыми нарушениями речи значительные трудности, так как лексика данного учебного предмета, имеет много незнакомой для учащихся терминологии, сложна для усвоения, зачастую дети не способны сразу понять смысл слова.
В I классе учащиеся усваивают: обобщающие слова (времена года, названия растений, название частей растений, части тела человека и животных и т.д.); названия и назначение общественно-бытовых учреждений близкого окружения; название своего государства и его столицы.
Во II классе учащиеся усваивают обобщающие слова (материалы, деревья, кустарники, травянистые растения, растения: дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные, сорные, ядовитые, лекарственные; грибы: ядовитые и съедобные; насекомые; рыбы; месяца года); названия и отличительные признаки наиболее распространенных растений и животных; названия месяцев года и их последовательность.
В III классе учащиеся усваивают названия и отличительные признаки наиболее распространенных растений и животных разных природных сообществ; названия и отличительные признаки некоторых съедобных и ядовитых грибов; названия растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь; названия природных явлений.
В IV классе учащиеся с ТНР на уроках п предмету «Человек и мир» усваивают названия форм поверхности своего края; названия основных видов полезных ископаемых и их свойства; название предмета для измерения температуры.
Уже в V классе учащиеся усваивают названия материков и океанов Земли; названия растений и животных различных природных территорий; приметы погоды, строение компаса и его назначение.
Развитие природоведческой лексики учащихся с тяжелыми нарушениями речи осуществляется сложнее, чем учащихся с нормативным речевым развитием, и требует определенных условий:
‒ использование наглядных пособий;
‒ точное словесное описание предметов и явлений;
‒ проведение практических работ;
‒ проведение словарных работ.
На уроках по учебному предмету «Человек и мир» могут использоваться различные дидактические игры, направленные на развитие активного (говорение) словарного запаса и пассивного (понимание). Например, в рамках развития активного природоведческого словарного запаса происходит развитие предметного словаря. Для этого могут быть использованы игры, в которым учащимся необходимо подобрать обобщающие понятия к перечисленному ряду существительных, т.е. отнести видовое понятия к родовому (например: липа, береза, дуб – это деревья), или наоборот, конкретизировать родовое понятие видовыми (кустарники – смородина, малина, шиповник). В ходе развития природоведческого активного словарного запаса следует обращать внимание на развитие словаря действий. В рамках этого направления успешно может использоваться игры, где основой является умение отвечать на поставленные вопросы учителя (например: опишите как передвигаются земноводные? что делает снег зимой? что делают птицы весной? и др.). Данная деятельность направлена как на умение отвечать полным предложением, так и на умение строить рассказ по представлению. В целях развития природоведческого словаря признаков можно использовать игры, в которых учащимся необходимо описать какой-либо предмет, объект или явление. Данная деятельность может предполагать подбор прилагательных к указанному существительному (например: учитель говорит слово лес, по цепочке учащиеся добавляют слова-признаки – хвойный, смешанный, большой и др.), так и составление описательного рассказа (например: каждому из учащихся раздаются картинки разных предметов, выходя к доске учащийся должен описать свой предмет словами-признаками так, чтобы другие смогли догадаться, о чем идет речь).
В рамках развития пассивного словарного запаса также могут быть использованы разнообразные дидактические игры в ходе которых совершенствуется предметный словарь, словарь действий и признаков. В данных играх можно попросить ребенка соотнести название предмета с его изображением, или наоборот назвать характерные черты данного предмета, а ребенок должен найти его из множества. Данные игры направлены не только на развитие природоведческого пассивного словаря, но также на развитие словесно-логического мышления. Для развития глагольного пассивного словаря могут использовать игры, в которых учащимся предлагается отобрать картинки по словам действия (например: летать может пчела, бабочка и др., ползать может змея, ящерица и др., плавать может окунь, карп и др., передвигается лиса, лягушка и др.) или наоборот предложить к слову отобрать картинки с действием (например: что делают люди летом – загорают, купаются и др., осенью – собирают урожай, убирают листья и др.) В ходе данных игр у учащихся развивается мыслительные операции: классификация, обобщение и систематизация. Для обогащения пассивного словаря учащихся словами-признаками, можно использовать игры, в которых учащимся предлагается узнать предмет по описанию (например: предлагаются картинки пор года, учащиеся должен определить про какую пору говорит педагог: зима – снежная, холодная, белая, морозная). Можно использовать усложненные игры, когда нужно не только определить предмет или явление по описанию, но и отнести его к определенной группе (например: лиса – рыжая, хитрая, ловкая, необходимо отнести это животное к классу диких или домашних). Данные игры направленны на умение четко понимать и следовать инструкциям учителя.
Важно отметить, что работа по развитию как активного, так и пассивного словаря ведется также и по количественному и качественному его развитию. Это значит, что словарь учащихся обогащается за счет усвоения новых слов, также уточнения их значения. Важную роль здесь играет словарная работа.
На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что у детей с тяжелыми нарушениями речи лексическая сторона речи отличается от развития детей с нормативным речевым развитием. Это проявляется в виде более позднего формирования лексической системы, расхождением в объеме пассивного и активного словаря, трудностями в усвоении обобщающих понятий. Наблюдаются трудности в активизации атрибутивного и предикативного словаря. Значения понятия не всегда усваивается с нужным предметом (явлением, действием), дети часто не до конца понимают значения отдельных слов. Поэтому на уроках важно использовать разнообразные по содержанию игры и упражнения. Были выделены игры и упражнения, которые способствуют развитию пассивного и активного природоведческого словарного запаса учащихся с тяжелыми нарушениями речи в рамках учебного предмета «Человек и мир». Эти игры и упражнения повысят эффективность работы по развитию природоведческого словаря. В ходе игр развивается не только лексика учащихся, но также и высшие психические функции: внимание, память, восприятие, мышление. «Человек и мир» как учебный предмет изучается не только на уроках, но и во время внеурочных и внеклассных мероприятий, поэтому для достижения максимальной эффективности, игры могут включаться и в мероприятия помимо уроков по учебному предмету.
Список литературы
- Антипова, Ж. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб-метод. пособие / Ж. В. Антипова, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. – М. : Эксмо, 2002. – 256 с.
- Дети с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] // asabliva.by. –Режим доступа: http://www.asabliva.by/main.aspx?guid=7993. – Дата доступа: 02.05.2020.
- Зикеев, А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Зикеев. – М. : Академия, 2002. – 176 с.
- Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. Русский язык. Беларуская мова. Математика. Человек и мир. I–V классы. – Минск : НИО, 2008. – 144 с.
Ангелина, здравствуйте! Можно уточнить, а как именно ведется работа по качественному развитию пассивного и активного словаря?
Добрый день! Работа по качественному развитию происходит путем объяснения педагогом значения новых слов. Как и упоминалось в статье — важное значение имеет словарная работа.
Объяснение учащимся значения новых слов может осуществляться разными способами. Например: показ натурального предмета в классе или его наблюдение во время экскурсии, прогулки; показ макета, чучела, муляжа с объяснением его свойств, особенностей, назначения; объяснение слов путём подбора синонимов, антонимов и так далее.
Здравствуйте. Ваша статья довольно содержательна. Определены особенности развития природоведческого словаря.
Здравствуйте. Спасибо!