Метлевская В. В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР» У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

УДК 376.37

Метлевская В. В.
студентка 3 курса 1 ступени образования педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Букша К. И., старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования УО ГрГУ им. Янки Купалы, магистр образования)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР» У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 Аннотация. В данной статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе изучения предмета «Человек и мир».

 В жизни ребенка речь выполняет множество функций. Одной из главных является коммуникативная функция, определяющая речь как основное средство общения. Развитие коммуникативных умений является центральной задачей речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи в целом. Данный аспект объясняется особой социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Все дети с нарушениями речи испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения, у них отмечается очень низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические затруднения; недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; значительное смущение, страх перед собеседником, скованность, напряженность, односложные ответы, использование паралингвистических средств общения, отсутствие инициативного высказывания.

Большим педагогическим потенциалом в контексте развития речи и, в частности, коммуникативных умений, у учащихся с тяжелыми нарушениями речи обладает учебный предмет «Человек и мир». В ходе уроков по предмету «Человек и мир» осуществляется развитие коммуникативных навыков учащихся на основе ознакомления их с окружающим миром

Цель статьи – охарактеризовать особенности развития коммуникативных навыков у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе изучения предмета «Человек и мир».

Коммуникация представляет собой вступление в контакт с другими людьми, с окружающим миром и проявление интереса к нему, а также обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Коммуникативные умения выступают основным функционально-смысловым компонентом речевого общения. Развитие коммуникативных умений напрямую связано с развитием навыков связной монологической и диалогической речи. Т. А. Ладыженская относит к коммуникативным следующие умения: точно и кратко излагать свои мысли; слушать, вникать в суть и задавать вопросы к услышанному; самостоятельно стремиться к познанию нового [3].

Вопросы формирования и развития коммуникативных умений у учащихся с тяжелыми нарушениями речи исследовали такие педагоги и ученые, как В. К. Воробьева [1], Л. С. Волкова [4], А. Н. Гвоздев [2] и многие другие.

Развитые коммуникативные умения занимают важное место в общении учащегося с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления учащегося, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Коммуникативные умения являются показателем того, насколько учащийся владеет лексикой родного языка, отражают уровень его эстетического и эмоционального развития.

Процесс формирования и развития коммуникативных умений у учащихся с тяжелыми нарушениями речи осуществляется в ходе организации целенаправленного коррекционно-педагогического процесса. Особенности коммуникативных умений у учащихся с нарушениями речи обусловлены следующими типичными проявлениями: аграмматизм речи и ее недостаточная фонетическая оформленность; вместе с относительно хорошим, на первый взгляд, пониманием обращенной речи происходит отставание экспрессивной речи; речь у таких учащихся малопонятна; речевая активность значительно снижена. У учащихся наблюдаются следующие трудности в коммуникативной деятельности: развитие коммуникативных умений происходит замедленно; развитие коммуникативных умений характеризуется недостаточной сформированностью, рассогласованием и низкой активностью образования их структурных компонентов; развитие коммуникативных умений осложняется недостаточно совершенным действием механизма поиска и применения необходимых речевых единиц.

Одним из учебных предметов, развивающим коммуникативные умения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи, является предмет «Человек и мир». Согласно учебной программе для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языком обучения на уроках по предмету «Человек и мир» широко используются такие виды деятельности как практическая работа, работа в парах, творческая работа, работа с учебником, дидактические игры, практическая работа, лабораторная работа, проектная деятельность, беседы, дискуссии, которые требуют от учащихся активной речевой деятельности и обладают потенциалом для развития коммуникативных навыков.

На уроках по предмету «Человек и мир» широко используются разнообразные методы и приемы, позволяющие осуществлять развития коммуникативных навыков у данной категории учащихся, что способствует формированию устойчивых коммуникативных компетенций. Среди групп методов активно используются следующие: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); практические (упражнения, дидактические игры, практические работы, опыты, моделирование); наглядные (наблюдение, демонстрация).

На уроках по предмету «Человек и мир» в процессе развития коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи как практический метод широко используются различные игры: дидактические (словесные, предметные, настольно-печатные), сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры. Правильно организованная игра способствует воспитанию познавательного интереса к изучению предмета и позволяет в непринужденной форме решать коррекционные задачи, а именно, в данном случае, сгладить проявления речевого нарушения у учащегося с тяжелыми нарушениями речи и развивать коммуникативные умения. Применение игровых технологий на уроках помогает вызвать интерес у школьника, акцентировать его внимание, проявить собственные эмоции. Когда учащиеся играют, то не замечают, что учатся: осознают, запоминают новую информацию, ориентируются в новых, незнакомых ситуациях, пополняют свой запас представлений и понятий, развивают воображение. Одновременность ролевого и делового взаимодействия в условных игровых ситуациях способствует установлению взаимосвязи между структурными компонентами коммуникативных умений. Эмоциональность игровых действий формирует личностно значимое отношение к процессу общения, обуславливая гетерохронность процесса развития коммуникативных умений.

Организация опытов и лабораторных работ позволяет учащимся полностью включится в учебный процесс и способствует активному развитию коммуникативных компетенций. Данный вид деятельности предполагает переход от более простых речевых умений к более сложным (например, умение ответить на вопросы учителя о проделанной работе), до составления планов и конструированию новых способов коммуникативного поведения (например, умения планировать последовательность деятельности совместно со сверстником, распределять обязанности при выполнении лабораторной работы, оформлять результаты, давать словесный отчет о выполненной работе).

В процессе беседы при организации наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира ребенок усваивает необходимую информацию, развивает навыки речевого общения в коллективе. Данный вид деятельности предполагает активную речевую деятельность со стороны ребенка по отношению к участникам педагогического процесса. Беседа способствует формированию и развитию действий, которые направлены на учет позиции собеседника; способствует пониманию ребенком возможности разных позиций и мнений, ориентированности на позиции других людей, которые отличаются от его собственной позиции.

Организация учебной дискуссии позволяет создать условия для открытого выражения учащимися своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Процесс коммуникации при дискуссии обеспечивается механизмами поиска, преобразования и организации коммуникативной информации. Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою коммуникативную компетентность.

Эффективным для формирования и развития коммуникативных умений является применение следующих упражнений: работа в парах и группах; диалоги; проектная деятельность, взаимопроверка заданий, коллективные рисунки, которые способствуют тому, что учащийся становится равноправным участником учебного процесса.

Работа в парах – это основа для организации устной самостоятельной деятельности. Парная работа помогает усвоить основы личных и деловые взаимоотношения. На уроках можно применять следующих виды работ, организованные для деятельности в парах: разучивание; пересказ; подготовка плана; объяснение, практические и лабораторные работы, проектная деятельность и пр. Пары для работы могут быть статистического (постоянный состав участников) и динамического характера. Работа в парах способствует стремлению учащихся вступать в коммуникативный процесс, делится мыслями и идеями.

Таким образом, формирование коммуникативных умений, таких как умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, учитывать позицию собеседника, высказываться самому и т.д. у учащихся младшего школьного возраста в процессе изучения предмета «Человек и мир» осуществляется в различных видах деятельности при использовании разнообразных методов и приемов.

 

Список литературы

 

  1. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : Сфера, 2009. – 324 с.
  2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Академия, 2007. – 471 с.
  3. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи / Т. А. Ладыженская. – М. : Педагогика, 1999. – 146 с.
  4. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой : В 5 кн. – М. : Владос, 2007. – Кн. V : Фонетико- фонематическое  и  общее  недоразвитие  речи : Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 479 с.

 

Запись опубликована в рубрике Секция 3. Вопросы организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «Метлевская В. В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР» У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

  1. Ирина Микитич говорит:

    Здравствуйте! Какой из перечисленных вами методов, вы считаете самым эффективным при развитии коммуникативных навыков?

    • Виктория Метлевская говорит:

      Здравствуйте.
      При развитии коммуникативных навыков целесообразно использовать все группы методов в комплексе, поскольку только так можно получить достойный результат. Я могу отметить словесные методы, поскольку здесь в большей степени задействована речь, но обязательно нужно уделять внимание и другим группам методов.

  2. Екатерина Тищенко говорит:

    Здравствуйте! Вы написали, что эффективной для формирования и развития коммуникативных умений является проектная деятельность. Скажите пожалуйста, какие проекты можно использовать на уроках «Человек и мир»?

    • Виктория Метлевская говорит:

      Здравствуйте.
      Проектную деятельность на уроках «Человек и мир» можно применять, ориентируясь на индивидуальную, групповую и парную деятельность учащихся младших классов.
      Для этого подходят различные проекты:
      – исследовательские;
      – творческие;
      – игровые;
      – информационные.

Обсуждение закрыто.