Микитич И.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»

УДК 376.37

Микитич И.А.

студентка 3 курса 1 ступени образования педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Букша К.И. старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования УО ГрГУ им. Янки Купалы)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»

 Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету «Человек и мир».

 Связная речь является сложной формой речевой активности. От неё зависит и возможность познания окружающей действительности, и успешность обучения, и развитие личности. Особенно значимой становится данная проблема по отношению к детям с тяжелыми нарушениями речи, потому как становление связной речи у них происходит замедленными темпами и отличается определёнными качественными особенностями. Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи довольно продолжительное время остаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход к самостоятельному связному высказыванию достаточно труден для этих детей и порой затягивается вплоть до старших классов. Связная речь выступает предметом изучения различных наук, в том числе лингвистики, психологии и психолингвистики, а также общей и специальной методик.

Цель статьи – рассмотреть особенности развития связной речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету «Человек и мир».

По мнению С.Л. Рубинштейна, связная речь представляет собой ту речь, которая может быть понятна на основании ее предметного содержания [1, с. 253]. Развитие связной устной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Проблема развития связной речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Данное нарушение является наиболее распространенным у детей и проявляется в резкой задержке формирования компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики при нормальном слухе и интеллекте. У учащихся с тяжелыми нарушениями речи связная речь самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе учащиеся, страдающие тяжелыми нарушениями речи, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления. Т. Н. Ушакова отмечает, что только «специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений» [2, с. 8].

Уроки по предмету «Человек и мир» обладают большими дидактическими возможностями для развития связной речи учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. На уроках по предмету «Человек и мир» с учащимися с тяжелыми нарушениями речи наряду с образовательными задачами, соответствующими теме урока, всегда реализуется развитие познавательных процессов в целом и развитие речи учащихся в частности. На уроках по предмету «Человек и мир» ведется работа по развитию понимания речи, формированию словарного запаса. Важнейшим источником материала для речевых упражнений является окружающий мир – все то, что окружает учащихся, их собственный опыт. Информация, полученная на уроках по предмету «Человек и мир» служит основой для устных рассказов и письменных сочинений. На основании этого материала происходит формирование продуктивной устной речи, обучение диалогической и монологической речи.

Работа над связной речью может осуществляться в рамках организационного момента, словарной работы, а также при подготовке к изучению новой темы, при изучении нового материала и на этапе его закрепления. Организация работы по развитию связной речи у учащихся младшего школьного возраста на уроках по предмету «Человек и мир» должна быть построена с учетом особенностей речевого развития данной категории учащихся, а также должна быть реализована последовательно и поэтапно. Все содержание работы по развитию связной речи может быть представлено в следующих этапах:

  1. Подготовительный этап, направленный на формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с учителем и между собой в процессе уроков.

Целью данного этапа выступает повышение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления развернутых высказываний.

На данном этапе применяются такие упражнения как:

1) составление фразы по нескольким предметным картинкам, подбираемым в соответствие с темой урока вначале по трем-четырем, затем – по двум картинкам (например, посмотри на картинки, скажи, что на них изображено. Составь предложение по данным картинкам);

2) составление предложений по отдельным ситуационным картинкам-действиям в соответствие с темой урока (например, мальчик поливает цветы, девочка собирает яблоки, мама готовит обед).

На подготовительном этапе идет обучение составлению фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усвоение лексических и синтаксических средств построения речевых высказываний. На данном этапе у детей формируются установки на активное употребление фразовой речи.

  1. Основной этап имеет целью формирование навыков связного высказывания и включает в себя работу по усвоению норм связного высказывания, формирования навыков планирования и составления развернутых высказываний и обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

На данном этапе применяются такие упражнения как:

1) составление описание объектов и явлений (описание изучаемого животного, растения или сезона) по основным признакам (например: «Расскажи, какая лиса?»);

2) составление развернутого описания объектов и явлений с включением различных признаков-микротем (например: «Посмотри на картинку ромашки. Расскажи про ромашку. При составлении рассказа скажи, из каких частей состоит растение, какой они формы, каковы условия произрастания и ухода за данным растений, к какой группе растений можно отнести ромашку, в чем заключается польза ромашки для человека»);

3) коллективное составление рассказа (составление рассказа предваряет совместное составление его плана, определение основных структурных частей);

4) составление рассказа по частям (между учащимися распределяются логично законченные части рассказа, предварительно определяется их последовательность).

  1. Заключительный этап, имеющий целью закрепление навыков построения связного высказывания на основе составления рассказов по представлению. В данном случае учащиеся составляют связные высказывания на основе прошлого опыта восприятия объекта или явления (например: «Вспомните, за чем мы наблюдали на прошлом уроке? Расскажите, какие внешние признаки животного мы наблюдали?» и т.п.). По окончании третьего этапа обучения, дети должны овладеть навыком построения связного высказывания.

Таким образом, недостаточность развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи требует реализации на уроках по учебным предметам работы над развитием связной речи, направленной на формирование лексического и грамматического базиса речи, формирование навыков планирования, составления лексико-грамматического оформления развернутых высказываний, а также коммуникативных умений и навыков.

 

Список литературы:

 

  1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1989. – 468 с.
  2. Ушакова, Т. Н. Речь : истоки и принципы развития / Т. Н. Ушакова. – М. : Владос, 2004. – 68 с.

 

Запись опубликована в рубрике Секция 3. Вопросы организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Микитич И.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»»

  1. Виктория Метлевская говорит:

    Ирина, поясните пожалуйста, какие группы методов используются на подготовительном этапе?

    • Ирина Микитич говорит:

      На подготовительной этапе используются такие методы как :словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрация, показ) и практические (упражнения)

Обсуждение закрыто.