Прокопович В. И. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ (на примере ГУО «Ясли-сад № 4 г. Щучина»)

УДК 370.182.6

Прокопович Валерия Ивановна

Студентка 4 курса 1 ступени образования педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Л. А. Ольшевская, старший преподаватель кафедры

педагогики и социальной работы)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

(на примере ГУО «Ясли-сад № 4 г. Щучина»)

 Аннотация.  В данной статье представлены формы и методы социально-психологической работы с неполной семьей, а также организация и содержание социальной поддержки неполных семей в дошкольном учреждении образования.

Семья играет большую роль, как в общественном развитии, так и в жизни каждого человека. От уровня развития семьи, нравственных ценностей,  от наличия или отсутствия в семье родителей или одного из них во многом зависит начальный этап формирования личности ребенка. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Неполная семья не всегда может обеспечить полноценные условия социализации ребенка, поэтому вхождение ребенка из неполной семьи в социальную среду усложняется и деформируется.

Неполная семья – это семья, включающая одного родителя и одного или несколько детей. В Республике Беларусь заметно возросло число неполных семей, в которых мать или отец воспитывают несовершеннолетних детей совместно со своими родителями. По данным переписи 2009 года, таких семей насчитывалось 60,7 тыс. и 5,3 тыс., что в 1,7 раза и в 2,4 раза больше, чем в 1999 году.

Таблица 1.1 – Неполные семьи в Республике Беларусь

  Всего
1989 1999 2009
Все семьи, % 100 100 85,6
в том числе состоящие из:      
матери с детьми 10,0 13,1 20,9
отца с детьми 0,8 1,2  
матери с детьми, с одним из родителей матери (отца) 1,2 1,5
отца с детьми, с одним из родителей отца (матери) 0,1 0,1
прочие семьи 2,2 4,3

Неполные семьи образуются по нескольким причинам: рождение ребенка вне брака, смерть одного из родителей, расторжение брака, раздельное проживание родителей.

Отсюда выделяют типы неполных семей.

Осиротевшая. Образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются, ибо сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга.

Внебрачная (матери-одиночки). Возникает в результате рождения женщиной ребенка вне брака. В силу различных обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество,  стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она любила. Иногда у одинокой женщины ребенок появляется на свет незапланированным.

Разведенная. В строгом смысле слова разводом называется расторжение брака, т. е. официальное прекращение юридически зарегистрированного брака при жизни супругов    Родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. [1, с. 219 — 220].

Также, неполные семьи можно разделить:

Благополучные неполные семьи. Успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им хватает однократной помощи.

Неблагополучные неполные семьи. Для данного типа семьи необходима активная или как правило продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Неполные семьи группы «риска». Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием такой семьи  и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неполные асоциальные семьи. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными. Работа специалиста с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, администрацией местного самоуправления, педиатром и т.д.

Социальная поддержка неполной семьи ориентирована на решение проблем семьи, ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно-значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения.

Существуют различные модели помощи неполной семье:

Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъект жалобы в таком случае обычно ребенок.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.

Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии – диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным [2, с. 312].

В ходе эмпирического исследования, организованного на базе ГУО «Ясли-сад № 4 г. Щучин», были выявлены следующие социальные проблемы неполных семей:

  1. Психологические причины, безденежье, смерть супруга, а также непонимание друг друга;
  2. Разрыв семейных отношений;
  3. Радикальное влияние фактора образования неполной семьи;
  4. Проблемы воспитания и образования детей.

Исходя из полученных данных, можно сказать, что большее количество неполных семей образовалось вследствие психологических причин (40%). Также отметили безденежье (27%), смерть супруга (20%) и непонимание друг друга (13%).

Рис. 1. Причины образования неполной семьи

Так, 67% неполных семей, дети которых посещают  детский сад,  имеют средний доход, высокий доход  — 33% семей.

Данный результат показывает, что у неполных семей в основном хватает денежных средств и это не является для них серьезной проблемой.

Рис. 2. Уровень дохода в семье

У 47%  неполных семей присутствуют психологические проблемы, а  40%  членов неполных семей отметили проблемы в воспитании и образовании детей;  правовую проблему указали 13% респондентов.

Рис. 3. Возникшие проблемы в семье

Выявленные проблемы требуют разрешения путем выстраивания индивидуального социально-психологического сопровождения не только с целью саморазвития, самоорганизации и самореализации конкретного ребенка, но и родителя. Работа специалистов ДОУ с неполной семьей проходит по следующим направлениям:

  1. Консультационная работа. Примеры консультаций: «Отношения в современной семье», «Отец как воспитатель», «Семейные конфликты и дети», «Воспитание в неполной семье» и другие.
  2. Диагностическая работа (социологическое анкетирование, беседы и прочее). Примеры анкетирования родителей: «Социальный паспорт семьи», «Неполные семьи», «Определение детско-родительских отношений» и др. Примеры бесед: «Ребёнок должен видеть вас счастливой», «Дисциплина ребёнка, которого воспитывают разведённые родители», «Учитесь понимать своих детей» и другие.
  3. Просветительская работа и т.д. Выступления педагога-психолога на родительских собраниях, примеры тем: «Эмоциональная поддержка ребенка в семье», «Я хороший родитель», «Гиперактивность детей» и другие.
  4. Посредническое направление включает в себя две составляющие. Помощь направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных праздников, летнего отдыха и другое, помощь направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, прав детей, женщин, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Таким образом, социальная работа в детском саду предполагает постоянное взаимодействие с неполными семьями, поэтому воспитатель должен уметь вникать в проблемы неполной семьи и помогать их разрешать. Семье должна быть своевременно оказана необходимая помощь: социальная, правовая, материальная, информационная и т.д.

 

Список литературы

 

  1. Батура, И. Н. Социально–психологическая характеристика неполных семей / И. Н. Батура, Е. В. Кузьменкова // Современное образование и воспитание : тенденции, технологии, методики : сборник научных статей Международной научно–практической конференции, посвященной 100–летию МГУ имени А.А. Кулешова (28 марта 2013 г.) / ред. совет : О.  А.  Анищенко [и др.]. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. – С. 218–220.
  2. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др. – M. : Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
Запись опубликована в рубрике Секция 5. Социализация личности на разных этапах возрастного развития. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Прокопович В. И. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ (на примере ГУО «Ясли-сад № 4 г. Щучина»)»

  1. СНЕЖАНА СЕМЕРНИК говорит:

    Спасибо. Актуальная тема.

Обсуждение закрыто.