Садковская А.И.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ (РАТИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛЫ, ГРОДНЕНСКИЙ РАЙОН)

УДК 372.857

Садковская А.И.

Магистрант 1 курса факультета биологии и экологии

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Созинов О.В., заведующий кафедры ботаники УО ГрГУ им. Янки Купалы, доктор биологических наук, доцент)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ (РАТИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛЫ, ГРОДНЕНСКИЙ РАЙОН)

Аннотация. Работа посвящена изучению эффективности применения информационных компьютерных технологий на уроках биологии (9 класс) в рамках плана по самообразованию на тему «Информационные технологии на уроках биологии». Доказано положительное влияние на успеваемость учащихся на уроках биологии применение информационных компьютерных технологий.

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно естественнонаучные дисциплины дают знания о Земле как о природном теле, они формируют корректное восприятие окружающего мира. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано, в том числе, и применением в шкалах старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и учащегося. Преимущества информационных компьютерных технологий (ИКТ) по сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним относятся и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приемов в работе преподавателя.

В отличие от обычных технических средств обучения, информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации [1].

Выделяют следующие типы школьных уроков по способу использования информационных технологий:

  • уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + демонстрационный экран;
  • уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
  • уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме;
  • урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому использование компьютерных обучающих программ на уроках биологии актуальны, из-за возможности наблюдения таких биологических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в кабинете, либо невозможно наблюдать, трудно представить, понять.

Учащиеся с образным мышлением тяжело усваивают биологию потому, что они без «картинки» вообще неспособны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного, логического мышления происходит посредством образов.

А учащиеся с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью «управления» процессами, подвижными графиками, схемами – дополнительное средство развития образного мышления. Оба вида мышления одинаково важны в изучении биологии [2].

Целью данной работы является определение эффективности применения ИКТ на уроках биологии в Ратичской средней школе (Гродненский район).

Исследования проводили в 9 классе (10 учащихся) на уроках биологии, изучая раздел «Кровеносная система». Проведено два урока на тему «Сосудистая система» с использование ИКТ (видеофильм и презентации) на этапе изучения новых знаний и урок на тему «Строение и функции сердца» без использования ИКТ на этапе изучения новых знаний. После каждого урока письменно опрошено десять учащихся 9 класса с разным уровнем знаний по биологии.

Изучение кровеносной системы без визуализации для учащихся достаточно сложно, несмотря на то что в 8 классе при изучении курса «Зоология» кровеносная система изучается для каждой таксономической группы (класса) отдельно, то изучение кровеносной системы человека имеет свои особенности, которые необходимо запомнить. Для упрощения запоминания передвижения крови по сосудам при объяснении использовался видеоролик, длительностью 3 минуты (название видеоролика «Круги кровообращения». В результате письменного опроса на тему «Круги кровообращения» 4 учащихся получили отметку 9, 3 – отметку 8, 2 – отметку 7, 1 – отметку 6 (Табл. 1). Письменный опрос на тему «Строение сердца» показал следующие результаты: 3 учащихся получили отметку 8, 4 – отметку 7, остальные получили отметки 9, 6, 5. Результаты урока с применением ИКТ, представленные в виде отметок, отличаются от результатов урока без применения ИКТ, что вероятно связано с более эффективным воздействием на сознание и запоминанием нового материала учащимися при использовании ИКТ.

 

Таблица 1 – Результативность применения ИКТ на уроках биологии

Отметки учащихся Количество учащихся при проверке знаний на тему «Строение и функции сердца» Количество учащихся при проверке знаний на тему «Сосудистая система»
9 1 4
8 3 2
7 4 3
6 1 1
5 1
Всего 10 10

 

Таким образом, нами установлено, что применение ИКТ эффективно влияет на восприятие и запоминание нового материала на уроках биологии.

 

Список литературы

 

  1. Слюсарь, Т.Д. Применение компьютерных технологий на уроках биологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: museum.seun.ru/NFPK/ipp/seminar/3-3_sbornik/Slusar.doc – Дата доступа: 16.04.2019.
  2. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И.Ф. Харламов. – 3-у изд. – М. : Просвещение, 1979. – 160 с.
Запись опубликована в рубрике Секция 2. Актуальные проблемы педагогики и социальной работы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Садковская А.И.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ (РАТИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛЫ, ГРОДНЕНСКИЙ РАЙОН)»

  1. Марина Косицкая говорит:

    Какие формы ИКТ, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

  2. Анна Садковская говорит:

    Фрагменты видеофильмов.

    • Марина Косицкая говорит:

      Спасибо! Очень интересная и актуальная статья!

Обсуждение закрыто.