Барановский Д. Н. РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

УДК 373.31

 Барановский Д. Н.

учитель истории высшей категории

Государственное учреждения образования «Гимназия №10 г. Гродно»

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

 Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты реализации методов рефлексии учащихся на уроках. Анализируется типология методик, основные актуальные приемы  рефлексии, их эффективные стороны и проблемы применения в современной школе.  

 В современной школе довольно часто можно слышать о различных инновациях. Среди таких «модных» тенденций находится и личностно-ориентированный подход к ученику. Центральным моментом такой ориентации является рефлексия или самоанализ. Рефлексией в том или ином виде занимался каждый человек, это и понятно – для достижения определённых целей необходимо проанализировать свои недостатки и достижения, определится со стратегией своего поведения на будущее.

Зачастую мы настолько привыкли к своему учительскому авторитету, что порой забываем о том, что он не даётся вместе с дипломом, а определяется  теми же учениками. Кроме того, на рефлексию банально не хватает времени, ведь анализом, мы привыкли заниматься в конце урока, подводя итоги своих действий. Находясь в огромном мире информации, нам порой кажется, что нужно как можно больше взять и механически передать. Ясно и понятно, что в современном информационном обществе подобная попытка не даёт успеха. Также рефлексивные приёмы – сложны, как в исполнении, так и в разработке, да и конкретной литературы по этой тематике крайне мало.

На данном этапе развития педагогической практики стало очевидно, что анализ урока не может проходить механически, он должен изменять направление работы в лучшую сторону уже на ближайший урок.   Все приёмы рефлексии, в зависимости от содержания, мы бы разбили на три большие группы: по объекту анализа, по способу исполнения, по времени исполнения [1, с. 54–56].

В зависимости от объекта анализа, на уроке  применяются следующие виды рефлексии: эмоциональная, рационально-познавательная, мотивационная, деятельностная, методическая, нравственно-воспитательная,  коммуникативная. Эмоциональные виды рефлексии позволяют анализировать чувственные характеристики учащихся – оценивание состояния раздражённости, радости, ожидания, гнева, безразличия и т.п. Обычно подобного рода самоанализ с успехом проводится в младших классах. Средства для этого различны: выбор весёлых или грустных человечков, гномиков и т.п. Некоторые эффективные приёмы при данном виде рефлексии будут описаны выше. Рационально – познавательный вид рефлексии ориентирован на анализ достижений и неудач по схеме: знания – умения – навыки. Многие учителя почему–то считают такой способ анализа главным в своей деятельности и ограничиваются вопросом – что я узнал нового?  Не следует забывать, что количество знаний значительно увеличится при продуманной мотивации определённых этапов уроков и в этой связи поможет мотивационная рефлексия.

Подобный вид оценивания крайне необходим, так как помогает установить адекватность педагогических успехов и неудач. Проводится такая рефлексия с целью определения степени мотивированности учащихся на уроке, их заинтересованности или незаинтересованности в процессе обучения. Обычно подобного рода анализ проводится по классической трёхступенчатой форме: интересно – не могу ответить (нейтральная оценка) – неинтересно. Необходимо сказать, что подобная трехбалльная оценка наиболее распространена в связи с легкостью проведения, однако она ограничивает анализ до схематизма. Такого же рода рефлексия создаётся по схеме: желание – нежелание работать на уроке. При таком подходе нужно учитывать также возможный большой процент неискренних ответов.

Деятельностная рефлексия помогает оценивать активность либо пассивность действий ученика. Совершенно необходимо при этом анализировать причины поведения, его адекватность, психологическое состояния ученика, тип темперамента и характер ученика.

Нравственно-воспитательная самооценка позволяет анализировать наличие следующих характеристик: культуру поведения на уроке, культуру дискуссии, наличии и отстаивание традиционных нравственных качеств, степень усвоения воспитательного потенциала урока.

Визуальные виды рефлексии наиболее популярны, просты в применении и позволяют использовать комплекс источников для самоанализа. Названы подобные средства нами визуальными из-за того, что большую часть информации для размышления ученик получает зрительно. К подобным визуальным средствам относятся, прежде всего, различные  изображения. Это может быть, например, светофор, который своим трёхцветием как раз позволяет использовать три оценки для самоанализа: красный цвет — не доволен уроком, жёлтый – безразличие, зелёный – радость и т. п.  Однако такой приём имеет существенные недостатки: обычно ученики оставляют различные свои значки на светофоре при выходе – а значит, нет и речи об авторстве и аргументации своего выбора. Другой визуальный приём претендует на комплексный подход – это, например, рефлексия по схеме: мясорубка – портфель – мусорная корзина. На доске или ватмане рисуются изображения, которые несут условную информацию для рефлексии: мясорубка обозначает переработку информации для применения в будущем, портфель (или сумка, корзина и т.п.) – знания, которые понятны и «сложены» в багаж, мусорная корзина, что понятно по ассоциации, обозначает ненужность и бесполезность урока.

Отдельно следует сказать о таком приёме визуальной рефлексии как психологические картинки. Они названы нами не из-за того, что составляются лишь психологами, а потому, что их главная цель – компактно отобразить различные состояния человека в процессе учёбы. Их отличие от репродукций картин в том, что они чаще создаются самостоятельно, не претендуют на роль произведения искусства, служат в основном целям урока. Пример подобного рода картинки рефлексии представлен ниже.

Обычно в этом рисунке даётся на выбор довольно большое количество персонажей («человечки» показаны в душевых, раздевалках, в баре и т.п.), лучше оставлять больше свободного места для фантазии учеников, которые должны выбирать не только готовый ответ на задание, но и создавать свой творческий продукт, дорисовывая разного рода типажи своего поведения на уроке.

Для того чтобы усилить эмоциональность урока кроме визуальных способов изучения учебного материала, педагоги часто на уроке используют аудио (в основном музыкальное) сопровождение. Эти же приёмы можно использовать и при рефлексии. Подобного рода приёмы самоанализа мы назвали аудио – визуальными. Суть подобного анализа заключается в выборе музыкальной композиции, которая бы соответствовала бы состоянию (в основном эмоциональному) ученика. Использовать в таком применении музыку не так сложно, как может показаться в начале этого пути. На уроках истории такие приёмы хороши, если музыка соответствует изучаемому периоду времени, информативно дополняет урок (в этой связи необходимо иметь значительную коллекцию музыкальных произведений прошлого). Недостаток аудио-рефлексии в том, что она позволяет в основном проводить  анализ чувственного состояния ученика.

Интерактивные способы проведение рефлексии на уроке истории наиболее актуальны на сегодняшний день: обучают детей  активности, позволяют запоминать большее количество информации. К таким активным способам самоанализа относятся: рефлексивный круг, метод самооценки, метод «четыре угла», игра.

Рефлексивный круг – это рассказ по «цепочке» или в круге о своём эмоциональном, познавательном и др. состоянии в начале, в течении и в конце урока. Эта  трёхэтапность рефлексии представляется наиболее актуальной для анализа учебной деятельности в развитии. Кроме этого существует способ под условным названием рефлексивный «пирог» (иногда используется упоминавшееся выше название – рефлексивный круг). В условном (обычно нарисованном) пироге учащиеся определяют свой «кусок пирога», эта доля становится больше или меньше в зависимости от самооценки. Этот способ хорош при групповом виде учебной деятельности: члены группы коллективно обсуждают роль и место каждого на уроке. В зависимости от «размера» пирога могут выставляться оценки в группе [3, с. 134]. Не нужно, на наш взгляд, пугаться коллективного обсуждения процесса и итогов рефлексии – это средство бывает действенным против неадекватного самоанализа.

Приёмы интерактивной самооценки заключаются в системе утверждений учащихся, например, по схеме: я знаю этот предмет…(далее идёт продолжение вещей, свойств, терминов, фактов, которые, по мнению учащихся, стали им хорошо известны). Такие утверждения хорошо применимы для учеников с низкой самооценкой.

Приём под условным названием «четыре угла» обычно применяется в процессе изучения нового материала, хотя он не менее эффективен при проведении и рефлексии . В кабинете четыре угла отмечаются различным цветом (с помощью цветной бумаги, значками и т.п.) [1, С. 56] . Задача учащихся – выбрать угол соответствующий определённому ответу на рефлексивный вопрос и, уже стоя в определённом углу, аргументировать свой выбор. Такой способ эффективен для воспитания ответственности своего выбора и позволяет лучше запоминать изучаемый  материал.

Отдельно следует остановиться на интерактивных играх, которые, на наш взгляд, имеют огромные перспективы. При использовании различных рефлексивных ситуаций нужно учитывать, что на них должно отводиться довольно большое количество времени: объяснить условия игры, распределить роли, ответить на вопросы учеников. В этой связи вполне уместно бы игру  распространить на весь урок,  лишь в конце вводить материал для самоанализа. Невозможно перечислить все игры и их сценарии, которые с успехом могут служить целям рефлексии! Их можно с успехом позаимствовать из различных психологических сборников. Приведу примеры некоторых таких игр: «Листок за спиной», «Угадай, чья это карточка», «Золотой и чёрный стул», «Исповедальная свеча» и другие игры [2, с. 126],  положительная черта этих психологических приемов в том, что они позволяют задуматься не только над своими положительными и отрицательными сторонами, но и над анализом  действий своих товарищей.

Следует выделить такой интересный приём как «Портфель ученика». Суть его состоит в том, что на протяжении продолжительного времени (месяца, четверти, года) ученик составляет аналитическую информацию о своих успехах и неудачах. В такой «портфель» включаются творческие, контрольные, другого рода работы за истёкший период, письменный анализ своих ошибок и отметок. Важным этапом такого способа является презентация своего «портфеля» перед учениками, родителями во время родительского собрания. Таким образом, мы видим, что рефлексия не может быть лишь одноэтапным актом: она начинается с начала урока и продолжается на протяжении всего учебного года.

Мы, педагоги,  часто требуем от своих учеников высоких учебных результатов, но порой забываем, что всякая высота относительна. Понять это можно в сравнении не только себя с другими, но и анализируя своё состояние до и после процесса деятельности. Думается, что это небольшая статья окончательно убедит немногих скептиков в правильности и необходимости проведения приёмов  рефлексии не только на уроках, но и в целом в образовательном процессе.

 

Список литературы

 

  1. Барановский, Д. Н. Не мода, а необходимость / Д. Н. Барановский // Народная Асвета. – 2005. – № 12. – С. 54–56.
  2. Козлов, Н. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. Козлов. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. – С. 125–136.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат [и др.] ; под. ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, – С. 124–126.

 

Запись опубликована в рубрике Секция 2. Актуальные проблемы педагогики и социальной работы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Барановский Д. Н. РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА»

  1. Аналитик говорит:

    Спасибо. Интересный материал.

Обсуждение закрыто.