Косицкая М. Ч. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

УКД 37.013.2

Косицкая М. Ч.

Учитель истории и обществоведения 2 категории

Государственное учреждение образования «Озёрская средняя школа»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

 Аннотация. В статье рассматривается определение понятия «социализация», особенности социализации подростов в условиях современного мира. Определена роль институтов социализации в становлении личности.

В современных социальных науках не существует однозначного определения понятия социализации. Сам термин произошёл от латинского слова socialis –общественный. Впервые применительно к человеку его использовал американский социолог Генри Гиддингс в своей книге «Теория цивилизаций». Он определил социализацию как «подготовку человека к жизни в обществе» [1].

Сущность социализации заключается в сочетании процесса становления человека объектом общественных отношений и процесса формирования его индивидуальности.

Существуют различные подходы к выделению основных этапов социализации. Так до 60-х годов прошлого века их выделяли всего три: социализацию ребёнка, социализацию подростка, социализацию юноши.

То есть, как мы видим, полвека назад социализация рассматривалась в определенных временных рамках жизни человека. Считалось, что к 25-ти годам человек завершает процесс своей социализации. В дальнейшем это положение было подвергнуто критике, и учёные сошлись во мнении что социализация протекает в течении всей жизни конкретного человека.

В возрасте ранней юности, 15-18 лет, на становление личности влияют физиологические, психологические и социальные факторы. Начало периода ранней юности совпадает с завершением процесса полового созревания. Темпы роста тела в длину замедляются, происходит увеличение веса (эта особенность особенно важной является для девушек). Завершается процесс развития и формирования центральной нервной системы. Высокого совершенства достигает вторая сигнальная система. К концу периода ранней юности по пропорциям, внешнему виду, и отчасти интеллекту, юноши приближаются к взрослым. Среди психологических особенностей ранней юности можно выделить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, отношение к себе, любовь, юношескую депрессию. В общение со взрослыми характерно отсутствие доверительных отношений (в том числе – с учителем), что является одной из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Главное психологическое приобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира. Развивается способность к рефлексии и обобщению своих знаний о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, действиях, поступках. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

Юношеская депрессия в этом возрасте бывает двух видов. Первый — это безразличие и чувство пустоты. Это когда возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход. Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений, возникающих в связи с неспособностью решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей. В такой ситуации важной является поддержка со стороны взрослых (родителей, учителей, психолога).

В социальном плане на становление личности влияют различные агенты и институты социализации. Особое место в социализации современных старшеклассников занимают: школа, группы сверстников, средства массовой информации, интернет, и семья. Для каждого из этих институтов характерна различная сила влияния на становление личности, различное содержание социализации которое очень сильно отличается, и носит противоречивый характер. Но, как известно, противоречия являются движущими силами развития. То, как человек социализируется в свои 15 –18 лет, непременно отразится и на его будущем социальном статусе, и на ситуации общества в целом.

Одним из основных институтов социализации в раннем юношеском возрасте является школа. На сегодняшний день, государственная система образования предоставляет широкие возможности для образования людей всех возрастов. Обязательно необходимо освоить программу основного среднего образования. Посещение различных учреждений дополнительного образования (музыкальных и художественных школ, спортивных секций) обязательным не является. Роль школы в социализации личности сводится не только к обеспечению её различными знаниями и умениями (это достигается с помощью такого процесса, как обучение), но и к усвоению различных ценностей, правил и норм поведения. Последнее достигается с помощью целенаправленного процесса воспитания.

Однако, во влиянии процессов воспитания и обучения на социализацию подростка существует целый ряд проблем. Так, к концу 9 или 11 классов ученик довольно чётко должен осознавать, чему он хочет посвятить свою жизнь. Поэтому в школе очень часто организуют уроки и мероприятия профессиональной ориентации. В воспитательной деятельности также имеется ряд проблем. Зачастую она носит «добровольно принудительный» характер, то есть когда в различных мероприятиях участвуют школьники не зависимо от их воли или желаний, или участвуют так называемые «активы» классов.

Таким образом, в современной школе существует целый ряд проблем, из-за которых формирование личности происходит в недостаточно полном объёме.

Следующим институтом социализации в данном возрасте являются группы сверстников. Существует ряд причин, делающих такие группы особенно важными для социализации подростков. Например, через такие группы подростки узнают ту информацию, которую родители не могут им дать с этической точки зрения.

Группы сверстников воздействуют на становление с помощью таких механизмов как подражание, идентификация, заражение и научение. Последнее предполагает сознательное усвоение каких-либо умений и навыков. Подражание — это один из главных механизмов социализации в группе сверстников, и протекает в большей степени бессознательно. Подражают, как правило, самым авторитетным личностям группы. Заражение предполагает передачу эмоционального состояния при непосредственном общении и играет важную роль при принятии решений. Идентификация предполагает отождествление себя с кем-либо и выражается через определённые символы (стиль одежды, сленг, жаргон, украшения и т.п.).

Важным для становления личности институтом социализации, являются СМИ и интернет. Непосредственным объектом влияния СМИ является не отдельно взятый человек, а сознание и поведение определённых групп людей. Средства массовой информации влияют на усвоение людьми всех возрастов различных социальных норм, на формирование ценностных ориентаций в различных сферах жизни общества. В юношеском возрасте СМИ в социализации личности играют значимую роль, так как именно в этом возрасте ребёнок начинает пользоваться информационными материалами, предназначенными для различных возрастных групп. При этом их содержание может быть очень разнообразным. Кроме информации, которая может принести ту или иную пользу для социализации личности, существует огромное количество материалов, направленных на десоциализацию, или даже ассоциализацию личности. К ним можно отнести пропаганду эпатажной моды, молодёжных субкультур, пропаганду «безбашенности», в частности экстремальных видов спорта и др. За такой пропагандой зачастую скрывается опасность навязывания молодёжи различных наркотических средств. Средства массовой информации зачастую оказывают криминогенное воздействие на сознание, тем самым влияя на состояние преступности.

В последнее время телевидение, радио, а в особенности  печатные СМИ уступают свои позиции бескрайним просторам интернета. Подростки и юноши, в силу своей любознательности, буквально не «вылазят» из него. На сегодняшний день в интернете существует большое количество информации, которая может быть полезна как подростку, так и любому взрослому. Это могут быть и различные бесплатные видеоуроки по освоению какой-либо деятельности, решению каких-либо задач, и различные полезные статьи, и различные социальные сети, с помощью которых можно найти дальних родственников, быстро организовать какое-либо мероприятие. Но, к сожалению, содержание сети интернет практически никем не отслеживается, и поэтому здесь очень много тех же видеоуроков, статей, социальных сетей, которые направлены на разрушение личности. Например, в последнее время проходят сообщения о гибели подростков в результате очень странных событий. Речь, прежде всего, идёт о деятельности так называемых «групп смерти».

Таким образом, влияние СМИ на социализацию личности в юношеском возрасте имеет двоякую функцию: с одной стороны, они могут помочь в разрешении проблем различной сложности, снабдить необходимой информацией, а с другой стороны могут разрушить жизнь подростка и даже стать причиной его гибели.

В юношеском возрасте семья, как и на предыдущих этапах жизни человека, оказывает определяющее влияние на процесс социализации личности. В большинстве семей подросток имеет взгляды, ценности, и интересы, не совпадающие с интересами родителей. Это может привести к неправильному оцениванию различных ситуаций и негативно отразиться на его будущем.

Прежде всего, на социализацию в семье играют конкретные жизненные условия. Также немаловажную роль играет стиль взаимодействия между родителями и их детьми. Самыми распространёнными являются командно-административный и демократический стиль. Используя авторитарный стиль, родители забывают, что он не подходит для взаимодействия с подростками. Используя его для работы с подростками, могут возникнуть различного рода конфликты. Демократический стиль взаимодействия может поспособствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, социальной ответственности.

Как правило, к старшим классам у подростков с родителями уже складывается определённый стиль взаимоотношений. Старшеклассники в своих родителях хотят видеть друзей и мудрых советчиков. Различные проблемы, которые есть у подростков, они могут обсудить только в рамках семьи, так как обсуждение таких проблем может задеть их самолюбие. На социализацию старшеклассников, будут влиять социальное положение семьи, уровень образования родителей, характер отношений между членами семьи [2].

Таким образом, социализация современных старшеклассников представляет собой процесс взаимодействия человека с различными факторами, институтами, агентами, с помощью различных средств и механизмов, которые могут, как дополнять друг друга, так и вступать в различные противоречия между собой. На различных возрастных этапах существуют свои особенности социализации. Так в юношеском возрасте факторами социализации выступают и положение в обществе и средства массовой информации, и школа. Все они вносят ощутимый вклад в становление личности. Вместе с тем, особое значение имеет семья, которая может выступить в виде того инструмента, с помощью которого можно снизить роль влияния негативных факторов на социализацию личности в юношеском возрасте.

 

Список литературы

 

  1. Franklin H.G. The Theory of Socialization. – Macmillan, 1897. – 47 с.
  2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева // СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
  1. Подросток и семья / под ред. Д. Райгородского. – М.: Бахрах-М, 2013. – 656 с.
Запись опубликована в рубрике Секция 5. Социализация личности на разных этапах возрастного развития. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Косицкая М. Ч. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

  1. Щелков А. говорит:

    Подростки — это всегда актуально. Хорошая статья. Какие бы Вы дали практические рекомендации семье, в которой растет подросток?

    • Марина Косицкая говорит:

      Необходимо объединиться с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Нас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей.
      Нужно верить в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что его любят, принимают и уважают

Обсуждение закрыто.