УДК 37.015.3
Трахимович Е.С.
студентка 2 курса 1 ступени образования педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(Научный руководитель – А. Н. Стецкая, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства УО ГрГУ им. Янки Купалы)
ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты понятий «тревожность», «самооценка» относительно детей старшего дошкольного возраста. В основной части также рассматривается диагностический инструментарий, посредством которого было проведено исследование влияния тревожности на самооценку ребенка старшего дошкольного возраста. Представленные результаты диагностических исследований показывают зависимость тревожности и самооценки детей дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст представляет собой важнейший период психического развития детей, который характеризуется активным развитием психических процессов и личности ребенка. В этот период поведение ребенка становится произвольным. В старшем дошкольном возрасте большое влияние имеет отношения старшего дошкольника со взрослыми и сверстниками, а также происходит формирование устойчивой структуры мотивов. В настоящее время растет число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной нестабильностью, неуверенностью. Неприятные чувства, связанные с тревогой мешают детям не только в эмоциональном плане, но и препятствуют их социальному и психологическому развитию.
Тревожность – способность человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать чувства страха и тревоги. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. В большинстве случаев она является показателем психологического неблагополучия индивида. Основными причинами возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста являются: внутриличностный конфликт, связанный с оценкой успеха в различных сферах деятельности; нарушения внутрисемейного воспитания взаимодействия; нарушения общения со сверстниками, личностные особенности, необходимость адаптации к школьному обучению.
Самооценке же отводится центральная роль как личностному образованию. Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также собственной деятельности ребёнка и собственной оценки её результатов [1, с. 145]. Если ребёнок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания. Так, например, если в семье у ребёнка сформировали положительную самооценку и соответствующие притязания, а вслед за тем в детском саду или в школе он столкнулся с отрицательной оценкой, возникает много отрицательных форм поведения (обидчивость, упрямство, драчливость и т.д.). При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности. Л.И. Божович отмечает, что отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребёнка избежать тяжёлых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности к себе [5].Также психологами отмечается, что самооценка влияет на саморегуляцию и находится под влиянием ценностей личности [1; 4].
Можно выделить два фактора формирования самооценки старших дошкольников: отношение окружающих и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребёнка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих. Данный сдвиг в развитии самооценки играет важную роль в психологической готовности старшего дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки.
С целью выявления взаимосвязи самооценки и уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено эмпирическое исследование. Базой исследования выступило ГУО «Ясли-сад № 45 г. Гродно». В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста.
Для проведения исследований мы использовали две диагностические методики: тест тревожности (Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен) и тест «Лестница» (В.Г. Щур) [3, с. 14; 2, с. 106].
Использование теста тревожности позволило нам диагностировать тревожность детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Стимульный материал представлял собой 14 рисунков, на которых изображены типичные для жизни дошкольника ситуации.
Исследование проводилось в представленной последовательности: рисунки показывали ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Далее в отдельной комнате проходила беседа. Предъявив ребенку рисунок, мы задавали определенные вопросы: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами; Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом; Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания фиксировались в специальном протоколе.
В ходе исследования тревожности были получены следующие результаты: 6 детей имеют высокий уровень тревожности – 37,5 % от общего числа испытуемых. Для этих детей свойственно испытывать состояние повышенного беспокойства, страха и тревоги в специфических социальных ситуациях. 7 респондентов имеют средний уровень тревожности – 43,75 %, что является естественной и обязательной особенностью активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Низким уровнем тревожности обладает 3 ребенка – 18,75%. Это тот уровень, с которым дети чувствуют себя комфортнее и увереннее, а также чувствуют себя более раскованно в потенциально опасной ситуации.
Мы также выявили, что отрицательные ответы старших дошкольников по большей части обусловлены тем, что детям хочется больше играть. И в данном случае речь идёт о ситуативной тревожности, а не о тревожности, как черте характера.
Для определения самооценки детей старшего дошкольного возраста использовали тест «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Для проведения данной методики мы использовали изображение лесенки и фигурку человека. Процедура исследования заключалась в беседе с ребенком. Ему предъявляли рисунок с изображением лесенки с 7 ступеньками и фигурку человека, ступеньки имели одинаковый размер, кроме 3 – она более широкая. Поместив фигурку обследуемого ребенка на среднюю самую широкую ступень. Объясняли, что данной фигуркой является он. На ступеньке выше ставят хороших детей. На самую высокую ставят самых лучших ребят. И в обратном направлении. На самой нижней ступеньки стоят плохие дети, а те, что повыше – не очень хорошие. Задание и условия его выполнения повторяли несколько раз.
Анализируя результаты теста «Лесенка» мы выявили, что на верхнюю ступень себя поставили 7 детей (43,75%). Это говорит о завышенной самооценке. На ступени 2 и 3 сверху поставили 2 ребенка — это адекватная самооценка (12,5%). Ступень 4 – заниженная самооценка. Сюда себя поставили 6 человек (37,5%). На нижнюю, седьмую ступень себя поставил один ребенок, что соответствует резко заниженной самооценке (6,25%).
Таким образом, соотнеся между собой выявленные в результате эксперимента (показатели уровня тревожности и самооценки) данные, мы выявили, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. По результатам исследования был сделан вывод о связи самооценки и уровня тревожности. Эти психологические характеристики напрямую влияют на статус воспитанника в группе. Дети старшего дошкольного возраста с низким уровнем тревожности обладают более высокой самооценкой. Дети старшего дошкольного возраста с низким уровнем тревожности обладают адекватной самооценкой.
Список литературы
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
- Лебеденко, Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство / Е. Н. Лебеденко. – М. : Прометей; Книголюб, 2003. – 64 с.
- Романов, А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. – М. : «Плэйт», 2003. – 32 с.
- Склярова, Т. В. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. В. Склярова, О. Л. Янушкявичене. – М. : Покров, 2004. – 143 с.
- Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. / Е. О. Смирнова. – СПб. : Питер, 2009. – 304 с.