VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК 159.9.075

Т.В.Артемьева

доцент кафедры психологии и педагогики специального образования,

к.пс.н., доцент

г.Казань, Россия

 

Е.В.Теренина

магистр по направлению 44.04.03. Специальное (дефектологическое) образования

г.Казань, Россия

 ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

 

Аннотация. В статье представлен анализ российских и зарубежных исследований, раскрывающих социальную ситуацию развития детей дошкольного возраста, роль и значение общения и взаимодействия для детей с нарушениями в развитии со взрослыми и сверстниками. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей социального взаимодействия детей с нарушениями слуха. Описаны особенности взаимодействия детей с окружающими людьми.

Ключевые слова: социализация, адаптация, взаимодействие, общение, коммуникация, дети, нарушение слуха

 

Artemyeva T.V., Terenina E.V.

FEATURES OF SOCIAL INTERACTION OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS

Abstract. The article presents an analysis of Russian and foreign studies revealing the social situation of the development of preschool children, the role and importance of communication and interaction of children with developmental disabilities with adults and peers. The aim of the empirical study was to study the features of social interaction of children with hearing impairments. Children with hearing impairments have difficulties interacting with their peers in free and organized activities, in regime moments, children do not always understand the attitude of adults and other children towards themselves, and therefore may violate the rules and norms of interaction.

Keywords: socialization, adaptation, interaction, communication, communication, children, hearing impairment

Одним из важных вызовов современного общества является адаптация детей к культуре, в которой они живут, способность детей налаживать взаимодействия со всеми участниками социальной жизни. Знание норм и правил межличностного взаимодействия, по мнению Л. Ф. Баяновой позволяет детям адаптироваться к социальным реалиям [3]. Именно социальная ситуация отражает взаимоотношения детей с окружающими его взрослыми, сверстниками, а способность ребенка преодолеть натуральный эгоцентризм и подчинить свое поведение культурным стандартам, нормам и требованиям культуры является показателем его культурной конгруэнтности [3, 4]. Познание окружающего мира, способность выражать свои мысли и организовывать свое поведения становится возможным только в процессе интериоризации, когда культура наделяет ребенка средствами, позволяющими адаптироваться к жизни в обществе.

В нашем теоретическом обзоре, прежде всего, хотелось бы рассмотреть особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. В основу нашего исследования мы положили подход А. А. Реана, основанный на теории отношений В. Я. Мясищева, который рассматривает социализацию как формирование системы значимых отношений личности.

По мнению Д. Б. Фельдштейна (1997), проблема взаимодействия детей и взрослых не только не проработана на сегодняшний момент, но даже не обозначена четко на должном научном уровне, отмечается, что не выделены пространство и содержание, характер и способы взаимного действия взрослых людей и детей [5].

Важное место в изучении взаимодействий детей со взрослыми и сверстниками отводится ведущей деятельности детей дошкольного возраста, игре, благодаря которой происходит поэтапное встраивание ребенка в общее для всех социальное пространство. Именно в игре ребенок усваивает нормы и ценности общения, учится познавать окружающий мир.

Значительное место в социализации ребенка, передаче норм и правил, существующих в обществе, трансляции культурных норм, взаимодействии ребенка и культуры, отводится взрослому, семье. Важное значение в процессе социализации имеет раннее начало диалогового взаимодействия со взрослыми, способствуя развитию понимания коммуникативных намерений собеседника, дифференциации его истинных и ложных утверждений [1, 2].

Особенностью общения детей друг с другом является то, что в коммуникации отсутствуют жесткие правила и нормы, а родителям сложно контролировать процесс общения детей со сверстниками

Зарубежные ученые (Yu-Han Xie et al., 2014) подтверждают важность навыков коммуникации для детей с нарушениями слуха, настаивают на реализации развивающих программ по развитию социальной адаптации детей с патологией слуха, предлагают отрабатывать навыки общения со сверстниками, умение просить прощение, извиняться, избегать конфликтные ситуации, выражать собственную точку зрения и сотрудничать с другими детьми.

В исследовании Brown (2008) выявлено, что дети с нарушениями слуха в ситуации взаимодействия, общения с другими детьми чаще отвлекаются, менее сосредоточены в общении, таким образом их социальная компетентность значительно снижена по сравнению с детьми без нарушений слуха.

Способность детей с нарушениями слуха задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседников изучал Toe and Paatsch (2010). Выявлено, что детям с нарушением слуха требовалось больше повторений и разъяснений, нежели детям без нарушений слуха прежде, чем дети были способны ответить на вопрос.

У детей с нарушениями в развитии затруднена адаптация к социальным условиям, особенно меняющимся вследствие того, что дети с испытывают трудности при понимании и усвоении правил и норм общества, социального взаимодействия.

Исследователи отмечают, что у детей с нарушениями в развитии плохо сформированы коммуникативные и регулятивные умения, отмечается неустойчивый интерес к коммуникативной деятельности и общению со взрослыми и сверстниками, часто дети не мотивированы на общение и им сложно вступить в контакт со взрослыми и детьми. Кроме того, в исследованиях отмечается, что дети с нарушениями слуха часто негативно настроены на взаимодействие с окружающими их людьми; не сформированы умения следовать правилу в ситуации общения: затрудняются с завершением начатого дела; в ситуации взаимодействия и общения чаще всего отмечается неадекватная оценка эмоций других людей. Дети с нарушениями в развитии недостаточно хорошо осваивают социальные роли и это также сказывается на их социализации. Необходимо разрабатывать формы развития общения детей в свободной деятельности и в различных формах активности, разрабатывать и реализовывать технологии социального и личностного развития детей с нарушениями в развитии.

У детей с нарушениями слуха отмечаются проблемы с поведением, эмоциональные трудности, проблемы с обучением, и это ограничивает пространство их социализации, затрудняет инклюзивное обучение детей данной нозологической группы. Исследования зарубежных ученых (Punch & Hyde, 2011) показывают, что даже дети, имеющие кохлеарные импланты или слуховые аппараты, владеющие разговорным языком, испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, особенно если общаются в группе или в шумной обстановке. При общении один на один дети с нарушениями слуха оказываются более успешны.

Проанализированные источники позволяют говорить о сложностях установления общения и взаимодействия детей с нарушениями слуха и требует проведения дополнительных исследований.

Целью исследования являлось изучение особенностей взаимодействия детей с нарушениями слуха со сверстниками и взрослыми.

Испытуемыми явились 20 детей дошкольного возраста с патологией слуха и 20 детей без нарушений слуха. Было получено согласие на диагностическую работу с детьми. Дети посещали дошкольные учреждения.

В работе была использована методика «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения», разработанная А. М. Казьминым и др.

Наблюдение за ребенком в организованной и свободной деятельности проводилось с помощью экспертного метода А. Г. Самохваловой.

Методика Н. Я. Семаго «Эмоциональные лица» позволила оценить адекватность, точность и качество дифференциации эмоционального состояния ребенком с нарушениями зрения.

Уровень коммуникативных умений детей изучался с помощью методики Н. Е. Веракса. С помощью данной методики изучался уровень понимания ребенком ситуаций взаимодействия, умение понимать состояния сверстников и взрослых, способы выражения своего отношения к ребенку и взрослому [4].

Методика Л. Ф. Баяновой, Т. Р. Мустафина позволила оценить понимание ребенком социальных норм и правил по шкалам «безопасность», «послушность», «гигиена», «самоконтроль», «самообслуживание» [3].

Результаты исследования по методике «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» у детей с нарушениями слуха: показатель по шкале «неконтактность» (М=3.15) в два раза выше среднего значения по выборке детей без нарушений слуха (М=1.74); выше тревога (Мнс=2.85, Мн=2.44). Показатели по депрессии (Мнс=2.90 Мн=1.02), дезадаптивности (Мнс=1.20, Мн=0.62) и гиперактивности (Мнс=3.30, Мн=2.69) у детей с патологией слуха, выше, чем у детей без нарушений слухаю

Изучение деятельности детей с нарушениями слуха по методике А. Г. Самохваловой позволило выявить статистически значимые различия (T-критерий Съюдента) во взаимодействии «ребенок-взрослый» в организованной деятельности (t=1.96), в также в режимные моменты (t=2.52). У детей с патологией слуха сформированность свободной деятельности во всех сферах взаимодействия: ребенок-сверстник, ребенок-взрослый ниже, чем у сверстников без нарушений слуха.

Максимальное количество состояний, которые могли дифференцировать дети по методике Семаго равно 11, однако дети с нарушениями слуха могли в среднем по выборке опознать 5 базовых эмоций: радость, злость (1 серия) и страх, радость, стыд (2 серия).

Методика Н. Е. Вераксы позволила выявить, что дети с нарушениями слуха значительно хуже, чем дети без нарушений слуха понимают состояние сверстников, задач, которые возникают в ситуации взаимодействия, особенно сложно детям понимать отношение ко взрослому и сверстнику (t=2.92).

Изучение культурной конгруэнтности детей выявило, что у детей с нарушениями слуха по всем показателям методики более низкие результаты: по шкале «послушность» (Мнс=35.95, Мн=44.54); по шкале «безопасность» (Мнс=46.60, Мн=56.31); по шкале «гигиена» (Мнс=36.10 Мн=39.10); по шкале «самоконтроль» (Мнс=30.00, Мн=33.29). Статистически значимые различия между выборками детей получены по шкале «послушность» (t=4.56), по шкале «безопасность» t=3.69) и по шкале «самоконтроль» (t=2.21).

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило выявить, что дети с нарушениями слуха испытывают значительные трудности с дифференциацией и пониманием эмоций, определяя успешно лишь базовые эмоциональные состояния.

Дети с нарушениями слуха чаще своих сверстников без нарушений слуха испытывают тревогу, депрессию, чаще имеют проявления дезадаптивности и гиперактивности, труднее вступают в контакт.

Дети с нарушениями слуха испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками в свободной деятельности, им сложно устанавливать контакт со взрослыми в организованной деятельности и в режимные моменты, дети не всегда понимают отношение взрослых и других детей к себе, и поэтому могут нарушать правила и нормы взаимодействия. У детей с патологией слуха затруднен самоконтроль в социальной ситуации общения, не всегда понимают опасность той или иной ситуации.

 

Список использованной литературы

 1. Ахметзянова, А. И. Изучение социализации детей с речевой патологией / А. И. Ахметзянова, Т. В. Артемьева, Ю. О. Коробьина // Научное мнение. – – №5. – С. 164–167.

2. Ахметзянова, А. И. Способность к предвосхищению ситуаций будущего у слабовидящих дошкольников /А. И. Ахметзянова, Т. В. Артемьева, М.Э. Киселева // Вестник Московского университета. –Серия 14. Психология. – – № 1. – С. 5–28.

3. Баянова, Л.Ф. Психология дошкольника в нормативной ситуации / Л. Ф. Баянова. – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 2017. – 125 с.

4. Диагностика готовности ребенка к школе : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. И. Булычева [и др.]; Под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

5. Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д. И. Фельдштейн. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Флинта, 1997. – 158 с.

 

Add comment


Security code
Refresh