VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК 159.9.075

 Борисова Н.С.

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики специального образования Казанского Федерального (Приволжского) Университета

г. Казань, Россия

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация: дети с расстройствами аутистического спектра составляют наиболее трудно социализируемую группу категорию лиц. Усвоение опыта общественной жизни детьми данной нозологической группы невозможно без коррекционного обучения с применением специальных методов и методик. Одним из методов формирования и развития социальных навыков является метод социальных историй. 

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, социализация, социальные навыки, социальные истории. 

Borisova N.S.

SOCIAL STORIES AS A METHOD FOR DEVELOPING SOCIAL SKILLS IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Summary: children with autism spectrum disorders constitute the most difficult group of people to socialize with. The assimilation of the experience of social life by children of this group is impossible without remedial training using special methods and techniques. One of the methods for forming and developing social skills is social storytelling.

Key words: autism spectrum disorders, socialization, social skills, social stories.

 

Согласно данным мониторинга состояния образования в настоящее время имеется тенденция к росту количества дошкольников и школьников с расстройствами аутистического спектра. В 2020 году в Российской Федерации насчитывалось почти 33 тысячи обучающихся данной нозологической группы [1]. Дети с расстройствами аутистического спектра составляют категорию лиц с нарушениями социально-коммуникативного развития.

Одним из препятствий для успешного включения детей с расстройствами аутистического спектра в общество является нарушение формирования социальных навыков – их несформированность или недоразвитие.

Под социальными навыками понимают такие навыки или поведение, которое касается окружающих людей или влияет на них. Эти навыки делят на социально-бытовые и социально-коммуникативные. К социально-бытовым относят навыки самообслуживания и бытового характера, культурно-гигиенические навыки [6]. Социально-коммуникативные навыки представляют собой способности, позволяющие эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. L. Frost, A. Bondy, C. Horton выделяют ряд наиболее важных для детей с расстройствами аутистического спектра социально-коммуникативных навыков: умение выражать различные виды просьб, адекватно выражать согласие или отказ, выполнять устные инструкции собеседника [3].

Наиболее важными навыками самообслуживания являются: умение пользоваться туалетом, мыть руки, использовать полотенце после мытья рук; умение пользоваться столовыми приборами, держать чашку и пить из нее; умение использовать салфетки, носовой платок; умение самостоятельно одеваться и раздеваться, надевать и снимать обувь. Возникающие трудности в формировании навыков самообслуживания связаны с тем, что дети данной нозологической группы мало способны к подражанию [5].

Развитие социально-бытовых и социально-коммуникативных навыков тесно взаимосвязаны.  Формирование социально-бытовых навыков в большей степени затрудняют особенности детей с расстройствами аутистического спектра, связанные с нарушениями контакта, с проблемами в выражении просьб, с затруднениями в сосредоточенности, поведенческими стереотипами [6].

Развитие речевых навыков у детей с аутизмом также имеет ряд особенностей, что в свою очередь накладывает отпечаток на развитие социальных навыков. У многих детей речь не сформирована: они не обращаются к другим людям, не называют предметы, не выражают просьбы. В речи некоторых детей с расстройствами аутистического спектра преобладают эхолалии: дети воспроизводят то, что они слышат, а также заученные фразы из мультфильмов и песен. У других детей речь может быть сформирована частично. Несмотря на разнообразие особенностей речевого развития, общим для всех детей с аутизмом является невозможность использовать речь для коммуникации. Дети, как правило, не могут выражать просьбы, согласие или отказ от чего-либо с помощью слов, не умеют вести диалог, комментировать или описывать происходящее. Часто вместо речи дети используют невербальные средства общения [8].

При расстройствах аутистического спектра существует специфическая проблема понимания речи, связанная с буквальным восприятием слов и выражений. Кроме того, аутичный ребенок, погруженный в собственный сенсорный опыт познания окружающего мира (визуальный или тактильный), довольно часто не воспринимает речь, как источник информации о происходящем вокруг. Б. Ф. Скиннер утверждал, что понимание речи не заключается лишь в восприятии речи («рецептивной речи»), а включает дополнительные аспекты. Для того, чтобы успешно коммуницировать с другим человеком ребенку необходимо уметь быстро реагировать на просьбы говорящего и предоставлять ему то, что необходимо: предметы или информацию; реагировать и отвечать на вопросы; смотреть на говорящего; давать эмоциональную оценку, сопереживать, улыбаться. Отклонения в понимании речи негативно сказываются на развитии экспрессивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра, влияя на процесс формирования социальных навыков [2].

Одним из наиболее распространенных препятствий для включения ребенка с аутизмом в социум является наличие проблем в поведении. Проблемное поведение может выражаться в агрессии по отношению к взрослым и сверстникам (ребенок бьет, кусает, щипает и т. д,), самоагрессии (бьёт, кусает, щипает себя), неадекватном смехе, крике, плаче, стереотипном поведении и др.

Как правило, проблемное поведение детей с расстройствами аутистического спектра имеет определенную функцию, выделяют следующие:

  • Получение внимания от другого человека.

Ребенок с аутизмом проявляет определенное поведение для получения социального внимания или любой другой реакции от окружающих его людей. 

2.         Получение желаемого (действий других людей, предметов, занятий).

Цель демонстрации ребенком тех или иных видов поведения заключается в том, чтобы получить то, что он хочет.  

3.         Избегание деятельности или побег из ситуации.

Не всегда дети с аутизмом проявляют проблемное поведение, чтобы получить то, что он хочет. Во многих случаях причиной проявления такого поведения является нежелание выполнять определенные действия или стремление избегать определенных ситуаций. 

4.         Сенсорная стимуляция.

Некоторые виды поведения обусловлены не внешними факторами, а внутренним состоянием аутичного ребенка. Некоторые виды поведения тем или иным образом приносят аутичным детям приятные внутренние ощущения или помогают уменьшить неприятные ощущения [7].

Особенности социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра являются преградой для включения их в общество, в связи с чем необходимо проведение коррекционной работы по формированию данных навыков. Одним из методов формирования и развития социальных навыков является метод социальных историй, разработанный Кэрол Грей в 1991 году.

Социальные истории представляют собой короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций, событий или занятий. Как правило, социальные истории содержат текстовую информацию и иллюстрации к ней. Они могут использоваться для широкого круга ситуаций. Социальные истории помогают обучить детей с расстройствами аутистического спектра правильно вести себя в конкретных местах (игровая площадка, детский сад, музей, театр и др.), а также правильно и адекватно реагировать на действия окружающих людей (выражать просьбы, согласие или отказ, умение приветствовать и прощаться и др.). Все события и действия описываются с участием ребенка или персонажа его заменяющего. Социальные истории составляются индивидуально для каждого конкретного ребенка.

Как правило, социальная история включает в себя информацию о том, что может происходить в конкретной ситуации, почему это может происходить, а также варианты правильного поведения в этой ситуации.

Работа с социальными историями может осуществляться в нескольких вариантах:

  • Предупредительная методика – когда предвосхищается проблемная ситуация и с ребенком обсуждаются варианты поведения в ней.
  • Обучающая методика предполагает обучение ребенка новому социальному навыку.

При составлении социальных истории важно учитывать правила, которые подробно описала Кэрол Грей. Также история должна соответствовать интересам ребенка, для которого она написана и не должна содержать слов, которые могут вызвать у него тревожность или неприятные эмоции.

Непосредственная реализация социальных истории осуществляется в несколько этапов.

Первый этап – знакомство с социальной историей. Ребенок может ознакомиться с историей самостоятельно, если умеет читать. Также на данном этапе с историей ребенка может ознакомить родитель или педагог, читая ее или воспроизводя видео/аудио своего прочтения.

Второй этап – поддержание, когда ребенок слушает или читает историю один раз в день. Постепенно, по мере освоения ребенком того или иного социального навыка, количество прочтений снижается и сводится к ее применению по необходимости.

Социальные истории могут быть продуктивны в процессе формирования социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Этот метод позволяет в конкретной и понятной форме получать информацию о нормах социального поведения в определенных социальных ситуациях, а также позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка [4].

Работа выполнена в рамках федеральной инновационной площадки «Прогностическая способность дошкольников с расстройством аутистического спектра как ресурс социализации: модель детекции».

Список использованной литературы

1. Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2020 году [Электронный ресурс] // Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. – Режим доступа: https://autism-frc.ru/education/monitoring/1265. – Дата доступа: 10.10.2023.

2. Барбера, М. Л. Вербально – поведенческий подход в ABA – терапии: Методы обучения детей с аутизмом и другими особенностями развития. – 3-е изд. / Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен; пер. с англ. Д. Г. Сергеева; предисл. к рус. изд. В. Г. Ромека; предисл. М. Сандберга. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2019. – 264 с.

3. Бонди, Э. Развитие функциональной коммуникации в домашних условиях / Э. Бонди, К. Хортон, Л. Фрост // Журнал Ассоциации специалистов прикладного анализа поведения. – – № 1. – С. 4–22.

4. Грей, К. Социальные истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом / К. Грей. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2018. – 432 c.

5. Григоренко, Е. Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов / Е. Л. Григоренко. – М. : Практика, 2018. – 280 с.

6. Ковалева, Е. А. Развитие социально-бытовых и коммуникативных навыков детей с умеренной умственной отсталостью как факторы адаптации в инклюзивном образовании / Е. А. Ковалева // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – – № 2. – С. 384–392.

7. Нейсон, Б. О ключевых проблемах аутизма. Сенсорные аспекты аутизма / Б. Нейсон // Аутизм и нарушения развития. – – № 3 (52). – С. 42–48.

8. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, М. М. Либлинг, Е. Р. Баенская. – М. : Теревинф, 2017. – 288 с.

 

Add comment


Security code
Refresh