VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК 376.4

Захарова К.В.

учитель-дефектолог государственного учреждения образования

«Средняя школа № 5 имени П.З. Калинина г. Гродно»,

магистр образования

г. Гродно, Республика Беларусь

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ИНКЛЮЗИИ

Аннотация. В статье описываются особенности работы учреждения образования, осуществляющего интегрированное обучение и воспитание. Рассматривается система управления процессом образования в условиях образовательной интеграции и инклюзии.

Ключевые слова: образовательная интеграция, управление процессом образования, качество специального образования, принципы управления.

Zaharova K.V.

 

MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL INTEGRATION AND INCLUSION

Summary. The article describes the features of the work of an educational institution that provides integrated training and education. The system of management of the educational process in conditions of educational integration and inclusion is considered.

Keywords: educational integration, management of the educational process, quality of special education, management principles.

Образовательная интеграция – двусторонний процесс. С одной стороны, интегрированное обучение и воспитание подразумевает совместное обучение ребенка с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) с нормативно развивающимися сверстниками, его приспособление к образовательному пространству общеобразовательного учреждения. С другой стороны, само учреждение общего образования готовится к работе с таким ребенком, создает специальные условия для его обучения и воспитания, которые смогли бы способствовать удовлетворению его особых образовательных потребностей. В условиях образовательной интеграции особенно важно обеспечивать взаимопонимание между учителями-дефектологами, другими специалистами, владеющими специальными знаниями в области обучения и воспитания лиц с ОПФР, и педагогами общего образования, а также между воспитанниками или учащимися с особенностями развития и их нормативно развивающимися сверстниками. Следовательно, образовательная интеграция не является локальным участком работы в специальном или интегрированном классе (группе), она представляет собой систему организации работы общеобразовательного учреждения по всем направлениям его деятельности.

При реализации интегрированного обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении необходимо создать специальные условия для обучения, воспитания, развития и самореализации как воспитанников или учащихся с ОПФР, так и детей, которые не имеют каких-либо нарушений психофизического развития, условия для успешной организации их совместной деятельности. Поэтому существует ряд особенностей, которые отличают содержание работы учреждения общего образования, осуществляющего интегрированное обучение и воспитание, от работы такого учреждения в обычном режиме. Среди них можно выделить следующие:

– осуществление образовательного процесса с учетом требований, которые предъявляются нормативными правовыми документами к дошкольному, общему среднему и специальному образованию;

– осуществление обучения детей, не имеющих особенностей физического и (или) психического развития, по учебным планам и программам общеобразовательных учреждений;

– осуществление обучения детей с ОПФР по учебным планам и программам специального образования (при этом специальные учебные планы и программы разработаны не для всех категорий ОПФР, например, учащиеся с трудностями в обучении, начиная с 5-го класса, в условиях образовательной интеграции обучаются по программам и учебникам общеобразовательного учреждения);

– создание специальных условий для обучения и воспитания учащихся с ОПФР (обучение и воспитание учащихся с ОПФР предполагает коррекцию имеющихся у них недостатков развития и должно осуществляться с применением специальных методик коррекционной работы, а также информационно-коммуникационных технологий);

– осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР;

– формирование новых качественных характеристик взаимодействия и взаимоотношений участников образовательного процесса при объединении детей с разными познавательными возможностями и образовательными потребностями.

Организация учебного процесса, например, в классе интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основании учебного плана интегрированного класса, который составляется на каждый учебный год в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения учебных планов специального образования, учебными программами соответствующего вида специальной общеобразовательной школы и (или) общеобразовательного учреждения. Перевод учащихся с особенностями развития из одного класса в другой принимается решением педагогического совета школы. Коррекционные занятия («Развитие высших психических функций», «Социальное ориентирование» и т.д.) и некоторые уроки по учебным предметам учебного плана общеобразовательной школы с учащимися с ОПФР проводит учитель-дефектолог. На их проведение в расчете на одного ребенка, в зависимости от структуры и степени тяжести его физического и (или) психического нарушения, выделяется от 4 до 8 учебных часов в неделю. Количество учебных часов (5, 6, 7 или 8), отводимых на проведение коррекционно-педагогических занятий, определяется Центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) в зависимости от количества учащихся с ОПФР, структуры и степени тяжести нарушений их развития.

Цель системы управления качеством образования – обеспечение максимально высокого уровня учебно-воспитательного процесса. Цель системы управления качеством специального образования – обеспечение максимально высокого уровня удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся с ОПФР, их социализации и формирования у них ключевых компетенций.

В процессе управления качеством специального образования в условиях образовательной интеграции включаются во взаимодействие специалисты разных структур: органов управления образованием местных исполнительных и распорядительных органов (Отдел образования, спорта и туризма как территориальный орган Министерства образования Республики Беларусь), государственных ЦКРОиР, общеобразовательных учреждений.

Для системы управления процессом образования в условиях образовательной интеграции и инклюзии характерны все основные функции управления. Так, проектирование системы управления качеством специального образования и планирование управления качеством образования – формирование нормативных, организационных, методических и инструментальных основ для осуществления деятельности по достижению требуемого качества.

Министерство образования Республики Беларусь разрабатывает общую стратегию развития и организации специального образования, цели и задачи управления качеством специального образования, которые отражаются в содержании соответствующих нормативных актов.

Прогнозирование и проектирование в учреждении образовании ориентируется не на «усредненного» учащегося, а учитывает особые образовательные потребности учащихся с ОПФР, их индивидуальные особенности [2]. Поэтому группой психолого-педагогического сопровождения, учителем-дефектологом разрабатываются индивидуальные планы и программы коррекционно-образовательной и воспитательной работы для каждого учащегося, с целью повышения качества специального образования через реализацию индивидуального и дифференцированного подхода.

Организация и реализация управления качеством образования осуществляется в основном на уровне деятельности учреждения образования. Администрация школы осуществляет распределение нагрузки между педагогами, составление расписания с опорой на соответствующее нормативно-правовое обеспечение, своевременное уведомление педагогов об изменениях либо об указаниях и распоряжениях, поступивших со стороны Отдела образования или ЦКРОиР; обеспечивает педагогов необходимыми материально-техническими средствами для работы с учащимися, мотивацию педагогического коллектива (привлечение педагогов к участию в различных конкурсах, разработке инновационных проектов, написанию научных и методических статей). С целью повышения качества специального образования разработан Перечень средств обучения, учебного оборудования для специальных учреждений образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 февраля 2008 г. № 16, который необходимо использовать в образовательном процессе для детей с ОПФР. На основании указанных Перечней администрация общеобразовательного учреждения обеспечивает педагогов класса учебными программами и учебными пособиями, средствами обучения, учебным оборудованием для организации обучения детей с ОПФР по учебным планам соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы.

Для организации и реализации управления качеством специального образования служит и Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь [3].

Контроль и мониторинг (внешний и внутренний) касается, как деятельности педагогов, так и деятельности учащихся (с целью отображения динамики их обучения и развития), исследования уровня удовлетворенности потребителей (учащихся и их родителей). Он осуществляется на следующих уровнях:

– учитель-дефектолог периодически осуществляет мониторинг развития и обучения учащихся с ОПФР, отражая результаты в соответствующем документе;

– учащиеся с ОПФР проходят периодическую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая определяет их дальнейший образовательный маршрут, даёт рекомендации родителям, педагогам по работе с ними;

– отдел образования, ЦКРОиР периодически осуществляет проверку деятельности школы по осуществлению специального образования (проверка документации в установленные сроки, посещение уроков и коррекционных занятий);

– администрация учреждения образования периодически осуществляет проверку деятельности педагогов по реализации работы в сфере специального образования (проверка документации в установленные сроки, посещение уроков и коррекционных занятий);

– проведение анкетирования среди родителей по исследованию их удовлетворенности уровнем оказания коррекционно-образовательных услуг, голосования на сайте школы;

– проведение опросов, анкетирования среди учащихся по исследованию их удовлетворенности обучением в школе;

– педагоги проходят регулярную аттестацию.

Таким образом, мониторинг качества специального образования осуществляется по следующим направлениям:

– уровень сформированности у учащихся с ОПФР необходимых компетенций (в мониторинге качества общего среднего образования – уровень обученности учащихся по учебным предметам);

– уровень утомления и работоспособности учащихся;

– социализация и интеграция в общество (коллектив сверстников) учащихся с ОПФР (в мониторинге качества общего среднего образования – личностное развитие и уровень воспитанности учащихся);

– качество образовательных услуг;

– уровень удовлетворенности потребителя (родителей);

– уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.

Анализ и коррекция также осуществляется различными структурными подразделениями. На основании результатов деятельности ПМПК ЦКРОиР учитель-дефектолог составляет аналитический отчет об эффективности работы за год, который заслушивается на итоговом заседании педагогического совета школы. Аналогичный отчет предоставляется в ЦКРОиР, в котором анализируется динамика работы школы в направлении реализации специального образования. Результаты данного анализа и рекомендации по коррекции деятельности, если таковые имеются, озвучиваются на районном методическом объединении учителей-дефектологов в начале следующего учебного года. На основании этого анализа составляются при необходимости соответствующие акты с методическими рекомендациями по организации специального образования.

В условиях образовательной интеграции и инклюзии возрастает роль такого принципа управления как ориентация на потребителя. Потребитель – учащийся с ОПФР, родители учащегося с ОПФР или его законные представители. Учащиеся с ОПФР в первую очередь нуждаются в социальной адаптации и интеграции, в том числе в приобретении навыков самообслуживания, в подготовке к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни. Соответственно, приоритетным в обучении выступает формирование не глубоких научных знаний а практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной и независимой жизни [1].

Кроме того, немаловажен и выбор индивидуальных методов работы в организации управления процессом образования в условиях образовательной интеграции и инклюзии, который подразумевает ориентацию не на «усредненного» учащегося, а учёт особых образовательных потребностей учащихся с ОПФР, их индивидуальные особенности.

Таким образом, система управления процессом образования в условиях образовательной интеграции и инклюзии, как и система управления специальным образованием в целом, является интегративной системой, т.к. включает в себя взаимосвязанную деятельность Государства, ЦКРОиР и учреждения образования, реализующего специальное образование, направленную на реализацию общей цели – создания условий для обеспечения максимально высокого уровня удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся с ОПФР, их социализации и формирования у них ключевых компетенций.

Список использованной литературы

1. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья / Т. Л. Лещинская [и др.] : под ред. Т. Л. Лещинской. –Минск : НИО, 2005. – 260 с.

2. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учебн. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева [и др.]. – М. : Академия, 2001. – 272 с.

3. Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . http://www.asabliva.by/ . – Дата доступа: 08.10.2023.

 

Add comment


Security code
Refresh