VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК 376

Ковалец И.В.

доцент кафедры специальной и инклюзивной педагогики

Государственного учреждения образования

«Академия последипломного образования»,

кандидат педагогических наук, доцент

г. Минск, Республика Беларусь

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В статье рассматривается специфика реализации технологии организации адаптивной образовательной среды в учреждениях образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Ключевые слова: специальное образование, педагогическая технология, образовательная среда, адаптация,  обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Kovalets I.V.

TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF ADAPTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

FOR STUDENTS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Abstract. The article discusses the specifics of implementing the technology of organizing an adaptive educational environment in educational institutions for students with autism spectrum disorders, taking into account their special educational needs and individual capabilities.

Keywords: special education, pedagogical technology, educational environment, adaptation, students with autism spectrum disorders (ASD).

В настоящее время наблюдается значительное увеличение численности детей с расстройствами аутистического спектра во всем мире. Сравнение статистических данных Министерства образования Республики Беларусь за последние 20 лет наглядно демонстрирует аналогичные тенденции и в нашей стране. Так, в статистическом сборнике за 2002 год зафиксировано 115 детей с аутизмом в возрасте от 0 до 18 лет, а в 2022 году уже 3378 детей данной категории [4].

Аутизм (от греч. autos – он, сам) – это постоянное нарушение развития человека, которое проявляется в течение первых трех лет жизни, является следствием неврологического расстройства, характеризуется отрывом от реальности, отгороженностью от мира, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостью в контактах со средой в целом [2]. У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) на первый план выступают нарушения коммуникации и проблемы социального взаимодействия. Ребенок с РАС демонстрирует трудности активной переработки поступающей информации и проблемы адаптации к меняющейся среде, новым обстоятельствам жизни, к коим можно отнести и включение в образовательный процесс [1; 5]. Опыт педагогической работы показывает, что максимально раннее включение детей данной категории в коррекционно-образовательный процесс позволяет изменить к лучшему их поведение и жизненные перспективы.

Дети с РАС в нашей стране включаются в образовательный процесс и получают возможность обучаться в различных учреждениях образования, в том числе учреждениях специального образования. Многие из детей участвуют в образовательной интеграции, а в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в 2022 году обучалось 23% детей данной категории [4].

Вместе с тем, наблюдается противоречие между необходимостью включения таких детей в процесс коммуникации с новым социальным окружением в условиях учреждения образования и особенностями и возможностями каждого ребенка с РАС, испытывающего трудности с социальным контактированием в силу специфики нарушения. Разрешить данное противоречие невозможно при традиционном подходе к образованию. Необходимо внедрение педагогических инноваций, в качестве которых мы предлагаем рассмотреть педагогические (образовательные) технологии.

Понятие «педагогическая технология» представлено в педагогике научным (как часть педагогической науки), процессуально-описательным (алгоритм процесса, совокупность целей, принципов, содержания, методов, средств) и процессуально-действенным (непосредственное осуществление педагогического процесса) аспектами [6]. Общепринятым является определение педагогической технологии как последовательной совокупности способов педагогического взаимодействия, гарантирующей достижение определённого результат или создающей условия для его достижения.

Педагогические технологии должны отвечать требованиям соответствия: целям и задачам, принципам и содержанию образовательного процесса; половозрастным особенностям и уровню развития обучающихся, потребностям и интересам участников образовательного процесса; специфике педагогической ситуации; сообразность индивидуальности педагога и др.

Все процессы, составляющие технологию, сами могут рассматриваться как технологии. Поэтому выделяют технологии: целеполагания, педагогической диагностики, конструирования педагогического процесса, осуществления педагогического процесса, управления, педагогического анализа, педагогической рефлексии и др.

В исследуемом нами контексте мы выделяем технологию организации адаптивной образовательной среды для детей с РАС, рассматривая ее с позиции указанных аспектов образовательных технологий. Образовательная среда определяется исследователями как совокупность локальных сред, обеспечивающих ребенку познание и развитие, основными элементами которой являются средовые ресурсы, представленные в виде средовых влияний или средовых условий. Организация адаптивной образовательной среды для детей с РАС предполагает специально создаваемые и поддерживаемые педагогом условия, которые делают образовательную среду управляемой (т.е. адаптированной) к потребностям и возможностям ребенка и, одновременно, приспосабливающей (т.е. адаптирующей) самого ребенка к окружающей действительности [3].

Цель технологии организации адаптивной образовательной среды для детей с РАС – создание оптимальных условий для максимально эффективного включения в образовательный процесс и раскрытия потенциальных возможностей детей с РАС с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных способностей.

Методологическая основа данной технологии отражает современное видение коррекционно-педагогической помощи детям с РАС и базируется на антропоцентрическом, целостно-системном, коррекционно-развивающем и компетенстностном научных подходах.

Все компоненты данной технологии взаимосвязаны и соответствуют потребностям ребенка с РАС, реализация их позволит создавать условия для самоактуализации, саморазвития  обучающихся с РАС, раскрытия творческих потенциалов педагогических работников. Содержательная часть данной технологии раскрывается в последовательной реализации следующих направлений:

1. обеспечение положительной эмоциогенной обстановки, что создается за счет: а) обязательной предварительной беседы с родителями (законными представителями) с целью изучения особых потребностей и специфики развития конкретного ребенка (как он реагирует в стрессовой ситуации, умеет ли сам пользоваться туалетом, какие действия и игрушки (предметы) любит, что может его быстро успокоить и др.); б) позитивно установленного первого эмоционального контакта с ребенком с РАС с учетом ряда правил; в) использования режима положительного эмоционального комментирования взрослыми происходящего в жизни ребенка с РАС;

2. визуализация пространства учреждения образования с четким разделением на зоны по видам деятельности и обозначением визуальных и материальных границ пространственных зон, маркирование зон с помощью табличек (картинок, реальных предметов);

3. визуализация времени через наглядно представленные последовательности событий во времени, происходящие с конкретным ребенком: расписание учебных занятий в течение дня с обозначением каждого занятия специальными картинками и фотографией преподавателя; расписание основных событий в течение недели (месяца, года), происходящих с ребенком с РАС;

4. особая организация рабочего места для ребенка с РАС, для чего на столе (парте) делается разметка: маркируются места размещения тетради, книги, ручки, карандаша, линейки, используется контрастная обводка или обозначение контуров этих предметов; минимизируется количество раздражителей в классе (например, с использованием шумопоглащающих наушников);

5. маркировка учебных принадлежностей при помощи маркеров (сигнальных опор), разных по цвету, форме, материалу. Так маркируются учебники и соответствующие им тетради (например, маркерами оранжевого цвета обозначают учебники и тетради по математике, зеленого – по русскому языку), личные вещи ребенка, мебель, разделы в учебниках, учебные принадлежности и др.;

6. создание релаксационной зоны отдыха, «уголка уединения» с обеспечением открытого доступа ребенка к ресурсному обеспечению этой зоны, например, к «релаксационному душу», сухому бассейну, «релаксационной корзине» с маленькими предметами (сенсорными игрушками, прищепками, веревочками, мячиками и др.);

 7. использование дополнительного адаптационного оборудования для детей с РАС, такого как парты с перегородками (съемные ширмы); утяжелители (сенсорные жилеты, шарфы, утяжелители на плечи); приспособления для жевания; массажные мячики и терапевтические щетки, вибрирующие тактильные варежки; наклонные доски для письма; таймеры; балансировочные подушки; мягкие пуфы и др.;

8. тщательный подбор программно-методического обеспечения и дидактического материала;

9. адекватное медико-психолого-педагогическое сопровождение с привлечением воспитателя, осуществляющего персональное сопровождение ребенка с РАС (при необходимости).

Для организации благоприятной и способствующей развитию ребенка адаптивной образовательной среды (в семье, в учреждении), необходимо учитывать специфические особенности детского развития, обусловленные наличием аутистических нарушений. Адаптивная образовательная среда в процессе пролонгированной работы с ребенком с аутизмом видоизменяется, условно подразделяясь на три стадии [3].

 На начальной, первой стадии ребенок занимается с педагогом строго индивидуально. Для занятий выделяется небольшое ограниченное пространство с минимизацией внешних раздражителей (за ширмой, кабинкой, в отдельной небольшой комнате и т.д.) с целью фокусирования и направления в нужное русло детского внимания.

На второй стадии ребенок приобщается к частично-ограниченной совместной деятельности (с одним – тремя детьми) при индивидуализации ее дидактических средств, приспособлений и создании условий для самовыражения.

На третьей стадии адаптивная образовательная среда видоизменяется и конструируется таким образом, чтобы помочь ребенку войти в коллективную деятельность при умелом психолого-педагогическом сопровождении.

Как показывает информационный поиск, образовательная среда включает следующие средовые ресурсы, в зависимости от ее основных сфер: предметные, пространственные, организационно-смысловые, социально-психологические. Учитывая указанные группы средовых ресурсов, реализация технологии организации адаптивной образовательной среды для детей с РАС происходит с опорой на [3]:

предметные ресурсы, в качестве которых выступают специально подобранные дидактические средства, игрушки, предметы, не вызывающие у детей негатива или страха; специальная организация учебного помещения с обязательным наличием зон уединения; адресное программно-методическое обеспечение, ориентированное на детей данной категории;

пространственные ресурсы, в данном контексте рассматривается особая организация микропространства (рабочего поля и рабочего места);

организационно-смысловые ресурсы, которые отвечают требованиям индивидуализации и визуализации и представляют собой режимы временной и пространственной организации жизни ребенка с аутизмом. Использование визуализация времени и пространства в процессе коррекционно-педагогической помощи помогает детям с РАС устанавливать причинно-следственные связи между отдельно происходящими событиями и явлениями жизни. Пространственно-временная организация представляет собой осмысленное освоение пространства, осознание сложившегося порядка и временной перспективы происходящего, что позволяет детям уменьшить зависимость от случайных впечатлений;

социально-психологические ресурсы, в качестве которых можно рассматривать: создание положительной эмоциогенной среды вокруг ребенка, чему способствует режим положительного эмоционального комментирования взрослым происходящих событий; поддерживающее психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС и процесс взаимодействия детей со значимыми взрослыми (родными, педагогами).

Осуществляя выбор любой образовательной технологии, педагогу важно учитывать возможности данной технологии в разрешении имеющихся противоречий педагогической практики; определять соответствие технологии тенденциям развития общества и образования; вычленять целевую направленность, содержательную специфику, ресурсную обеспеченность применения технологии; соотносить адекватность технологии личным ценностным предпочтениям, собственным возможностям и готовности овладеть технологией; понимать соответствие технологии возрасту и возможностям обучающихся; синхронизировать соответствие технологии программе развития учреждения образования.

Считаем, что системное применение рассмотренной технологии организации адаптивной образовательной среды для детей с РАС в педагогической практике продемонстрирует ее эффективность и позволит активизировать современные процессы социализации и адаптации данной категории детей. Критериями оценки качества данной технологии можно считать ее воспроизводимость в разных условиях, успешность деятельности обучающихся с РАС в процессе реализации указанной технологии и позитивную оценку со стороны педагогических работников, родителей (значимых взрослых) и других участников образовательного процесса.

Список использованной литературы

1. Аутизм и расстройства аутистического спектра: диагностика и коррекционная помощь: учебник для вузов / О.С. Никольская [и др.]; ответственный редактор О.С. Никольская. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 295 с.

2. Ковалец, И. В. Аутизм / И. В. Ковалец //Белорусская педагогическая энциклопедия (в двух томах). – Том 1: А – М. – Минск : «Адукацыя i выхаванне», 2015. – С152–153.

3. Коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями (с аутизмом): пособие для педагогов / И. В. Ковалец [и др.]; под ред. И. В. Ковалец, Т. Л. Лещинской. – 2-е изд. – Минск : Народная асвета, 2017. – 159 с.: ил.

4. Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь. (Информационный бюлетень). – Выпуск № 24. – Минск, 2023. – 105 с.

5. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методич. пособие / А. В. Хаустов [и др.]; под общ. ред. А. В. Хаустова. – М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 125 с.

6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К.Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

 

Add comment


Security code
Refresh