VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК 376

Лохова О.В.

социальный педагог МБДОУ Детский сад № 94, г. Архангельск,

магистрант 2 курса высшей школы педагоги, психологии и физической культуры

Учреждения образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

г. Архангельск, Россия

 

Формирование инклюзивной культуры педагогов как фактор развития системы дошкольного инклюзивного образования

Аннотация. В данной статье обоснована актуальность формирования инклюзивной культуры у педагогов дошкольных образовательных организаций. Представлены результаты изучения уровня сформированности инклюзивной культуры педагогов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивная культура, педагоги, дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

Lochova O.V.

 

FORMATION OF AN INCLUSIVE CULTURE OF TEACHERS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL INCLUSIVE EDUCATION SYSTEM

Abstract. This article substantiates the relevance of the formation of an inclusive culture among teachers of preschool educational organizations. The results of studying the level of formation of inclusive culture of teachers of preschool educational organizations when working with children with disabilities are presented.

Keywords: inclusive culture, teachers, children with disabilities.

 

В настоящее время в современном обществе широко обсуждаются вопросы инклюзивного образования, как приоритетного направления развития образования.

Внедряя в образовательные организации систему инклюзивного образования, важно понимать готовность всех участников образовательных отношений к принятию ребенка с ОВЗ. Одним из фундаментальных аспектов инклюзивного образования является «формирование инклюзивной культуры» организации. От того, насколько высок уровень сформированности инклюзивной культуры в образовательной организации, зависит результативность процесса инклюзивного образования в целом, тем самым обеспечивая сохранение и транслирование ценностей инклюзии в обществе. Поэтому, администрации образовательного учреждения необходимо уделить особое внимание вопросам инклюзивной готовности педагогов, а именно формированию инклюзивной культуры у педагогов образовательного учреждения. На наш взгляд, основная роль в развитии инклюзивного образования отводится педагогу. Константин Дмитриевич Ушинский написал: «В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Педагог не сможет привлечь в процесс создания инклюзивной среды учащихся и родителей в роли партнеров, пока он сам не будет жить по принципам инклюзивной педагогики. [2].

Понятие «инклюзивная культура» мы рассматриваем как один из компонентов профессионально-педагогической культуры. Инклюзивная культура – интегративное личностное качество, способствующее созданию и освоению ценностей и технологий инклюзивного образования, интегрирующее систему знаний, умений, социально-личностных и профессиональных компетенций, позволяющих педагогу эффективно работать в условиях инклюзивного образования (интегрированного обучения), определять оптимальные условия развития каждого ребенка [5].

Над определением понятия «инклюзивная культура» работали А. А. Синявская, В. В. Хитрюк, О. Б. Янусова, Е. В. Богданова, и др.

Обозначим некоторые подходы авторов к содержанию понятия «инклюзивная культура педагога». Так, А. А. Синявская определяла инклюзивную культуру как единство аксиологического, мировоззренческого, личностного, поведенческого компонентов [6].

В. В. Хитрюк предлагал рассматривать инклюзивную культуру педагога через описание интегративного личностного качества, в основе которого заложена система компетенций: мотивационная, рефлексивная, когнитивная [8].

А. А. Синявская и О. Б. Янусова предлагали рассматривать понятие «инклюзивная культура» как систему компонентов: когнитивный, аксиологический, личностно-коммуникативный [9].

E. В. Богданова обращает внимание на степень овладения педагогами этическими нормами общения с людьми с ОВЗ, что является частью общей педагогической культуры, тем самым определяет понятие «инклюзивная культура»  [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что авторы отечественной научной литературы дают различные определения сущности понятия «инклюзивная культура педагога». Общим во всех подходах является определение инклюзивной культуры как  интегративного личностного качества, которое включает в себя мировоззренческий, личностно-коммуникативный, когнитивный, ценностно-смысловой и аксиологический компоненты.

Для проведения предварительной, текущей и итоговой диагностики особенностей сформированности всех показателей инклюзивной культуры педагогов используются методы диагностики инклюзивной культуры педагогов. В качестве основных диагностических методов выступают: наблюдение, анкетирование или опрос, экспертная оценка.

Нами в рамках констатирующего эксперимента было проведено анкетирования педагогов, работающих в системе коррекционного образования и педагогов инклюзивного образования. База исследования: МБДОУ Детский сад № 94, г. Архангельск (общеразвивающей направленности), МБДОУ Детский сад № 13, г. Архангельск (коррекционной направленности). В опросе приняло участие 50 педагогов.

Проведенное исследование показало, что всех педагогов ДОО можно разделить на три группы: это педагоги с высоким уровнем сформированности инклюзивной культуры при работе с детьми с ОВЗ, педагоги со средним уровнем и низким уровнем сформированности инклюзивной культуры. Полученные результаты позволили нам ранжировать педагогов, принимавших участие в исследовании.

Из полученных данных видно, что высокий уровень сформированности инклюзивной культуры у педагогов ДОО при работе с детьми с ОВЗ выявлен у 9 педагога (38 %) инклюзии и у 22 педагогов (85%) коррекции, средний уровень - у 2 педагогов (8 %) инклюзии и у 3 педагогов (15%) коррекции,  и низкий уровень сформированности инклюзивной культуры у 14 педагогов (54%) инклюзии.

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что педагоги, постоянно работающие в детьми ОВЗ в условиях коррекционных групп имеют средний и высокий уровень сформированности инклюзивной культуры: они способны принять ребенка с ОВЗ, у них достаточно знаний об особенностях развития детей с ОВЗ, а также практических умений  с детьми с ОВЗ. У педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы, недостаточно знаний  и практических умений  и большинство педагогов не готовы принять ребенка с ОВЗ.

Кроме этого, с целью определения компетентности педагогов в вопросах особенностей развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, нами было организовано тестирование педагогов инклюзивного образования.  В тест вошли вопросы, касающиеся особенностей развития детей с ОВЗ. Математическая обработка результатов тестирования позволила выделить педагогов с высоким, средним и низким уровней компетентности педагогов в вопросах особенностей развития детей с ОВЗ.

Тестирование показало, что число педагогов с высоким уровнем компетентности педагогов в вопросах особенностей детей с ОВЗ – 4 человека (16 %), число респондентов со средним уровнем компетентности составило  9 человек (39 %), с низким уровнем – 12 человек (45%).

Таким образом, полученные данные выявили проблемное поле – необходимость формирования инклюзивной культуры у педагогов, работающих в системе инклюзивного образования. Повышение уровня сформированности инклюзивной культуры у педагогов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ требует организации целенаправленного методического сопровождения педагогов в условиях ДОО.

На основе анализа научных и теоретических исследований, мы выделили основные группы методов реализации технологии формирования инклюзивной культуры у педагогов:

-методы изучения инклюзивной культуры, к которым относятся: наблюдение, анкетирование, экспертная оценка;

-методы формирования инклюзивной культуры: методы обучения новым технологиям (лекции, консультации, изучение ресурсов, семинары и др.);

-методы формирования практических компетенций и изменения отношения (тренинги, кейс технология, деловые игры, семинары-практикумы).

Выбор метода зависит от цели проводимой работы (формирование необходимых компетенций или определение отношения к инклюзивному воспитания и обучению) и её содержания (теоретическое изучение материала или изменение отношения к существующей действительности, разрушение стереотипов и барьеров).

Методы обучения новым знаниям (семинары, лекции, изучение литературы и интернет-ресурсов, консультации и др.) формируют когнитивный и деятельностный компоненты инклюзивной культуры. На данном этапе педагоги получают педагогические знания о сущности инклюзии, её принципах и ценностях, приобретают педагогические умения, необходимые для практической реализации инклюзивного воспитания и обучения (психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ, подходы к созданию специальных условий и включению в коллектив ребёнка с ОВЗ и др.).

В качестве приоритетных методов изменения отношения к инклюзии и приобретения практических компетенций выступают интерактивные методы.

Данная проблема представлена в работах: А. И. Жука, С. И. Змеёва, И. И. Казимирской, С. С. Кашлева, Н. Н. Кошель, Е. С. Полат и др. В качестве основных методов выделяются семинар-практикум, педагогический тренинг, кейс-метод, деловую игру [3;7].

Для реализации этих методов необходимо регулярно организовывать занятия с педагогами, которые проводят как педагоги или специалисты учреждения образования (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог), так и приглашённые специалисты.

Метод обучения включает в себя приемы - конкретные шаги реализации метода. Один метод может включать в себя несколько приемов, также как и один приём может реализовываться в рамках различных методов [4].

При формировании инклюзивной культуры педагога в качестве приоритетных приемов используются приёмы по созданию позитивного отношения к инклюзивному образованию, к готовности к работе в условиях инклюзии.

Таким образом, использование представленных методов и приёмов в дошкольных образовательных учреждениях при формировании инклюзивной культуры педагогов будет способствовать подготовке педагогов к работе с детьми с ОВЗ, а та же эффективному включению инклюзии в систему дошкольного образования.

Список использованной литературы

1. Богданова, E. В. Инклюзивная культура как составляющая педагогической культуры педагога в условиях инклюзивного обучения / Е. В. Богданова // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: сб. матер. I Междунар. интернет-симпозиума / под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко. – Ставрополь, 2015. – С. 19–23.

2. Душина, Д.С. Проблемы внедрения инклюзии в систему образования России / Душина Д.С. [Электронный ресурс] // Научная периодика, книги соционауки. – Режим доступа. –https://www.socionauki.ru/journal/articles/700199/. – Дата доступа : 21.08.2023.

3. Змеёв, С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеёв. – М. : Per Se, 2003. – 207 с.

4. Лохова, О. В. Формирование инклюзивной культуры у педагогов дошкольных образовательных организаций / О. В. Лохова // Специальная педагогика: профессиональный дебют : материалы VII Междунар. студ. науч.-практ. конф., г. Минск, 14 апр. 2023 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: В. Э. Гаманович [и др.]. – Минск : БГПУ, 2023. – С. 161–165.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая рос. энцикл., 2009. – 527 с.

6. Самсонова, Е. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику / Е.В. Самсонова // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 20-22.06.2011 / Московский городской психолого-педагогический университет; ред. О. Н. ЕртановаМ. М. Гордон. – М. : МГПУ, 2011. – С. 239–247.

7. Синявская, А. А. Инклюзивная культура педагога / А. А. Синявская // Культурологический подход в формировании общепрофессиональных компетенций студентов : сб. науч. тр. – Тольятти, 2017. – С. 72–80.

8. Старовойт, Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию / Н. В. Старовойт //Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2016. – Т. 8. – С. 31–35.

9. Хитрюк, В. В. Инклюзивное образование: тренинги в работе с родителями / В. В. Хитрюк. –Минск : БГПУ, 2018. – 112 с.

10. Хухлаева, О. В. Работа психолога в многонациональной школе: учеб. пособие / О. В. Хухлаева, М. Ю. Чибисова. – М. : Форум, 2011. – 176 с.

 

Add comment


Security code
Refresh