VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК 796

Мелентьева Н.Н.

доцент кафедры теории и методики физического воспитания, канд.пед.наук

г. Вологда, Россия

Сверкунова Н.С.

старший преподаватель кафедры теории и методики

физического воспитания

г. Вологда, Россия

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП

 

Аннотация. Статья посвящена анализу методик адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста различных нозологических групп. На основании метода опроса (анкетирование, беседа) представлены основные средства, методы, методические приемы, методические походы адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения, слуха, интеллекта. Выявлена осведомленность инструкторов по физической культуре о реализации особенностей адаптивного физического воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, дети дошкольного возраста, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, нозологическая группа, методика, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение.

 

Melentyeva N.N., Sverkunova N.S.

COMPARATIVE ANALYSIS OF METHODS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION FOR PRESCHOOL CHILDREN OF DIFFERENT NOSOLOGICAL GROUPS

Annotation. The article is devoted to the analysis of methods of adaptive physical education of preschool children of various nosological groups. Based on the survey method (questionnaire, conversation), the main means, methods, methodological techniques, and methodological approaches for adaptive physical education of preschool children with visual, hearing, and intellectual impairments are presented. The awareness of physical education instructors about the implementation of the features of adaptive physical education for children with disabilities in preschool educational organizations has been revealed.

Keywords: adaptive physical education, preschool children, students with disabilities, nosological group, methodology, questioning, conversation, pedagogical observation.

 

Наше время – это время больших, сложных и стремительных перемен. На данный момент, инвалидность – это не только проблема одного человека, это значительная проблема общества. Каждый год в нашей стране количество инвалидов возрастает на 1 миллион человек. По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалидами являются примерно 10 % населения земного шара. В органах социальной защиты в России состоит примерно 10 миллионов инвалидов [3, с. 173–175].

Ежегодно в Российской федерации регистрируется до 40 миллионов случаев впервые выявленных заболеваний у детей в возрасте от 0–14 лет. За последние 25 лет заболеваемость выросла по всем классам болезней. Здоровье детей служит критерием социально-экономического благополучия общества и государства в целом. Как никогда ранее охрана здоровья и физическое воспитание подрастающего поколения признаны важными для общества.

Обращение исследователей к адаптивной физической культуре как к многогранному социальному объекту, социальному феномену и фактору социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья приобретает, на сегодняшний день, огромную значимость.

На современном этапе важно понимать адаптивную физическую культуру как систему нового научного направления образовательной деятельности, которая включает в себя как физическую культуру, медицину, так и коррекционную педагогику, а также значительное количество научных дисциплин.

В современных реалиях адаптивная физическая культура предлагает достаточно большой арсенал проверенных практикой и научным обоснованием, и временем методик. Необходимо отметить, что предлагаемые методики используются для инвалидов, объединенных одним заболеванием (например, нарушение слуха, задержка психомоторного развития, детский церебральный паралич, нарушение речи и др.).

Актуальность изучаемого вопроса конкретно в отношении детей дошкольного возраста вызвана поиском специфических средств, методов, форм занятий отдельно для каждой нозологической группы. Специалисту, проводящему физкультурные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимо иметь четкое представление о специфике заболевания, подборе соответствующих методик, учете противопоказаний к выполнению упражнений. Детей, имеющих проблемы со здоровьем, в последнее время становится все больше. Дошкольные образовательные организации в настоящее время подготовлены к обучению таких детей, располагают необходимой материально-технической базой, программно-нормативными ресурсами и кадрами. В этой связи необходим четкий учет и подбор методик адаптивного физического воспитания, позволяющий осуществлять образовательный процесс качественно и продуктивно.

Объект исследования: адаптивное физическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: методики адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста различных нозологических групп.

Цель исследования: проведение сравнительного анализа методик адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста различных нозологических групп.

Задачи исследования:

  • Выявить осведомленность инструкторов по физической культуре о реализации адаптивного физического воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в дошкольных образовательных организациях.
  • Выявить особенности методик адаптивного физического воспитания (формы, средства, методы, принципы обучения, методических приемов) для детей дошкольного возраста различных нозологических групп.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы исследования: метод изучения документов, метод опроса (беседа, анкетирование).

Адаптивное физическое воспитание в настоящее время является составной частью системы обучения и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности. Адаптивное физическое воспитание – это наука, рассматривающая различные аспекты физического воспитания людей, которые утратили постоянно или временно какие – либо функции организма, в том числе и двигательную функцию [2]. Целью адаптивного физического воспитания является создание базы для всестороннего развития двигательных навыков и физических способностей.

Рассмотрим результаты проведенного анкетного опроса среди инструкторов физической культуры дошкольных образовательных учреждений г. Вологды (n = 28). Больше всего респондентов, принявших участие в исследовании, имеет стаж работы 11–15 лет (36 %). Со стажем работы 16–20 лет – 26 %. Также в анкетировании приняли участие и педагоги, работающие в дошкольных образовательных организациях (ДОУ) более 21 года.

При ответе на вопрос «Обучаются ли в дошкольной образовательной организации дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью?» установлено, что 90 % инструкторов по физической культуре отметили, что такие дети посещают детский сад.

В рамках инклюзивного образования родители имеют право ребенка с ОВЗ и инвалидностью отдать в образовательную организацию любого вида и типа. В результате анализа анкетного опроса установлено соотношение детей различных нозологических групп в ДОУ: с нарушением зрения детей 25 %, с нарушением слуха – 4 %, с нарушением речи – 28 %, с нарушением ОДА – 8 %, с задержкой психического развития – 2 %, с соматическими заболеваниями – 17 %.

На вопрос «Имеется ли у детей индивидуальная программа реабилитации?» были получены следующие ответы: 7 % отметили, что имеется, 93 % – не имеется. Отметим, что детей с тяжелыми заболеваниями, требующими реализации индивидуальных программ реабилитации, больше всего в детских садах компенсирующего и комбинированного вида.

Особого подхода при проведении занятий физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности требует специфика медицинской группы. Чаще всего особую трудность вызывает включение в образовательный процесс обучающихся специальной медицинской группы здоровья. В этой связи проводят дифференциацию заданий в зависимости от группы здоровья 96 % педагогов.

В зависимости от нозологической группы дифференцируют предлагаемый материал на занятии все 100 % участников исследования. Также все респонденты учитывают противопоказания к физической нагрузке для всех детей с особыми образовательными потребностями. Этот вопрос требует глубоких знаний педагогов медико-биологического блока. Чаще всего на физкультурных занятиях педагоги применяют наглядный метод в сочетании со словесным. Для детей с ОВЗ и инвалидностью педагоги чаще применяют индивидуальную форму организации занятий. Респонденты отметили, что чаще всего применяют для обучения новым движениям метод разучивания двигательного действия по частям.

Стимулирование двигательной и познавательной активности детей должно происходить на каждом занятии. В этой связи все респонденты отметили, что применяют на занятии похвалу и одобрение. Курсы повышения квалификации по адаптивной физической культуре прошли 70 % респондентов, а курсы по инклюзивному физкультурному образованию прошли 60 % инструкторов физической культуры, принявших участие в исследовании.

Таким образом, на основании проведенного анкетирования установлено, что в дошкольных образовательных организациях обучается достаточно большое количество детей, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья. Педагоги, работающие в ДОУ компетентны в вопросах инклюзивного физкультурного образования. Педагоги учитывают специфику заболеваний детей и применяют наиболее адекватные средства и методы для решения задач адаптивного физического воспитания дошкольников.

Для решения второй задачи исследования был составлен план беседы на тему: «Сравнительный анализ методик адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста». Беседа была проведена с инструкторами физической культуры трех дошкольных образовательных организаций г. Вологда: МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 57», МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 111 «Медвежонок», Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья № 98 «Хрусталик».

При анализе результатов беседы установлено, что все инструкторы за основу для организации и проведения занятий физкультурно-оздоровительной направленности берут адаптированные основные образовательные программы. Данные программы есть в реестре программ, рекомендованных Министерством Просвещения. Каждая программа предназначена для определенной нозологической группы детей. В программах указаны варианты в зависимости от сложности заболевания, т.к. у многих детей отмечается сложный множественный дефект с ярким наличием основного заболевания и перечнем сопутствующих. За основу также берется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Это основной документ, регламентирующий всю образовательную деятельность в ДОУ. Кроме того, инструкторы разрабатывают рабочие программы по образовательной области «Физическое развитие». Все три инструктора, принявшие участие в беседе, за основу берут комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой [1].

Задачи, реализуемые в ДОУ, имеют общий и компенсирующий характер. Группы задач подразделяются на оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие. В зависимости от нозологической группы задачи конкретизируются. Акцент при применении комплексов физических упражнений ставится на укрепление мышц всего опорно-двигательного аппарата детей.

Среди методов, применяемых на занятиях, преобладает игровой. При проведении занятий применяются все разновидности методов организации занятий. Используются всевозможные формы и методы общения с занимающимися. Обязательным условием является похвала детей за малейшие достижения. Учет сопутствующих заболеваний обязателен при проведении занятий.

Педагог, работающий с детьми с тяжелыми нарушениями речи и слуха, отмечает, что особую трудность вызывает проведение занятий с детьми, имеющими патологию слуха. Эти дети быстро утомляются на занятиях. Внимание у них становится рассеянным. Дети имеют сниженный уровень физической подготовленности, с трудом запоминают содержание подвижных игр. Основная особенность занятий в группе слабослышащих детей заключается в том, что группа имеет разновозрастной диапазон (от 2-х лет до 8 лет). В этой связи занятия в большей степени проводятся через индивидуальную и мало групповую форму занятий.

При проведении занятий, направленных на развитие физических качеств, особое внимание уделяется развитию координационных способностей, т.к. их развитие в силу специфики заболевания значительно снижено. Акцент ставится на развитии равновесия, ловкости, дифференцировки усилий, пространственной ориентации, развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

При проведении комплексов общеразвивающих упражнений (ОРУ) применяется разнообразный инвентарь (погремушки, кубики, мячики-ежики, мешочки с песком, погремушки, флажки и т.п.). Вводятся элементы усложнения заданий (ходьба на возвышенной опоре, ходьба по «кочкам»).

Для проведения занятий с использованием индивидуальной формы организации применяются карточки-задания (для более старших детей). С детьми младшего возраста педагог выполняет задания совместно. В работе с детьми с проблемами слуха инструктор обязательно применяет систему специальных жестов, дактильную речь. Обязательным условием является тот факт, что педагог постоянно просит детей назвать предмет, который они держат в руках, или назвать движение (упражнение). Таким образом, на занятиях педагог стимулирует развитие речевой функции у дошкольников.

Для детей с нарушением речи обязательным условием является применение подвижных игр, игровых заданий с речетативами, с проговариванием стихотворных текстов. Используются элементы логоритмики на занятиях (сочетание движения, музыки и слова). Отмечает педагог и регулярное применение музыкального сопровождения при проведении ОРУ, передвижений и игровых заданий. Также обязательным условием на занятиях является стимулирование развития речевой функции, применяемое с помощью использования опроса, беседы с детьми.

На занятиях ставится акцент на формирование правильной осанки детей, т.к. от ее состояния зависит работа артикуляционных органов. Активно используются упражнения на дыхание – на короткий вдох и длинный выдох.

Педагог, работающий с детьми, имеющими нарушения зрения, отмечает следующие особенности при проведении занятий по адаптивному физическому воспитанию:

– обязательно убирать заклейки с очков;

– знакомство с пространством, где проходит занятие;

– инструктаж по технике безопасности;

– использование яркого, красочного инвентаря и оборудования;

– музыкальное сопровождение по ходу занятия;

– применение как наглядного, так и словесного методов при объяснении задания;

– преимущественное использование серийно-поточного способа выполнения упражнений (полоса препятствий), а также кругового метода (выполнение упражнений по кругу – на станциях);

– применение элементов зрительной гимнастики в процессе занятий;

– включение упражнений на дыхание;

– учет противопоказаний при данной нозологии (избегать упражнений с наклонным положением головы, упражнений с натуживанием, сотрясением тела, игровых заданий с опасностью столкновений);

– сюжетная основа проведения занятий;

– задания на внимание в конце занятия (например, найди маленькую игрушку в зале).

Педагог, работающий с детьми, имеющими нарушения интеллекта и расстройства аутистического спектра, отмечает следующие особенности методики проведения занятий:

– помощь, страховка и сопровождение при выполнении упражнений и заданий;

– четкий показ заданий с четкими командами и краткими инструкциями;

– музыкальное сопровождение;

– регулярная похвала детей;

– постоянное применение методов стимулирования двигательной активности детей и похвала;

– доминирование наглядного метода;

– в игровых заданиях и при проведении игр включение самого педагога в деятельность;

– минимизирование громких звуков (хлопков, свистков) на занятиях, т.к. это может усиливать возбудимость клеток коры головного мозга;

– включение речевых разминок в занятия;

– акцент на включение заданий, связанных с мелкой моторикой;

– применение принципа рассеянной нагрузки (стараться не нагружать одни и те же мышцы и части тела);

– установление пауз отдыха, наполненных упражнениями на расслабление, на дыхание, на растягивание основных мышечных групп.

При проведении занятий с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, необходимо учитывать следующие особенности:

– обязательная помощь при проведении занятий дефектолога и воспитателей группы;

– постепенное, последовательное включение детей в разнообразие видов двигательной активности на занятиях;

– индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка);

– применение различных приемов активизации внимания детей (красочный инвентарь, инвентарь с различной тактильной текстурой, тихая спокойная музыка);

– голос педагога должен быть мягким, не громким;

– многократное повторение движений и действий;

– в случае отказа ребенка от выполнения задания – дать ему возможность заняться избранным видом деятельности.

На основании проведенной беседы с инструкторами по физической культуре, проводящих физкультурные занятия с детьми различных нозологий, выявлено, что происходит учет специфики каждого заболевания, учет противопоказаний при применении физических упражнений, дифференциация заданий.

Таким образом, в результате проведенного исследования, выявлена осведомленность инструкторов по физической культуре в вопросах реализации адаптивного физического воспитания для детей с ОВЗ и инвалидностью в дошкольных образовательных организациях. В дошкольных образовательных организациях обучается достаточно большое количество детей, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья. Педагоги, работающие в ДОУ компетентны в вопросах инклюзивного физкультурного образования, учитывают специфику заболеваний детей и применяют наиболее адекватные средства и методы для решения задач адаптивного физического воспитания дошкольников. Обозначены особенности методик адаптивного физического воспитания (формы, средства, методы, принципы обучения, методических приемов) детей дошкольного возраста различных нозологических групп на основании беседы, проведенной с инструкторами по физической культуре дошкольных образовательных организаций. Вся совокупность методологии, применяемой на физкультурных занятиях в ДОУ, базируется на общих закономерностях процесса образования детей дошкольного возраста в своей основе, но имеет отличия в зависимости от вида и специфики заболевания.

Список использованной литературы

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб. : Детство-пресс, 2018. – 240 с.

2. Мелентьева, Н. Н. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением интеллекта : учебно-методическое пособие / Н. Н. Мелентьева. – Вологда : Вологодский государственный университет,2019. – 60 с.

3. Швед, М. В. Социализация детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и инклюзивных подходов в образовании / М. В. Швед, В. А. Шинкаренко // Социально-психологические и гуманитарные аспекты интеграции культур в условиях трансформации современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых, Витебск, 10 ноября 2005 г. – Витебск, 2005. – С. 173–175.

 

Add comment


Security code
Refresh