VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК 378

 

Никандрова Т.С.,

профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии, канд. пед. наук, доцент,

г. Москва, Российская Федерация

Тушева Е.С.,

доцент кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии, канд. пед. наук,

г. Москва, Российская Федерация

 

ЕДИНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

 

Аннотация. В статье представлены ключевые подходы к структуре и проектированию содержания дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки в контексте модернизации дефектологического образования. Обсуждаются вопросы модульного проектирования базовой и вариативной части программ, объем дисциплинарного и структурно-содержательного наполнения которых определяется спецификой контингента обучающихся и их личными предпочтениями. Показано, что единообразие в разработке дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки регламентировано нормативными актами и обусловлено социально-образовательными запросами.

Ключевые слова: дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки, единые подходы, педагог-дефектолог.

 

Nikandrova T.S., Tusheva E.S.

 

 

COMMON APPROACHES TO THE STRUCTURE AND CONTENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS FOR PROFESSIONAL RETRAINING

OF TEACHERS-DEFECTOLOGISTS

Summary. The article presents key approaches to the structure and design of the content of additional professional retraining programs in the context of modernization of defectological education. The issues of modular design of the basic and variable parts of the programs are discussed, the volume of disciplinary and structural-content content of which is determined by the specifics of the contingent of students and their personal preferences. It is shown that uniformity in the development of additional professional retraining programs is regulated by regulations and is due to social and educational needs.

Keywords: additional professional retraining programs, unified approaches, teacher-defectologist.

 

В рамках реализуемого в Российской Федерации проекта «Ядро педагогического образования» унифицированы подходы к основным элементам содержания высшего образования в данной области, описаны характеристики качества подготовки педагогических кадров. В этом аспекте не может остаться в стороне и система профессиональной подготовки педагогов-дефектологов.

С целью научно-методического обоснования единых подходов к структуре и содержанию образовательных программ подготовки педагогов-дефектологов коллектив Института детства «Московского педагогического государственного университета» проводит научные прикладные исследования и разработки (разработка концепции мониторинга образовательных программ и критериев для их оценки, механизмов внедрения программ, создание пакета программ дисциплин и практик и т.п.). В логике данных исследований определяются научно-методические основы и эффекты внедрения единой модели подготовки педагогов-дефектологов («ядро дефектологического образования»), в которой все образовательные процессы имеют четкую практико-ориентированную направленность и представляют единый алгоритм проектирования структурно-содержательных компонентов образовательных программ при сохранении профильной специализации компетенций и трудовых функций, формируемых в образовательном процессе.

В сфере профессионального дополнительного образования также назрела необходимость разработки единых подходов к структуре и содержанию дополнительных профессиональных программ подготовки педагогов-дефектологов. Основными положениями в разработке этих подходов могут явиться следующие.

При разработке и актуализации программ дефектологической переподготовки необходимо стремиться к координации образовательных результатов с целями и задачами профессиональной деятельности педагога-дефектолога. Главными видами профессиональной деятельности выступают педагогическая деятельность по обучению и воспитанию на основе адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что указано в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [3], федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [4] и профессиональном стандарте «Педагог-дефектолог» [5]. Формулирование профессиональных компетенций также должно опираться на данные требования. Нельзя забывать и о принципиальном отличии деятельности педагога-дефектолога от деятельности «традиционного» учителя: своей профессиональной деятельностью педагог-дефектолог «покрывает» сразу несколько профессиональных областей (дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, дополнительного образования, социального обслуживания и обеспечения). В связи с указанными особенностями профессиональной деятельности необходимо разработать особую модель переквалификации специалистов, имеющую практико-ориентированную направленность, в которой «основным результатом станет способность обучающегося построить свою профессиональную деятельность в соответствии с нормами профессионального стандарта» [2, С.5].

Единообразие разработки структуры учебного плана программы переподготовки педагога-дефектолога подразумевает наличие нескольких интегративных модулей, таких как: «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности педагога-дефектолога», «Медико-биологические основы профессиональной деятельности педагога-дефектолога», «Филологические основы профессиональной деятельности педагога-дефектолога», «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности педагога-дефектолога». Данные модули являются системообразующей основой программ, в которых предполагается освоение новых видов профессиональной деятельности с присвоением квалификации. Их дисциплинарное наполнение сопоставимо с содержанием профильных модулей образовательных программ подготовки педагога-дефектолога. Объем обязательной части, без учета объема практики и государственной итоговой аттестации, может составлять 82 процента. В программах переподготовки, реализуемых в контексте совмещения профильной подготовки, расширяется сфера профессиональной деятельности педагога-дефектолога. В этом случае на первый план выходит проектирование структурно-содержательных компонентов, сопоставимых с освоением новых трудовых функций и формируемых компетенций. Тем самым дисциплинарное наполнение модулей, конкретизирующих профильную направленность переподготовки, предполагает усиление компонентного состава психолого-педагогического модуля, что происходит за счет перераспределения внутреннего фонда трудоемкости базовой части программы.

Кроме того, каждый модуль программы состоит из нескольких дисциплин, практики и разрабатывается как отдельная часть учебного плана, что позволит ему реализовываться самостоятельно и быть встроенным в другие направления подготовки, кроме специального (дефектологического) образования (например, в программы подготовки по педагогическому и психолого-педагогическому образованию). Такой подход подтверждается квалификационным запросом работодателей и результатами исследований дефицитов в профессиональной подготовке выпускников – дефектологов на актуальные профессиональные компетенции и позволит покрыть недостаток дефектологических кадров в специальных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, а также в условиях общеобразовательных школ в конкретном регионе.

Все обязательные модули направлены на формирование различных профессиональных компетенций педагога-дефектолога, позволяющих решать коррекционно-образовательные задачи по обучению, развитию и воспитанию лиц с ОВЗ. Структурированное единообразие базовой части программ дефектологической переподготовки предупредит беспорядочный выбор формируемых компетенций за счет снижения риска дисциплинарного несовпадения в их реализации. При таком подходе будут сформированы компетенции, позволяющие обучающимся «осуществлять профессиональную деятельность в меняющихся условиях, решать многообразные педагогические задачи, осуществлять свою деятельность в разных регионах Российской Федерации» [6].

Следующее положение - вариативность оставшейся части программы, которую организации могут изменять в соответствии со своими предпочтениями. Предоставление свободы в проектировании содержания вариативной части программ исходит из профильной направленности подготовки обучающихся, средового окружения, ресурсной базы для проведения практик и др. В эту часть могут войти такие специальные модули, как «Современные образовательные технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ» и «Практика», направленные на освоение трудовых функций исходя из обучения, воспитания и социализации разновозрастных нозологических групп обучающихся. Тем самым вариативная часть предполагает выбор обучающимся интересующих его дисциплин.

Необходимо усилить и разнообразить и практическую подготовку обучающихся по дисциплинам. На раздел «Практики» в учебном плане выделяется 6 зачетных единиц (216 часов). Здесь остро стоит задача расширения и модернизации форм практической подготовки. Рекомендуются использовать личностно-ориентированный подход к выбору программы практики из числа предложенных. Предлагается выбор таких видов практики как психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, тьюторская, педагогическая, персонифицированная.

Формирование единой модели образовательной программы переподготовки открывает широкие возможности и для взаимодействия педагогических университетов Российской Федерации в формате сетевого, что даст возможность значительно повысить академическую мобильность обучающихся. Сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего образования будет стимулировать применение новых технологий, предоставлять возможности для реализации персональных проектов, использование новых форм взаимодействий и др. [1]. Сотрудничество с организациями, реализующими адаптированные образовательные программы, оказывающими психолого-педагогическое сопровождение лицам с ОВЗ, направлено на создание реальных ситуаций социального взаимодействия (лекции, мастер-классы, круглые столы, вебинары, консультации и др.) в процессе переподготовки.

В целом, единые подходы к структуре и содержанию дополнительных профессиональных программ переподготовки педагогов-дефектологов выступают как симбиоз всех составляющих образовательного процесса. Это единый подход к теоретической и практической подготовке.

Разработка и внедрение единых подходов к структуре и содержанию дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки педагогов-дефектологов поможет сформировать унифицированный подход к освоению компетенций во время обучения, что оптимизирует процесс подготовки дефектологических кадров.

Список использованной литературы

 

1. Гуружапов, В. А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования / В. А. Гуружапов, А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 3. – C. 143–159.

2. Кадакин, В. В. Профессионализация подготовки педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций / В. В. Кадакин, Т. И. Шукшина // Теория и практика подготовки педагогических кадров в условиях модернизации образования: монография / под ред. Т. И. Шукшиной; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – С. 5–20.

3. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/  (дата обращения: 21.09.2023).

4. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/2173be39620e82f3ffdc35693b932846/ (дата обращения: 21.09.2023).

5. Приказ Минтруда России от 13.03.2023 N 136н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог"» [Электронный ресурс] https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/prikaz-mintruda-rossii-ot-13032023-n-136n.pdf">URL: https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/prikaz-mintruda-rossii-ot-13032023-n-136n.pdf (дата обращения: 21.09.2023).

6. Трубина Л.А., Ерохина Е.Л. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «ядра педагогического образования» // Наука и школа. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-novye-formy-organizatsii-predmetno-metodicheskoy-podgotovki-v-usloviyah-vnedreniya-yadra-pedagogicheskogo (дата обращения: 21.09.2023).

 

Add comment


Security code
Refresh