VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК [376.4 : 159. 922. 76] – 056.34

 

Павлович Е.Н.

доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий, канд. пед. наук, доцент

г. Минск, Республика Беларусь

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ НАВЫКОВ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

 

Аннотация. В статье раскрывается значение альтернативной и дополнительной коммуникации как одного из условий создания безбарьерной коммуникативной среды для детей с особенностями психофизического развития, имеющих нарушения навыков вербального общения. Охарактеризованы графические символы, которые являются самыми распространенными средствами альтернативной и дополнительной коммуникации как за рубежом, так и в Республике Беларусь. Представлены основные методические требования, предъявляемые к специальным приспособлениям для коммуникации при помощи графических символов.

Ключевые слова: альтернативная и дополнительная коммуникация, нарушения навыков вербального общения, графические средства коммуникации, специальные коммуникативные приспособления.

Pavlovich E.N.

 

METHODOLOGICAL REQUIREMENTS FOR THE CREATION OF SPECIAL COMMUNICATIVE DEVICES FOR CHILDREN WITH SPECIAL PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT WHO HAVE IMPAIRED VERBAL COMMUNICATION SKILLS

 

Summary. The article reveals the importance of alternative and augmentative communication as one of the conditions for creating a barrier-free communicative environment for children with special needs who have impaired verbal communication skills. Graphic symbols are characterized, which are the most common means of alternative and augmentative communication both abroad and in the Republic of Belarus. The main methodological requirements for special devices for communication using graphic symbols are presented.

Keywords: alternative and augmentative communication, violations of verbal communication skills, graphic symbols of communication, special communication devices.

У значительной части детей с особенностями психофизического развития (с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми и (или) множественными психическими и (или) физическими нарушениями) одним из нарушений является сложность или невозможность общения при помощи устной речи.

С целью создания специальных условий для полноценного взаимодействия детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), имеющих нарушения навыков вербального общения, с окружающими людьми, используются методики и технологии альтернативной и дополнительной коммуникации (далее – АДК).

АДК – это коммуникация при помощи невербальных средств, которые условно можно разделить на две группы. В первую группу входят невербальные средства, которыми обладают все без исключения люди: безусловно-рефлекторные реакции (потовыделение, покраснение кожи, слюнотечение и т.д.), взгляд, мимика, естественные жесты и телодвижения. Вторая группа представлена специально разработанными системами и средствами коммуникации: жесты (МАКАТОН, СИНГАЛОНГ и др.), тактильно осязаемые символы (предметы, тактильные картинки и др.), графические символы, простые («говорящие кнопки» и др.), средне- (GoTalk и др.) и высокотехнологичные (Tobii и др.) технические устройства и специальные приложения для коммуникации (LINKa и др.) [1; 2; 3].

Подбор средства или нескольких средств АДК осуществляется индивидуально с учетом когнитивных, моторных, психосоциальных и лингвистических возможностей детей с ОПФР на основе результатов комплексной междисциплинарной диагностики. Вместе с этим одними из самых распространенных и эффективных средств АДК являются графические символы, которые характеризуются следующими преимуществами перед другими средствами: быстро и легко запоминаются; указывают не только на объекты, действия и явления, но и выделяют в них важные существенные признаки; могут быть использованы как на уровне сигнальных знаков, так и для выражения чувств, мыслей, желаний; способствуют установлению связи с естественным языком, так как транслируются словами на родном языке или на любом другом в зависимости от социальной ситуации; увеличение словаря осуществляется с учетом личной потребности и национальной принадлежности пользователя; международная направленность, позволяющая расширить круг общения [1; 3].

В настоящее время отмечается многообразие графических символов, которые используются в различных странах в качестве средств АДК: фотографии, пиктограммы (Pictogram Symbols), картинные символы коммуникации (Picture Communication Symbols), Блисс-система (Bliss Symbols), символы Ребус (Widgit Symbols), символы Пиксонс (Pixons), символы ДинаСимс (DynaSyms), символы Склера Пиктос (Sclera Pictos), Лёб-система, и др. В Республике Беларусь используются преимущественно первые 3 системы.

Обучение АДК при помощи графических символов, введение их в повседневную рутинную жизнь детей требует соблюдения ряда методических требований. Рассмотрим ключевые из них.

  • Выбор графической системы, количество потенциально используемых изображений, последовательность их введения будут зависеть от предпочтений и возможностей каждого конкретного ребенка. Это определяется в ходе тщательного анализа действий ребенка в актуальных средах и подсредах его жизнедеятельности.
  • Графические символы одной и той же системы, например, коммуникативной системы обмена картинками, могут быть адаптированы и модифицированы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка:
  • изменение цвета фона с белого на цвет, предпочитаемый ребенком, например, голубой, светлозеленый и др. Главное условие, чтобы изображаемые объекты были отчетливо отдифференцированы от фона;
  • использование кода Фицджеральла для визуальной дифференциации изображений по категориям (действующее лицо – желтый цвет, действие – зеленый цвет, предмет – оранжевый цвет, место – фиолетовый цвет, прилагательные – синий цвет, социальные выражения – розовый цвет, отрицание – красный цвет, союзы, предлоги, вспомогательные слова – белый цвет);
  • отсутствие цвета у изображаемых объектов, наличие только контура;
  • использование словесного обозначения (печатного текста), указывающего на то, что с помощью изображения сообщает ребенок. Например, на картинке изображена ложка. Для одного ребенка изображение ложки обозначает сам предмет, для другого – прием пищи. В соответствии с этим на первой картинке будет подпись «ложка», на второй – «есть»;
  • расположение словесного обозначения над или под изображением (наиболее эффективный первый вариант);
  • использование графических изображений различного размера в зависимости от функционирования моторной сферы, зрительного анализатора ребенка, места (в классе, на улице) и индивидуального коммуникативного приспособления (коммуникативная доска, коммуникативная книга, визуальное расписание и др.), в котором они размещены;
  • использование сочетания изображений из разных систем графических символов;
  • использование других средств АДК наряду с графическими изображениями [2; 3].
  • С целью повышения функциональности в использовании графических символов учителями–дефектологами совместно с законными представителями детей должны быть разработаны индивидуальные коммуникативные приспособления (далее – ИКП), к которым относятся: коммуникативные доски, книги, альбомы, тетради, браслеты, коммуникативный паспорт, тематические и лексические таблицы и др.

Как показывает анализ доступной нам научно-методической литературы, нет единых требований к разработке и использованию ИКП. На основе многолетнего практического опыта нами выделены ключевые методические требования, которые, на наш взгляд, повысят эффективность использования ИКП:

1. У каждого ребенка должны быть свои личные коммуникативные приспособления. В качестве исключения может быть одно приспособление для выполнения какой-либо рутины несколькими детьми, например, визуальная опора или подсказка для выполнения последовательности действий при мытье рук, приготовлении салата, одевании и др.

2. На первой странице ИКП (коммуникативной книги, альбома) желательно разместить коммуникативный паспорт ребенка, в котором будет представлена его фотография, фотографии его семьи и друзей, описана специфика общения с ним (как и при помощи чего он общается), его предпочтения и др.

3. По мере накопления в коммуникативной книге или альбоме графические изображения необходимо структурировать. Варианты структурирования могут быть различными: по степени использования, по лексическим темам, по рутинам, по видам деятельности и др. При этом мы учитываем предпочтения ребенка и удобство использования им ИКП.

4. Размер ИКП, способ его размещения и перемещения будут зависеть от моторных и когнитивных возможностей детей. Например, если ребенок использует указку-шлем, могут быть использованы коммуникативные таблицы, закрепленные на штативе, стене, столе.

5. Для наращивания графического словаря, расширения сфер коммуникативного взаимодействия ребенка и увеличения количества его коммуникативных партнеров, целесообразно создавать специальные тематические таблицы для посещения кафе, театра, поликлиники, магазина и т.д. [2].

Список использованной литературы

1. Горудко, Т. В. Поддерживающая и альтернативная коммуникация : учеб.-метод. пособие / Т. В. Горудко. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2015. – 148 с.

2. Павлович, Е. Н. Обучение альтернативной и дополнительной коммуникации детей с особенностями психофизического развития: организационно-методический аспект / Е. Н. Павлович // Спецыяльная адукацыя. – 2023. – № 1. – С. 17–22.

3. Течнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / С. Течнер, Х. Мартинсен. – М. : Генезис, 2014. – 432 с.

 

Add comment


Security code
Refresh