VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК 376.112.4

 

Сидоренко О.В.,

заместитель директора по учебной работе, магистр

Заяц В.Д.,

учитель-дефектолог

ГУО «Средняя школа № 177 г. Минска»

г. Минск, Беларусь

 

ИНТЕРАКТИВНЫЙ КОНТЕНТ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация. В статье представлен опыт разработки интерактивных экскурсий как средство формирования духовно-нравственных ценностей учащихся с особенностями психофизического развития. Данный проект представляет собой комплекс авторских разработок: интерактивные плакаты, учебно-просветительские видеоролики, мультимедийные презентации, тесты и др., использование которых позволит формировать активную гражданскую позицию учащихся, содействовать их самоопределению посредством использования интерактивных форм и методов духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: интерактивный контент, интерактивная экскурсия, духовно-нравственное воспитание.

Sidorenko O.V., Zayats V.D.

INTERACTIVE CONTENT AS ONE OF THE MEANS OF FORMING SPIRITUAL AND MORAL VALUES STUDENTS OF GENERAL SECONDARY EDUCATION

Abstract. The article presents the experience of developing interactive excursions as a means of forming spiritual and moral values of students with special features of psychophysical development. This project is a complex of author's developments: interactive posters, educational videos, multimedia presentations, tests, etc., the use of which will allow students to form an active civic position, promote their self-determination through the use of interactive forms and methods of spiritual and moral education.

Keywords: interactive content, interactive excursion, spiritual and moral education.

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из актуальных задач, которую решает учреждение образования. А каким образом привлечь ребят с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) к духовной культуре народа? Этим же вопросом задались и мы. Поскольку в настоящее время информационно-коммуникативные технологии имеют немаловажную роль в формировании мировоззрениям молодежи, виртуальное общение начинает доминировать по сравнению с реальным, с целью повышения интереса к духовно-нравственному воспитанию учащихся с ОПФР, мы решили разработать интерактивные экскурсии в православные храмы г. Минска.

Актуальность профессионального развития педагогов определяется требованием времени. Для того, чтобы учащемся, а тем более учащимся с ОПФР было интересно и доступно изучать предложенный материал, сам педагог должен быть мобильным, творческим, готовым к нововведению и решению нестандартных задач. Наличие компетенций в области цифровых технологий является одним из ведущих факторов показателя профессионализма педагога [3].

Никто не станет отрицать тот факт, что над духовным сознанием наших детей в необъятном информационном пространстве можно работать как положительно, так и отрицательно. В процессе цифровой трансформации и цифровизации не хватает разговоров на тему добра, честности, понимания, прощения, сочувствия.  Цифровой контент, который просматривает молодое поколение, в том числе и с ОПФР, яркий, интерактивный, легко запоминаемый. С другой стороны, не каждый учащийся с ОПФР и не имеющие таких особенностей, может запомнить, переработать и воспроизвести полученную информацию в полном объеме.

Разработанный нами интерактивный контент имеет различное наполнение. Для тех, кто плохо воспринимает печатный (письменный) текст – предлагается озвучивание материала, которое можно послушать как индивидуально, так и в группе. Интерактивные плакаты имеют яркий, но в то же время лаконичный дизайн, текстовая структура для прочтения краткая, точная. Интерактивные видео более интересны для восприятия, т.к. в них имеется ветвление сюжета, возможно использование разноуровневых интерактивных заданий, взаимодействие с горячими точками и многое другое. Инструментов, которые будет применять педагог в интерактивных видео, большое количество, все зависит от подготовки педагога и индивидуальных возможностей учащихся. Внедрение интерактивных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся с ОПФР позволит привлечь внимание к изучению православной культуры родного края, тем самым мы поспособствует созданию благоприятных условий для формирования общечеловеческих ценностей [2].

Использование наглядности в процессе различных видов деятельности – одно из важнейших условий, обеспечивающих формирование у учащихся всех форм мышления. В процессе восприятия образа, а тем более интерактивного, участвует и память, и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда учащийся анализирует, осмысливает объект, соотносит с имеющимися у него житейскими знаниями. Так же можно отметить, что благодаря разнообразию используемых приложений, педагог, совместно с учащимися может создавать авторские проекты в рамках реализации поставленных задач. В данном контексте, при осуществлении данного проекта, мы реализуем один из основных ориентиров Кодекса об образовании Республики Беларусь – принцип инклюзии в образовании. Создание совместных материалов не только способствует разработке различного интерактивного материала, но и объединяет коллектив, тем самым способствуя социализации учащихся с ОПФР [1].

При реализации данного проекта, педагог может выбирать форму работы с учащимися: в группе, подгруппе, микрогруппе, индивидуально. Все зависит от тех целей, которые он хочет достичь и индивидуальных потребностей и возможностей учащихся с ОПФР.

Проанализировав карту православных храмов г. Минска, мы решили начать с самого близкого по расположению к нашему учреждению образования – Храма-памятника Всех Святых.

Ни для кого не секрет, что многие люди, попав в храм, теряются в его убранстве. Посещая разные Храмы, нам кажется, что внутреннее устройство, расположение основных элементов везде разное. Но, на самом деле все храмы построены по похожему принципу и расположение основных храмовых элементов также одинаково.

Исходя из выше изложенного, перед основной интерактивной экскурсией, нами была проведена предварительная работа о внутреннем устройстве Храма и разработан интерактивный плакат по внутреннему строению православного Храма. Каждому учащемуся была предложена мобильная, «карманная», интерактивная подсказка. Разработанный интерактивный плакат очень мобильный, им легко пользоваться, не нужно распечатывать, а можно просто перейти по ссылке или поделиться QR-кодом.

Плакат представляет собой схему Храма с размещенными на ней цифрами. Рядом со схемой расположена таблица, также, с цифрами. Учащиеся соотносят часть храма с цифрой в таблице, нажимая на интерактивную кнопку, видят название частей храма.

 Далее учащимся было предложено интерактивное видео, в котором они узнали о различной архитектуре и форме православных Храмов Республики Беларусь. В данном видео размещены интерактивные кнопки, при нажатии на которые пользователь переходит на сайты православных Храмов, или сторонние сайты с подробной информацией о данном объекте. Данная форма работы дает возможность изучить не только объекты духовного наследия, но и дает возможность изучить, сравнить особенности строений по разным регионам нашей страны.

Республика Беларусь – многоконфессиональное государство. Однако, наиболее распространенная вера исповедания, после православия – католицизм. Поэтому в целях формирования духовно-нравственного потенциала учащихся с ОПФР, мы предлагаем интерактивный плакат по изучению и расположению десяти самых удивительных по архитектуре и истории создания костелов и церквей Беларуси. На данном интерактивном плакате размещены интерактивные кнопки трех видов: видео-контент, ссылка на сайт определенного костела или православного Храма, или ссылка на сторонний сайт, где размещена история создания, место расположения, интересные факты, фотографии и многое другое. Третья кнопка – текстовая информация (с возможностью озвучивания), фотографии и др.

Итак, проведя подготовительную работу с учащимися с ОПФР, мы предлагаем приступить к изучению интерактивного плаката Храма-памятника Всех Святых. На данном интерактивном плакате размещены четыре интерактивные кнопки: нажав на белую кнопку, учащиеся переходят на сайт Храма, красная кнопка является источником видеоконтента, оранжевая – ссылка на галерею Храма. Голубые кнопки озвучены автором интерактивного плаката, нажав на которые, пользователь может прослушать историю возникновения Храма и Вехи создания. Данный интерактивный плакат сокращает время пользователя для нахождения информации на сайте Храма.

На данный момент у нас разработан разноуровневый интерактивный контент по самым знаменитым православным Храмам г. Минска. Данную информацию при желании педагогов можно доработать, дополнить, усложнить или наоборот – уменьшить объем информации подобранных заданий. Также данный интерактивный контент можно использовать для создания различных интерактивных игр, опросов и др.

Данный проект находится на стадии разработки и будет постоянно пополнятся.

Список использованной литературы

1. Кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 13 января 2011 г., № 243-3: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г., одобрен Советом Республики 22 дек. 2010 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 14 янв. 2022 г. № 154-3// Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2021. – Режим доступа: 20 https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243. – Дата доступа: 20.09.2023.

2. Методические рекомендации по организации деятельности ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://new.academy.edu.by/files/documents/VRVUO/Metod_rekomend.pdf. – Дата доступа: 20.09.2023.

3. Методические рекомендации по организации сотрудничества учреждений образования с Белорусской Православной Церковью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: / www.church.by. – Дата доступа: 11.09.2023.

 

Add comment


Security code
Refresh