VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК 376.3

 

Сидорко Т.В.

старший преподаватель УО «ГрГУ им. Я. Купалы»

г. Гродно, Республика Беларусь

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Аннотация. В статье представлен анализ содержания понятия «национальная идентичность», описаны факторы, влияющие на её формирование, в том числе у учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Подобран комплекс заданий, которые можно использовать в образовательном процессе для формирования национального самосознания у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: национальное самосознание, тяжелые нарушения речи, социализация

Sidorko T.V.

FORMATION OF NATIONAL IDENTITY AMONG STUDENTS WITH SEVERE SPEECH DISORDERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

 

Abstract. The article presents an analysis of the content of the concept of "national identity", describes the factors influencing its formation, including in students with severe speech disorders. A set of tasks has been selected that can be used in the educational process to form national consciousness among students with severe speech disorders.

Keywords: national identity, severe speech disorders, socialization

Активное становление белорусской государственности требует детальной проработки вопроса приобщения учащихся, в том числе и с особенностями психофизического развития, к своей национальной культуре. Формирование национальной идентичности осуществляется посредством обучения родному языку, знакомства с обычаями, традициями и ценностными ориентациями той страны, гражданином которой является ребенок. Гармоничное развитие учащегося невозможно без формирования у него самосознания, самоуважения, национального достоинства. Одна из главных задач образовательного процесса – формирование у детей представлений о родном крае, положительного отношения к нему, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.

Анализ исследований показывает, что проблема национальной идентичности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) не до конца разработана с учетом современных реалий, хотя ознакомление с традициями и культурой своего народа ведется. Процесс патриотического воспитания детей с ТНР осложняется рядом психофизиологических особенностей. Дети с ТНР– особая категория детей, они с трудом усваивают знания, нормы и правила, им требуется больше времени для того, чтобы усвоить понятия «национальная идентичность», «патриотизм». Необходима своя особая многоступенчатая система воспитания, в которой, учитывая особенности эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи, необходимо идти от простого к сложному.

Цель статьи – описать особенности формированию национальной идентичности у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Национальная идентичность – одна из составляющих идентичности человека, связанная с осознанием им принадлежностью к определённому этносу или нации [7].

В своем развитии национальное самосознание в целом проходит следующие стадии.

1. Осознание национальных чувств, начальный этап выделения своего народа и дифференцирования его от других этнических общностей, противопоставление «мы» и «они».

2. Осознание своей этнической принадлежности, формирование этнической идентификации.

3. Осознание приверженности к определенным национальным ценностям, общности интересов.

4. Осознание себя в качестве субъекта национальной общности [2].

Стоит обратить внимание на значимость социальных факторов развития индивида в формировании национального самосознания. Нижеуказанные факторы выделяет М. Ю. Алексеев. На первом этапе формирования национального самосознания личности наиболее значимым фактором является семья. Она первый источник формирования я − концепции, − определенным образом структурированной совокупности черт, образов, чувств, которые индивид считает неотъемлемой часть самого себя. Огромный диапазон и уникальность средств влияния семьи на формирование национального самосознания детей делают ее одним из самых мощных средств социализации личности подрастающего ребенка, формирования в ней общечеловеческой и индивидуальной систем ценностей. Ориентация ребенка в национальной культуре во многом зависит от семейного воспитания. При этом важным условием вступления ребенка в национальную среду является наличие реальной связи между семьей и школой [1].

Языку, как фактору формирования национального самосознания, отводится не менее существенная роль в научной литературе. С помощью языка усваиваются традиции, обычаи, трудовые навыки, знания, национальные ценности, накапливаемые из поколения в поколение [5].

Несформированность языковых средств и коммуникативных навыков у обучающихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к трудностям их социализации и формирования национального самосознания. Процесс формирования национального самосознания у детей с ТНР, хотя и имеет общие черты с данным процессом у норматипичных, но в то же время требует специального подхода со стороны взрослых и зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Данный процесс осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ТНР. Такой ребенок с трудом усваивает знания, нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить понятия «национальная идентичность», «патриотизм» [4].

Работа по формированию национальной идентичности у учащихся с ТНР направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формированием чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому. Содержание образовательного процесса реализовать эту работу как на уроках, таки во внеурочной деятельности [3].

Так, на уроках по предмету на первой ступени общего среднего образования «Человек и мир», начинается формирование национальной идентичности детей через изучение национальных символов, природного разнообразия Беларуси, своего места в семье и обществе.

Во II классе у учащихся с ТНР в рамках темы «Наша Родина – Республика Беларусь» формируются умения отвечать на вопросы о своей стране, своем населенном пункте с опорой на рисунки, фотографии, распознавать и показывать Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь, некоторые достопримечательности столицы города Минска, предметы и атрибуты национальной одежды, называть свой город, адрес проживания, улицу, на которой находится школа, главную улицу (площадь), памятные места, транспорт. Программа включает игру-путешествие по Республике Беларусь, ее столице, целевую прогулку по родному городу.

Для практического освоения материала учащимися с ТНР на уроках целесообразно использовать разнообразные игровые задания.

Например, игра «Географическая матрешка».

Цель: дать понятие о районе, городе, крае, стране, континенте, планете и их взаимном расположении.

Материал: фигурка человека, разноцветные кружочки разного размера с надписью «Мой дом», «город Гродно», «Гродненская область», «Беларусь», «Материк Евразия», «Планета Земля» и условными изображениями континента.

Ход игры: Перед ребятами ставится вопрос, о том, как они понимают выражения «малая родина», «где родился, там и пригодился». После обсуждения, для закрепления знаний детям можно предложить вместе собрать «географическую матрешку». Сначала дети вместе  рассматривают разноцветные круги, надписи и рисунки-метки на них. Затем раскладывают круги в порядке убывания, сопровождая рассказом: например, «Мы живем на планете Земля, на самом большом материке Евразия, на котором находится наша страна Беларусь, в Гродненской области, в городе Гродно–  моя малая Родина, где я живу вместе со своей семьей». В процессе работы с материалом ребенок узнает и закрепляет новые понятия – страна и материк, город и район.

Игра «Доскажи».

Цель: формировать умение быстро запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Гродно.

Материал: картинки.

Ход игры: Педагог начинает фразу, детям необходимо ее закончить. После правильного ответа педагог показывает картинки с изображением правильных ответов.

Примеры фраз для продолжения:

Мой город стоит на реке…

Главная площадь города называется…

В центре Гродно находиться парк имени…

Самый большой лесопарк города Гродно называется...  

Игра «Герб-мозаика».

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

 Материал и оборудование: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные его компоненты.

1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.

2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.

3. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.

4. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

Игра «Сложи карту Беларуси».

Цель: закрепить знания детей о расположении областей на карте Беларуси.

Материал и оборудование: пазл из областей Беларуси.

Ход игры: детям дается пазл карты Республики Беларусь, который необходимо собрать. Затем на мельберте размещается карточка с его изображением, дети проверяют, правильно ли выполнили задание.

Игра «Найди нужное».

Цель: закрепить представления детей о Гербе Республики Беларусь.

Материал и оборудование: карточки с изображениями колосьев ржи, звезд, цветов, Солнца, Луны, земного шара, красно – зеленой ленты, контуров Беларуси, России.

Ход игры: педагог предлагает детям карточки с изображениями колосьев ржи, цветов (лен, клевер, васильки, ромашки), звезд (пятиконечная, шестиконечная), Солнца, Луны, земного шара, красно – зеленой ленты, контуров Беларуси, России. Им нужно выбрать карточки, на которых отражено то, что есть на изображении герба Республики Беларусь. Затем на мольберте располагается карта с его изображением, дети проверяют, правильно ли выполнили задание. Педагог во время игры рассказывает о том, что символизирует каждый элемент герба Беларуси:

– Земной шар – символ дружбы и партнерства. Белорусы очень доброжелательные и мирные люди, поддерживают хорошие отношения с другими народами мира;

– Солнце, которое взошло на землю-знак жизни. Благодаря ему мы живем, оно дает свет и тепло всему живому;

– Венок из житневых колосьев-знак памяти и связи с предками, символ впечатления, процветания, богатства;

– Красно-зеленая лента символизирует цвета флага Беларуси;

– Клевер – символ связи с миром животных. Коровы, лошади, козы, овцы, которые разводят белорусы, очень любят питаться клевером;

– Лен-это добро, достаток, труд. Испокон веков наши предки выращивали лен, из которого делали ткань и шили одежду.

В III классе формируются умения называть наиболее распространенные профессии людей, соотносить с рисунками содержание их труда, называть и показывать предметы (вещи, изделия), созданные и построенные людьми. Посредством знакомства учащихся с профессиями нашей страны, формируется уважение к различной трудовой деятельности, значение совместного труда. Также дети изучают права ребенка. Формируются умения в доступной форме давать оценку своей деятельности с позиции соответствия ее понятию «право». Изучая свои права дети уже могут чувствовать себя полноценными членами общества, знать свой социальный статус и учиться отстаивать свои интересы.

Игра «Четвертый лишний».

Цель: упражнять детей в классификации профессий. Закрепить представление о значении различных профессий.

Материал и оборудование:  карточки с изображением профессий, фишки.

Ход игры: Педагог показывает детям карточки с изображением четырех профессий, одна из которых профессия сельскохозяйственная, остальные – производственные. Детям необходимо быстро найти сельскохозяйственную профессию и закрыть её соответствующей фишкой (какая польза данной профессии).

Игра «Дело мастера боится».

Цель: конкретизировать представления детей о традиционных ремеслах наших предков: гончар, кузнец, чеканщик, печник, плотник, ткачиха. Расширять представление о орудиях труда этих мастеров.

Материал и оборудование: карточки с изображением предметов и орудий труда.

Ход игры: разделить детей на команды: печники, гончары, чеканщики, плотники, ткачи. По сигналу дети ищут карточки с изображением нужных им инструментов, материалов, готовых изделий. Выигрывает та команда, которая выполнит задание быстро, без ошибок. В конце игры все команды рассказывают о своем выборе.

«Угадай, о ком рассказ».

Цель: закрепить знания детей о характерных промыслах жителей белорусских земель. Упражнять в составлении рассказа по картине, выделяя существенные признаки, действия с предметами.

Материал и оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: Педагог дает ребенку сюжетную картинку с изображенным промыслом (охота, рыболовство, животноводство. собирательство и т. д.) Ребенку необходимо рассказать о человеке так, чтобы остальные догадались, о ком идет речь.

В учебную программу для IV класса включены темы, связанные с изучением природных сообществ Республики Беларусь, крупнейших месторождения полезных ископаемых, рек и озер.

В V классе в полном объеме изучается содержательный блок «Моя Родина – Беларусь», представленный в учебных пособиях по учебному предмету «Человек и мир» для IV класса учреждений общего среднего образования. Содержание данного блока обеспечивает условия для перехода к систематическому изучению истории.

Процесс воспитания национальной идентичности начинается в начальной школе, продолжается в среднем звене и заканчивается в старшей школе.

Таким образом, современное образовательно пространство уроков по предмету «Человек и мир» неразрывно связано с формированием у обучающихся «белорусской идентичности» через приобщение учеников к изучению своей страны, ее природных богатств, традициям, воспитание у них чувства уважения к историческому прошлому нашей Родины, его культуре.

Список использованной литературы

1. Алексеев, М. Ю. Особенности национального поведения / М. Ю. Алексеев, К. А. Крылов. – М. : Арт-Центр, 2001. – 112 с.

2. Геллнер, Э. Нации и национализм / Э. Геллнер. – М. : Прогресс, 1991. –320 с.

3. Дуболазова, С. Формирование этнокультурной идентичности у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством логоритмики / С. Дуболазова // Центр образования [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://dou-raduga.minobr63.ru/. – Дата доступа : 18.09.2023.

4. Зайцев, И. С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И. С. Зайцев // Дефектология. – 2003. – № 5. – С. 107–115.

5. Очиров, М. Н. О формировании национальной идентичности в национальной школе / М. Н. Очиров // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 15. – С. 51–55.

 

Add comment


Security code
Refresh