VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК 159.99(076.5)

 

Стрельникова М.Н.,

студентка Института инклюзивного образования

Брыкова А.С.,

доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, кандидат психологических наук, доцент

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные понятия и составляющие научной дисциплины «Прикладной анализ поведения», приведена краткая историческая справка об ее истоках, связи с бихевиоризмом, представлены краткие рекомендации для педагогических работников по использованию методик функционального анализа поведения, подкрепления и наказания.

Ключевые слова: прикладной анализ поведения (ПАП), функция поведения, подкрепление, наказание, специальный педагог.

Strelnikova M.N., Brykova A.S.

APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS IN THE WORK OF A SPECIAL TEACHER

 

Abstract. The article discusses the basic concepts and components of the scientific discipline «Applied Behavior Analysis», provides a brief historical background about its origins, its connection with behaviorism, provides brief recommendations for teaching staff on the use of methods of functional behavior analysis, reinforcement and punishment.

Keywords: applied behavior analysis (ABA), behavior function, reinforcement, punishment, special teacher.

 

Прикладной анализ поведения (ПАП) – это наука, которая разрабатывает прикладные методики на основе законов поведения и систематически применяет их для улучшения социально значимого поведения, а также использует эксперимент для поиска переменных, ответственных за изменение поведения [2]. Сегодня ПАП – это научная дисциплина, которая включает в себя три составные части: его теоретической базой является бихевиоризм, источником лабораторных данных – экспериментальный анализ поведения, а разработка и практическое применение конкретных методов исправления поведения составляют предмет прикладного анализа поведения. Все три составляющие тесно связаны между собой, поэтому при описании одного неизбежно будут затронуты другие.

Начало для этой научной дисциплины было положено в ХХ веке с расцветом бихевиоризма, предметом изучения которого является поведение людей, животных посредством систематического подхода. В известной статье «Психология с точки зрения бихевиориста» Дж. Уотсон обосновал объективное, экспериментальное направление естественной науки, целью которого станет прогнозирование и контроль поведения. Выдвинув модель «стимул – реакция», которая выражает связь между внешними стимулами и следующими за ними реакциями, Дж. Уотсон не мог доказать, что такая модель может объяснить любое поведение. Также одним из основоположников анализа поведения был Беррес Скиннер. Он отметился в развитии экспериментального анализа поведения. В своей первой опубликованной книге «Поведение живых организмов» он обобщил результаты своих лабораторных исследований 1930-1937 гг. и выделил два типа поведения – респондентное и оперантное. Респондентное поведение – это рефлекторное поведение, которое описывал ещё И.П. Павлов, вызванное предшествующими ему стимулами. Такое поведение работает по модели Уотсона «стимул – реакция». Оперантное поведение не вызывается предшествующим ему стимулом, оно зависит от последствий, то есть от стимулов, возникающих или меняющихся в результате этого поведения. То есть такое поведение работает по модели «стимул – реакция – стимул». Суть этой модели заключается в том, что дальнейшее поведение животного или человека зависит от того, какой стимул последовал за реакцией на самый первый стимул.

Одни из первых экспериментов ПАП проводились с поведением лиц с ОПФР (с интеллектуальной недостаточностью, с расстройствами аутистического спектра и пр.). Эти эксперименты не только доказали, что методы ПАП работают, но и показали, что в контексте поведенческого подхода людей с нарушениями психофизического развития можно обучать и прививать им социально приемлемое поведение. В особенности это было важно для работы с детьми с ОПФР, у которых чаще встречаются проблемы с социализацией и адаптацией. Как указывают Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард, цель ПАП – это понимание того, что влияет на поведение, и ощутимое улучшение важного поведения.

Одной из задач ПАП является выявление цели поведения и на основе этого исправление неприемлемого поведения на социально одобряемое. ПАП направлен на исправление нежелательного поведения и помощь в улучшении жизни человека. Следует упомянуть немаловажную деталь ПАП – этические нормы. Специалист, решивший применять ПАП на практике, должен всегда помнить о своей ответственности, нельзя исправлять поведение ребенка, если нет уверенности в том, что оно в действительности является социально неприемлемым или же мешает социализации и комфортной жизни самого ребенка. Нельзя забывать про то, что все вмешательства индивидуальны: методы, работающие с одним человеком, могут быть совершенно бесполезны для работы с другим.

Для оценки поведения необходимо понимать, как оно работает. Исследования последних десятилетий подтверждают, что многие желательные и нежелательные варианты поведения являются выученными. Например, мытье рук или крик и истерики возникают и поддерживаются за счет внешних событий как материального, так и социального плана. Значит, у абсолютно любого поведения есть своя причина и свое основание.

Согласно ПАП, у поведения есть четыре основные функции: 1) получение желаемого, 2) получение внимания, 3) избегание, 4) автоматическое подкрепление (самостимуляция). Можно сразу привести пример ребенка, который кричит и плачет в магазине, тем самым доставляя неудобства окружающим. Почему он может плакать? Первый случай: он хочет получить желаемое, например, игрушку, но его мама отказывается ее покупать. Таким образом, при помощи истерики ребенок будет пытаться получить то, что он хочет. Второй случай: он хочет получить внимание. Обычно истерика у детей это крайний случай, можно предположить, что до этого мама не реагировала на зов ребенка, не обращала внимания на его попытки ей что-то сказать, поэтому ребенок выбрал метод, который точно привлечет к нему внимание. Третий случай: ребенок пытается чего-то избежать. Например, его может очень сильно пугать толпа, а может он устал и не хочет идти в магазин, но при этом он знает, что если он заплачет, то его мама выйдет с ним из магазина. Четвертый случай: ребенок плачет потому, что ему надо поплакать, так он может получить «эмоциональную разгрузку» или стимулировать слуховой анализатор. Обычно, когда ребенок получает желаемое, достигает своей цели или удовлетворяет какую-либо потребность, такое поведение прекращается.

Зная все это, можно найти источник нежелательного поведения и устранить это самое поведение. Зачастую сложность заключается в выявлении функции нежелательного поведения. Поэтому следует внимательно за ним наблюдать и анализировать [1].

Одним из самых главных этапов формирования поведения является подкрепление. Подкрепление – это стимул, возникающий после реакции, это то, что закрепляет поведение, влияет на частоту повторения этого поведения в будущем. Есть два вида подкреплений: положительные и отрицательные. Стимул, возникающий вследствие реакции и вызывающий в последующем повышение частоты таких реакций, называется положительным подкреплением. Положительное подкрепление не означает, что оно всегда является позитивным и полезным. Так у ребенка можно закрепить нежелательное поведение с помощью положительного подкрепления, например, когда родители дают ребенку все, что тот пожелает, «только бы не плакал». Таким образом, у ребенка вырабатывается такое поведение, которое он будет в будущем использовать все чаще и чаще, ведь оно действительно работает: ребенок сразу получает то, что он хочет, используя плач и истерику. Важно помнить, что подкрепление никак не влияет (и не может влиять) на вызвавшую его реакцию. Подкрепление лишь усиливает частоту проявления подобных реакций в будущем. Для человека подкреплением может быть, что угодно. Например: если ребенок хочет пить, то он берет кружку, подставит ее под кран, поворачивает рычаг, течет вода. В данном случае стимул – это получение воды, а то, что ребенок делает, чтобы ее получить – поведение. Вода является положительным подкреплением, поведение «взять кружку, поставить под кран и нажать на рычаг» будет многократно повторяться для получения такого же результата.

Существует три свойства, которые необходимо учитывать при анализе условий, при которых действует подкрепление. К этим свойствам относятся: l) задержка между реакцией и последствием (т.е. время, прошедшее между реакцией и подкреплением). Очень важно, чтобы подкрепление наступало непосредственно после реакции. Задержка даже на несколько секунд может снизить ожидаемый эффект, так как будет усилено поведение, по времени ближайшее к предъявлению подкрепления. 2) стимульные условия, на фоне которых развивается реакция, 3) сила текущей мотивации, относящейся к последствию поведения.

При описании подкреплений по физическим характеристикам их разделяют на пищевые, чувственные, предметные, активностные и социальные. Поэтому при разработке методов исправления нежелательного поведения подбирают разные подкрепления, в зависимости от личности конкретного человека, от его личных мотивов. Подкрепители всегда должны проверяться на эффективность и то, какой результат они дают. Для одного ребенка подкреплением может служить внимание педагога, а для другого – любимая игра.

Отрицательное подкрепление – это ситуация, при которой реакция вызывает устранение, завершение, сокращение или отложенное действие стимула, в результате чего будущая частота данной реакции повышается.  В этом случае поведение будет направлено на устранение стимула (причины, которая побуждает к действию). Например, когда начинается сильный шум, ребенок закрывает уши. В данном случае шум – это стимул, в ответ на который меняется поведение.

По своей сути отрицательное подкрепление – это избегание неприятного стимула (воздействия). Важно понимать, что отрицательное подкрепление следует использовать крайне аккуратно, потому что оно может привести к агрессивному поведению. Например, если ребенок не выполняет задание, но когда педагог его ругает, то ребенок начинает выполнять задание. Предполагается, что порицание должен выступать как отрицательное подкрепление: ребенок хочет избежать порицания, поэтому будет выполнять свою работу. Однако на практике, из-за особенностей характера ребенка, типа его нервной системы, предыдущего опыта подкреплений и пр., может начаться агрессивная реакция, бунт или протест, что приведет к прямо противоположному результату, т.е. ребенок не будет выполнять свою работу после порицания. Опять же прежде, чем применять положительное или отрицательное подкрепление, необходимо знать особенности конкретного учащегося.

Неизбежный этап в обучении и воспитании – наказание. Люди применяли наказание всю свою историю: для воспитания детей, для наказания провинившихся и нарушивших закон, для контроля поведения. Наказание в бытовом сознании ассоциируется с тем, что приносит боль, страдания, вызывает страх. Но в ПАП наказание – это совокупность поведения и его последствий, уменьшающая частоту подобного поведения в будущем. Считается, что наказание произошло, если изменение стимула, непосредственно следующее за неким поведением, снизило будущую частоту подобного поведения. Поскольку наказание часто вызывает поведение, несовместимое с тем, которое наказывается, эффект от наказания легко переоценить. Например, когда ребенка сильно ругают за плохое поведение, это поведение мгновенно прекращается – но в первую очередь, потому, что строгий выговор вызывает поведение, несовместимое с предыдущим: внимание к взрослому, который делает выговор, оправдывание за свое поведение, плач и т. д. Полное и мгновенное прекращение нежелательного поведения не означает, что его будущая частота снизится. Снижение будущей частоты поведения под действием наказывающего стимула есть истинный критерий наказания.

Когда наказание прекращается, его эффект на поведение постепенно ослабевает. Это явление называется восстановлением реакции после отмены наказания. Иногда после отмены наказания частота наказывавшегося поведения не просто восстанавливается, а ненадолго поднимается выше исходной. Восстановление частоты поведения до того уровня, который отмечался до наказания, более вероятно, когда наказание было легким или когда наказываемый понимает, что наказание больше не применяется. В том, что эффект наказания ослабевает после его отмены, нет ничего необычного: эффект подкрепления также ослабевает, когда поведение перестает подкрепляться. Поэтому необходимо знать, что есть факторы, которые влияют на эффективность наказания: время до наказания, интенсивность наказания, режим наказания, подкрепление наказываемого поведения и подкрепление некоего альтернативного поведения.

При использовании наказания довольно часто встречаются такие явления, как излишне аффективные и агрессивные реакции в ответ на наказание, реакции избегания, а также учащение проблемного поведения в отсутствие наказания. Наказание может вызвать у наказуемого имитационное формирование нежелательного поведения, а кроме того, существует опасность злоупотребления наказанием из-за того, что оно подкрепляет поведение наказывающего. Поэтому использование наказания в целях изменения поведения требует большого внимания и анализа результатов всех этих действий. Прежде, чем применять наказание необходимо оценить функции поведения, имеющиеся навыки и индивидуальные особенности ребенка.

Обычно ПАП ассоциируется с работой с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, но применять методы ПАП на практике можно с любыми детьми. Изучение этой науки может облегчить работу специальных педагогов, т.к. позволяет сформировать понимание того, что такое поведение, как оно работает и как его исправить.

Методы ПАП могут существенно облегчить работу педагогического работника в условиях реализации принципа инклюзии в образовании, т.к. позволяют помочь учащимся с нежелательным поведением в адаптации и социализации, а специальному педагогу в контроле дисциплины на уроке или в любом другом виде деятельности.

В статье было рассмотрено только несколько аспектов ПАП (их намного больше), с намерением показать привычные методы, которые использует каждый педагог (поощрение и наказание), с точки зрения ПАП. В этой области проводится много исследований, на базе которых можно выстраивать собственные техники обучения и воспитания, при этом имея научные методологические основания и понимание того, что именно надо делать, чтобы получить запланированный результат от поведенческого вмешательства.

Список использованной литературы

1. Крон, Д. А. Профилактика и коррекция проблемного поведения в школах. Практическое руководство. Функциональная оценка поведения / Д. А. Крон, Л. С. Хокен, Р. Х. Хорнер ; пер. с англ. – М. : Оперант, 2019. – 304 с.

2. Купер, Дж. О. Прикладной анализ поведения / Дж. О. Купер, Т. Э. Херон, У. Л. Хьюард. – М. : Практика, 2016. – 864 с.

 

Add comment


Security code
Refresh