VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК 376.3-37

Урусова О.И.

старший преподаватель

 кафедры теории и методики специального образования ГрГУ имени Янки Купалы

г. Гродно,  Беларусь

БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ КЛИМАТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ЛИЦ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы, связанные с особенностями формирования социального опыта у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития с учетом сохранения благоприятного положительного климата в образовательном пространстве. Описаны условия, необходимые для создания благоприятного положительного климата в образовательном пространстве.

Ключевые слова: социальный опыт, лица с тяжелыми множественными нарушениями развития, благоприятный положительный климат, образовательное пространство, образование.

Urusova O. I.

INTERDEPARTMENTAL INTERACTION OF SPECIALISTS

IN FORMING SOCIAL EXPERIENCE IN PERSONS WITH SEVERE MULTIPLE DISORDERS

Abstract. The article discusses the problems associated with the peculiarities of the formation of social experience in persons with severe multiple developmental disorders, taking into account the favorable positive climate in the educational space. The conditions necessary to create a favorable positive climate in the educational space are described.

Keywords: social experience, persons with severe multiple developmental disorders, favorable positive climate, educational space, education.

Создание благоприятного положительного климата в коллективе является необходимым условием взаимодействия педагога и учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР). Главной целью такого взаимодействия является формирование у лиц данной категории социального опыта в рамках соблюдения атмосферы доброжелательности, жизнерадостности, непринужденности, комфорта. Именно при наличии у лиц с ТМНР положительных эмоции, связанных с благоприятным положительным климатом, идет процесс формирования социальных умений, способов деятельности, практических действий, ключевых компетенций, которые определяют ядро социального опыта человека [3]. Названные компоненты социального опыта у лиц с ТМНР формируются с раннего возраста в специально созданных для этого социально-педагогических условиях. Данные условия создаются в специальном учреждении образования – центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР). В течение всего пребывания ребенка данной нозологической группы в ЦКРОиР осуществляется целенаправленное формирование и развитие социального опыта посредством выполнения содержания учебной программы ЦКРОиР, учебного плана (обязательная реализация коррекционного компонента), индивидуальных учебных программ с использованием разнообразных вариативных форм, методов, средств обучения и коррекции [3, с. 225].

После окончания ЦКРОиР выпускник с ТМНР продолжает развивать и совершенствовать свой социальный опыт в территориальном центре социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН). В ТЦСОН функционирует отделение дневного пребывания инвалидов (далее – ОДПИ), где осуществляется целенаправленное, непрерывное развитие и закрепление имеющихся у молодых людей с ТМНР социальных умений, навыков, компетенций. В силу психофизических особенностей развития лиц с ТМНР приобретенные ими способы деятельности, социальные умения и навыки в ЦКРОиР не стабильны в своем развитии и специалистам ТЦСОН достаточно часто необходимо заново формировать определенное социальное умение, компетенцию, способ деятельности. Поэтому очень важно учитывать социально-педагогические условие благоприятного положительного климата для формирования социального опыта у молодых людей с ТМНР в течение всей их жизни [3, с. 225].

Существует ряд условий, способствующих созданию благоприятного положительного климата в группе (классе). К таковым мы отнесем:

1) установление партнерских взаимоотношений между педагогом (специалистом) и детьми;

2) правильную организацию межличностного общения;

3) учет особенностей коллективной работы с лицами с ТМНР;

4) учет индивидуально-психологических особенностей лиц с ТМНР;

5) создание благоприятного эмоционально-психологического настроя;

6) организацию педагогом ситуации успеха [1, с. 52].

Условие установления партнерских взаимоотношений между педагогом и детьми позволяет решить задачу налаживания взаимодействия на первых этапах знакомства учителя-дефектолога (специалиста) с детьми с ТМНР. Лица данной категории испытывают огромные трудности при первичном знакомстве с педагогом (специалистом), вступлении с ними в контакт в силу особенностей их психофизического развития, уровня развития интеллекта. Зачастую эти причины нарушают благоприятный климат взаимоотношений, так как лица с ТМНР не способны принять нового человека за «своего». Данная проблема решаема при условии постоянного, многократного взаимодействия с человеком с ТМНР. Благодаря установлению партнерских взаимоотношений между педагогом (специалистом) и детьми с ТМНР формируются социальные умения, связанные с сотрудничеством, доверием, партнерством, ведением диалога на равных. В дальнейшем данные умения реализуются людьми данной категории в различных нестандартных социальных ситуациях. Выше отмеченное социально-педагогическое условие в обязательном порядке соблюдается в ТЦСОН в рамках непрерывного и преемственного развития социального опыта.

Правильная организация межличностного общения в ЦКРОиР и ТЦСОН позволяет формировать и развивать у лиц с ТМНР социально-коммуникативные умения, необходимые для совершенствования коммуникативной компетенции. Важно учить детей устанавливать положительные, доброжелательные, доверительные отношения между субъектами образовательного процесса. Именно эти отношения в дальнейшем сказываются на успешности социальной интеграции, принятии другого человека, благоприятной атмосфере в процессе общения. В рамках реализации этого условия педагог (специалист) использует похвалу как позитивное подкрепление, различные виды помощи, прием «рука в руке».

При формировании социального опыта у лиц с ТМНР в ЦКРОиР и ТЦСОН, учитывая особенности коллективной работы,  на уроках и занятиях организуется интересная и радостная жизнь, которая рождает у лиц с ТМНР  бодрое оптимистическое настроение,  активность, постоянную готовность к действию, чувство свободы, равноправия и защиты. В рамках коллективного взаимодействия каждый человек данной категории может смело обращаться за помощью к сверстникам,выполнять совместные поручения. Благодаря коллективной деятельности формируются положительные общественные отношения в группе (классе), поведенческие реакции согласно нормам и правилам данного социума, реализуется профилактика конфликтных ситуаций.

Для успешного создания благоприятного положительного климата в ЦКРОиР и ТЦСОН необходим учет индивидуально-психологических особенностей лиц с ТМНР, связанных с нарушениями умственного, эмоционального и волевого развития, которые являются ключевыми показателями при формировании социального опыта. Очень важно использовать все потенциальные возможности лиц с ТМНР, учитывать зоны актуального и ближайшего развития; включать каждого ребенка в жизнь микросоциума; содействовать проявлению инициативы и активной позиции личности в разных видах деятельности; предупреждать причины, связанные с негативными реакциями человека с ТМНР в силу его индивидуально-психологических особенностей развития [1, с. 54].

Созданию положительного климата в ЦКРОиР и ТЦСОН способствует благоприятный эмоционально-психологический настрой в практической деятельности лиц данной категории. В этом педагогам (специалистам) помогают радушие, доброжелательность, улыбка в процессе взаимодействия на уроках (занятиях), тактильный контакт (по необходимости), структурирование пространства помещений. Адекватные эмоции позволяют наладить контакт друг с другом, с удовольствием вступать в ролевое общение в процессе проигрывания различных смоделированных ситуаций, вести диалог, инициировать процесс общения, проявлять себя в ситуациях нестандартного содержания. Все эти умения являются содержательными компонентами социального опыта человека.

Важным выступает условие создания педагогом ситуации успеха на уроках, занятиях, внеклассных мероприятиях. Этот прием помогает сформировать у лиц с ТМНР умение достигать цели. Ситуация успеха мотивирует детей на получение результата от собственных действий. При формировании социальных умений ситуация успеха готовит молодых людей включиться в коррекционно-педагогический процесс с учетом их возможностей. Ситуация успеха формирует у лиц с ТМНР позицию активного участника межличностного взаимодействия, сотрудника в группе (классе), стремление к самостоятельности, развивает субъекта коррекционно-педагогической деятельности.

Таким образом, создание благоприятного положительного климата как социально-педагогическое условие формирования социального опыта у лиц с ТМНР является важным, благодаря которому происходит продуктивная коррекционно-педагогическая деятельность, позволяющая строить процесс обучения, развития и коррекции таким образом, чтобы он был активным, творческим, живым, учитывал индивидуальные особенности лиц данной категории, развивал их инициативу и самостоятельность. Коллектив с благоприятным положительным климатом отличается благоприятной морально психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов [1, с. 56].

Список использованной литературы

1. Дорофеева, Е. В. Создание комфортного психологического климата в студенческой группе / Е. В. Дорофеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – № 10(74). – С. 51–56.

2. Лисовская, Т. В. Компетентностный подход в условиях инклюзивного образования / Т. В. Лисовская // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. – Минск : Четыре четверти, 2007. – С. 51–56.

3. Урусова, О. И. Межведомственное взаимодействие специалистов по формированию социального опыта у лиц с тяжелыми множественными нарушениями / О. И. Урусова // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы : сб. научн. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. / ГрГУ им. Янки Купалы ; гл. ред. Н. В. Крюковская ; редкол.: Н. В. Крюковская, Н. И. Акопян, О. В. Фомина. – Гродно : ГрГУ им. Янки Купалы, 2021. – С. 225–229.

 

Add comment


Security code
Refresh