VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК 159.9.072

Цатурян М.О.

доцент кафедры психологии, педагогики и социальной работы, канд. псих. наук

г. Вологда, Россия

Жукова С.В.

магистрант ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»

г. Вологда, Россия

 

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы формирования эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций в условиях информационных трансформаций. Рассмотрены результаты проведенного исследования направленного на выявления уровня эмоционального выгорания педагогов.

Ключевые слова: синдром «эмоционального выгорания», дошкольная образовательная организация, педагоги дошкольного образования, информационные трансформации.

Tsaturyan M.O., Zhukova S.V.

PREVENTION OF EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN CONDITIONS OF INFORMATION TRANSFORMATIONS

Abstract. The article presents an analysis of the problem of the formation of emotional burnout among teachers of preschool educational organizations in the conditions of information transformations. The results of a study aimed at identifying the level of emotional burnout of teachers are considered.

Keywords: “emotional burnout” syndrome, preschool educational organization, preschool teachers, information transformations.

В настоящее время ключевые акценты научно-практического внимания уделяются проблеме, с которой сталкиваются большинство педагогов дошкольного образования, – это эмоциональное выгорание.

Работа в сфере «человек–человек» является самой стрессогенной, так как присутствует необходимость постоянного интенсивного взаимодействия с социумом, которое является основной деятельностью в профессии педагога.  Педагогическая профессия, как показывают многочисленные исследования, является одной из тех, которая в большей степени подвержена влиянию рассматриваемого феномена «выгорания».

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты [1].

Особое значение для нашего научного интереса представляет проблема исследования процесса профилактики эмоционального выгорания педагогов в дошкольном образовании, так как именно в этот период субъекты педагогического процесса оказывают ключевое воздействие на начальные этапы формирования личности детей.

Дoшкольному образованию в нашей стране больше ста лет, за это время оно претерпело ряд значительных изменений: в 2013 году были приняты ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), с 1 сентября 2023 года вступила в силу новая ФОП ДО (Федеральная образовательная программа дошкольного образования). Требования, предъявляемые к современному педагогу, непрерывно повышаются и требуют постоянного самосовершенствования, повышения квалификации, освоение нового содержания, форм и методов обучения и воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в информационном поле деятельности.

Ввиду необходимости постоянно поддерживать цифровую активность во взаимодействии с родителями и с появлением таких социальных сетей, как WhatsApp и Вконтакте педагоги не зависимо от рабочего времени находятся на постоянной связи с другими субъектами педагогического процесса. Исходя из этого можно отметить, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная включенность в процесс, загруженность, такие перегрузки приводят к быстрой и невосполнимой потере психологического, физического здоровья и, следовательно, формированию симптомов синдрома эмоционального выгорания. Результатом рассмотренных процессов является снижение качества профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой, такое состояние негативно сказывается не только на продуктивности и удовлетворенности своей работой, но и настроении и самочувствии детей.

При этом нельзя не отметить, что только психологически здоровый, профессионально компетентный, творчески работающий педагог может обеспечить воспитаннику должный уровень внимания и индивидуальный подход, продиктованный современными изменениями в дошкольном образовании в условиях информационных трансформаций.

Итак, на основе вышеизложенных позиций нами были сформулированы ключевые методологические положения научно-практического исследования по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций.

Цель нашего исследования – разработать и экспериментально доказать эффективность психолого-педагогической программы как условия профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОО.

Объект исследования: эмоциональное выгорание педагогов дошкольной образовательной организации (далее ДОО).

Предмет исследования: специально разработанная психолого-педагогическая программа как условия профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОО.

Задачи исследования: 1). провести теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания педагогов ДОО в отечественной и зарубежной психологии; 2). выявить ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся; 3). разработать и реализовать психолого-педагогическую программу профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОО; 4). оценить эффективность разработанной психолого-педагогической программы профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОО; 5). разработать психолого-педагогические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОО.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что ведущие симптомы «эмоционального выгорания» у педагогов ДОО могут быть снижены при реализации специально разработанной программы профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Исследование было организовано на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77 «Земляничка» и МДОУ «Детский сад общеобразовательного вида №91 «Рoсинка» города Вологды. В исследовании приняли участие 50 педагогов дошкольных образовательных организаций. В качестве диагностического инструментария в исследовании была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [2].

Модель В.В. Бойкo, среди отечественных исследований феномена эмоционального выгорания, является более развёрнутой, так как он рассматривает этот феномен с позиции протекания основных фаз стресса с указанием на симптоматику и описывает характеристику каждой из фаз. Автор данной модели определяет эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций или понижения их энергетики в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Нами была проведена первичная диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов ДОО. На основе анализа результатов диагностики было выявлено следующее:

1. Фаза напряжения: у 27 исследуемых фаза не сформировалась, что составляет 54 %, 10 человек на стадии формирования, это составляет 20 % и у 13 человек данная фаза сформировалась, что составляет 26 % от общего числа исследуемых. Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома профессионального выгорания.

2. Фаза резистентности: у 9 человек фаза не сформировалась и составляет 18 % от общего числа исследуемых, 23 человека на стадии формирования, это составляет 46 % и у 18 воспитателей данная фаза сформировалась, что составляет 36 % от общего числа исследуемых. Избыточное эмоциональное истощение провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают педагогов, отстраненными, безразличными, эмоционально закрытыми. Любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у педагога чувство избыточного переутомления.

3. Фаза истощения: у 22 педагогов фаза не сформировалась, что составляет 44 %, 14 человек на стадии формирования, это составляет 28 % и у 14 воспитателей данная фаза сформировалась, и составляет 28 % от общего числа исследуемых. У педагогов ДОО отмечается психофизическое переутомление, опустошенность, нивелирование собственных профессиональных достижений, нарушение профессиональных коммуникаций, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитие психосоматических нарушений.

Таким образом, по результатам проведенного диагностического исследования выраженности «выгорания» среди педагогов дошкольного образования при помощи методики В.В. Бойко мы выявили долю испытуемых с высоким, средним и низким уровнем эмоционального выгорания: 13 (26 %) испытуемых отличаются высоким уровнем эмоционального выгорания, средний уровень эмоционального выгорания имеют – 17 (34 %) педагогов. Наибольшее количество воспитателей, а именно 20 (40 %) отличаются низким уровнем эмоционального выгорания.

Анализ процентного соотношения фаз синдрома эмоционального выгорания, показал, что доминирующей является фаза «резистенция», которая характеризуется устойчивостью и сопротивлением к нарастающему стрессу и стремлением к психологическому комфорту, через снижение давления внешних обстоятельств. Менее выраженными оказались фазы «напряжение» и «истощение».

Среди испытуемых распространенными доминирующими симптомами эмоционального выгорания в фазе «резистенция» являются «расширение сферы экономии эмоций», который проявляется в замкнутости, отчуждении, желании прекратить любые коммуникации; симптом «неадекватного выборочного эмоционального реагирования» является несомненным признаком «выгорания», когда педагог не улавливает разницу между экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагирование; «эмоционально-моральной дезориентация» – развитие безразличия в профессиональных отношениях; «редукция профессиональных обязанностей» – стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей. Данные результаты могут говорить о том, что у респондентов со сложившимися симптомами эмоциональное выгорание отражается взаимодействии с коллегами и на всей профессиональной деятельности.

В фазе «напряжения» наиболее выражен симптом «недовольство собой», который проявляется в результате неудач, а также в неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, педагог испытывает недовольство собой, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.

Фаза «истощения» характеризуется выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. В данной фазе наиболее выражен симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения», который проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Мысль о профессиональной деятельности или контактах вызывает плохое настроение, головные боли, чувство страха, бессонницу.

По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, «выгорание» – это не только проблема отдельно взятого человека, но и социального окружения в котором он работает [1].

Таким образом, нами была определена целевая группа педагогов, для которых внедрение практических мер профилактики эмоционального выгорания посредством специально разработанной программы будет, на наш взгляд, актуальным. Следующим этапом экспериментального исследования может стать экспериментальная проверка гипотезы об эффективности предполагаемой к реализации психолого-педагогической программы.

Только при комплексном подходе, который включает в себя три направления работы: организация деятельности; улучшение психологического климата в коллективе; работа с индивидуальными особенностями возможна наибольшая эффективность профилактики синдрома эмоционального выгорания.

 

Список использованной литературы

1. Бабич, О. И. Профилактика синдром эмоционального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. – Волгоград : Учитель, 2003. – 122 с.

2. Бойко, В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 2003. – 474 с.

 

Add comment


Security code
Refresh