VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК 376

Царева А.А.

магистр 2 курса, Казанского (Приволжского) Федерального Университета

г. Казань, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. У детей с ОНР III уровня наблюдается нарушение формирования пространственных и временных представлений. Это связано с тем, что данные представления у них формируются с задержкой и зачастую осваиваются частично. Статья содержит анализ характерных проблем в развитии пространственно-временных представлений у детей с ОНР III уровня и практические рекомендации для специалистов, работающих с данными детьми, с целью улучшения развития их пространственных и временных представлений.

Ключевые слова: пространственные представления, временные представления, недоразвитие речи, дошкольники.

Tsareva A.A.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SPATIAL AND TEMPORAL REPRESENTATIONS IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE III LEVEL

Abstract. In children with ONR III level, there is a violation of the formation of spatial and temporal representations. This is due to the fact that these representations are formed with a delay and are often partially mastered. The article contains an analysis of characteristic problems in the development of spatial-temporal representations in children with ONR III level and practical recommendations for specialists working with these children in order to improve the development of their spatial and temporal representations.

Keywords: spatial representations, temporal representations, speech underdevelopment, preschoolers.

Пространственные и временные представления являются важным компонентом развития ребенка в дошкольном возрасте.

Пространственные представления – это способность дошкольника воспринимать, понимать и использовать информацию о пространстве и его свойствах. Они включают в себя ориентацию в пространстве, определение расстояний и направлений, манипуляции с объектами в пространстве и т.д. В дошкольном возрасте дети начинают осваивать мир вокруг себя и учатся ориентироваться в пространстве. Дети начинают понимать такие слова как «вверх», «вниз», «слева», «справа», «близко», «далеко» и другие. Дошкольники также начинают учиться различать формы и размеры объектов.

Временные представления – это способность дошкольника понимать и описывать то, что происходит в разное время. Они включают в себя использование таких слов как «сейчас», «вчера», «завтра» и других, а также понимание, что время проходит и изменяется. По визуальным картинкам, календарям, часам, наблюдениям за природой и изменением времени суток, дошкольники учатся понимать, что происходит в разное время дня, недели, года.

Важно отметить, что развитие пространственных и временных представлений у дошкольников может быть неравномерным и особенно это проявляется среди дошкольников с недоразвитием речи.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня могут испытывать трудности с развитием пространственных и временных представлений из-за нарушений восприятия и понимания речи, а также ограниченной способности к абстрактному мышлению.

В отличие от дошкольников с нормальным развитием, у которых пространственные и временные представления начинают формироваться с раннего детства, у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня этот процесс может начаться с значительной задержкой или только частично осваиваться [1]. У дошкольников с ОНР III уровня часто имеются проблемы с пониманием понятий, связанных с временем (например, «сегодня», «завтра», «вчера») и пространством (например, «вверху», «внизу», «слева», «справа»).

Кроме того, дошкольники с ОНР III уровня могут иметь трудности с ориентацией в пространстве и пониманием пространственных отношений (например, «на», «под», «внутри», «снаружи»). Они часто испытывают трудности с выполнением заданий, связанных с пространственными и временными представлениями, такими как расположение объектов на картинке, последовательность действий или описание маршрута.

Согласно мнению многих педагогов и психологов, дети дошкольного возраста с ОНР III уровня часто не имеют достаточно сформированных пространственных знаний и терминов, что не дает им полноценно развивать пространственные отношения в самостоятельной и образовательной деятельности. У этих детей могут возникать трудности в ориентации в пространстве, определении понятий «право» и «лево», «верх» и «низ», а также в определении формы и размера объектов. Недостаточно развитые оптико-пространственные представления проявляются в трудностях с рисованием, конструированием и воспроизведением геометрических форм. Эти дети часто имеют проблемы с различением правой и левой стороны тела. В нормальном развитии дети начинают различать правую и левую сторону тела к 6 годам.

А.А. Коновалова заявляет, что у детей с ОНР III уровня наблюдается недостаточное развитие ориентировки во времени. Такие дети не знают или имеют нетвердое знание базовых временных единиц, таких как время года, месяцы и дни недели, а также не могут определить логический порядок этих единиц. Слабая ориентировка во времени является следствием трудностей в усвоении грамматики в школе, включая различение форм времени глагола и его совершенного и несовершенного вида. Дошкольникам трудно понимать время, поскольку оно не имеет наглядной формы, является текучим и невозвратным, и его восприятие зависит от субъективных факторов и имеет личностную окраску [3]. Необходимо помнить об этом при работе с детьми, страдающими от ОНР III уровня.

Согласно Е.В. Жулиной, дети дошкольного возраста с ОНР III уровня легче всего определяют ночь и утро, нежели вечер и день. Изначально они ориентируются на вневременные, качественные признаки, такие как порядок дня и изменяющиеся события. Они редко опираются на основные признаки времени, такие как светло или темно. Дети могут изучать названия дней недели по-разному [2]. Например, дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, которые посещают ДОО, часто называют воскресенье, субботу и понедельник. Эти дни имеют эмоциональную значимость для них: воскресенье и суббота – это дни отдыха с родителями, а понедельник – это день возвращения в детский сад, где они снова встречаются со своими друзьями, педагогами и игрушками.

Согласно Р.И. Лалаевой, дети дошкольного возраста с ОНР III уровня сталкиваются с трудностями в понимании и различении временных категорий. Например, они могут ошибочно включить «завтра» или «вчера» в термин «дни недели», а также перепутать времена года, не уверенно различая весну и осень. Кроме того, у них могут быть затруднения с восприятием больших временных промежутков. Необходимо помнить, что эти трудности могут быть преодолены через систематическое обучение и тренировку [4].

Дети с ОНР III уровня испытывают трудности в различении времени и продолжительности прошедших эпизодов. Согласно А.О. Цибизовой, старшие дошкольники используют конкретные временные характеристики и ориентации, чтобы лучше понимать время, например, «это произошло до зимы». Позже дети с ОНР III уровня начинают понимать будущее время. Однако, необходимо отметить, что для этих детей требуется дополнительное обучение и поддержка в этом процессе [6].

В своих исследованиях А.О. Цибизова отмечает, что в процессе дошкольного развития у детей постепенно размываются знания о будущем и термины, связанные с ним. Однако дети с ОНР III уровня могут испытывать сложности с ориентацией в далеком будущем. К концу дошкольного возраста дети начинают осознавать, что время не подчиняется их желаниям и не может быть изменено. Для развития адекватного понимания времени и его отношений необходимо использовать различные типы содержательной детской работы [6].

При изучении вопроса о влиянии различных факторов на развитие пространственно-временных представлений у детей с ОНР III уровня, а также о некоторых особенностях этого развития, становится ясно, что раннее выявление речевого нарушения и всех анализаторных систем, а также последующая систематическая работа по формированию пространственно-временных представлений позволяют создать условия для эффективной компенсации развития пространственных представлений у таких детей и достижения ими нормального уровня развития.

Для развития пространственных и временных представлений у детей с ОНР III уровня необходимо проводить специальные логопедические занятия и игры. Важно использовать конкретные наглядные временные примеры и образцы, чтобы помочь детям понять абстрактные понятия времени.

Одним из способов развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР III уровня является игра. Игры, такие как строительство сооружений из конструктора, помогают детям развивать представления о трехмерных объектах и их свойствах. Также игры, связанные с движением, такие как прятки или игры на улице, помогают детям развивать ориентацию в пространстве и понимание направлений.

Нейропсихологические игры могут быть полезны для развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР III уровня:

– игры с конструкторами. Лего, Мегаблокс помогают развивать пространственные представления, так как в процессе игр дети соединяют различные части и создают различные пространственные структурные объекты;

– игры с головоломками – такие как кубик-рубик, головоломки с магнитами и т.д. Эти игры помогают решать задачи, связанные с расположением объектов в пространстве;

– игры с матрешками-развивают понимание предлога «внутри», «в», а также понимание соотношения размеров;

– игры на открытом воздухе – такие как игры с мячом, игры с песком и т.д. Эти игры учат детей ориентироваться в окружающем пространстве и понимать расположение объектов.

Нейропсихологические игры могут быть полезны и в развитии представлений о времени у дошкольников с ОНР III уровня. В играх можно использовать различные методы, например, игры на запоминание последовательности событий, игры на определение времени суток, игры на сопоставление длительности событий и т.д. [5]. Такие игры помогут детям лучше понимать понятия времени и его измерения, а также развивать память, внимание и логическое мышление. Кроме того, нейропсихологические игры интересны и занимательны для детей, что способствует их мотивации к обучению. Однако, важно помнить, что игры должны быть подобраны с учетом возраста и уровня развития дошкольника с ОНР III уровня, чтобы они были интересны и эффективны.

Очень полезными для формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР III уровня на логопедических занятиях могут быть сказки. Например, сказка «Три поросенка» – это сказка о трех поросятах, которые строят дома из разных материалов, она может помочь детям понять различные формы и размеры объектов, а также научить их ориентироваться в пространстве. Сказка «Колобок» – о колобке, который путешествует и встречает различных животных, может помочь детям понять, что объекты могут иметь различные размеры и формы, и что они могут двигаться в разных направлениях. Сказка «Теремок» – сказка о животных, которые живут в теремке, может помочь детям понять, что объекты могут быть расположены друг над другом или рядом, и что они могут иметь различные размеры и формы. Эти сказки могут быть использованы как для чтения детям, так и для драматических игр.

Сказка «Репка» прекрасно подойдет для развития понимания что за чем располагается «Внучка за бабкой», «Бабка между дедом и внучкой». Данная сказка помогает детям разобраться в таких понятиях как: «между», «за», «спереди», сзади». А также подключить работу над возрастными понятиями, с чем у детей тоже возникают трудности: «Дедушка и бабушка старше внучки, а внучка младше дедушки и бабушки».

Сказки могут быть полезны для формирования представлений о времени у дошкольников с ОНР III уровня. Используя сказки, которые имеют явный хронологический порядок событий, например, «Три поросенка» или «Красная Шапочка», можно попросить детей рассказать, что произошло в начале, в середине и в конце сказки. Обсуждая время дня или недели, можно привести в пример сказку «Золушка», где она должна вернуться домой до полуночи и обсудить, что это значит и как это связано со временем суток. Рассказывая сказки о времени года, например, «Дюймовочка» или «Снегурочка», можно обсудить, как меняется природа в разное время года и как это связано со временем.

Список использованной литературы

1. Бочкина, Е. В. Особенности развития представлений о цикличности пространства и времени у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Бочкина // Психология и психотехника. – 2019. – № 1. – С. 89–99.

2. Жулина, Е. В. Нарушение лексики, отражающей временные представления дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Жулина, К. О. Хлебникова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61. – С. 103–106.

3. Коновалова, А. А. Сравнительное изучение особенностей развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормальных речевым развитием / А. А. Коновалова, О. Н. Гончарова-Тверская // Студенческие научные исследования : сб. статей VIII Междунар. науч.- практ. конф. – Пенза : Наука и Просвещение, 2021. – С. 105–109.

4. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Питер, 2009. – 160 с.

5. Праведникова, И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения / И. И. Праведникова. – М. : АЙРИС-ПРЕСС, 2018. – 112 с.

6. Цибизова, А. О. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня / А. О. Цибизова, В. Н. Зиновьева // Вопросы педагогики. – 2021. – № 4. – С. 318–322.

 

Add comment


Security code
Refresh