VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК 378

 

Черников В.А.

доцент кафедры социальной педагогики, канд. пед. наук

г. Волгоград, Российская Федерация

Черникова Е.А.

старший преподаватель кафедры социальной педагогики, канд. пед. наук

г. Волгоград, Российская Федерация

 

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Представлен опыт успешной апробации Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом методики подготовки студентов к вожатской деятельности в инклюзивном образовании в сетевом формате. Приведены этапы подготовки студентов к вожатской деятельности в инклюзивном образовании в рамках сетевого научно-образовательного проекта. Особое внимание уделяется описанию требований к вожатым инклюзивных смен, которые учитывались при отборе содержания, методов и форм работы на каждом этапе подготовки.

Ключевые слова: вожатская деятельность, инклюзивное образование, сетевой научный образовательный проект, смешанное обучение.

Chernikov V.A., Chernikova Е.А.

PREPARATION OF STUDENTS FOR COUNSELOR ACTIVITIES IN INCLUSIVE EDUCATION

Abstract. The experience of successful testing by the Volgograd State Social Pedagogical University of methods for preparing students for leader activities in inclusive education in a network format is presented. The stages of preparing students for leader activities in inclusive education within the framework of a network scientific and educational project are given. Particular attention is paid to describing the special requirements for inclusive shift leaders, which were taken into account when selecting the content, methods and forms of work at each stage of training.

Keywords: leader activities, inclusive education, network scientific educational project, blended learning.

Сегодня в России статус инклюзивного образования как социальной и образовательной политики страны закреплен законодательством. Но если инклюзия в рамках дошкольного и общего образования является широко обсуждаемой и разрабатываемой проблемой (утверждены федеральные адаптированные программы дошкольного, начального и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), то инклюзивные технологии в сфере детского отдыха является еще педагогической инновацией. Вместе с тем, Федеральный закон от 04.08.2023 № 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» ставит задачи обеспечения равного доступа к отдыху и оздоровлению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья совместно и наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья, в том числе посредством ежегодного установления квоты для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в государственных и муниципальных организациях отдыха и оздоровления. Это означает, что как по России в целом, так и в Волгоградском регионе значительно увеличится число инклюзивных смен в загородных, школьных лагерях, детских центрах, что обострит проблему нехватки компетентных специалистов для осуществления вожатской деятельности по сопровождению процессов инклюзии в условиях лагеря, интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормотипичных сверстников, организации их продуктивного взаимодействия, а также обеспечению доступности участия особенных детей в мероприятиях инклюзивной смены.

В настоящее время в значительной мере являются разработанными научно-методологические подходы к профессиональной подготовке педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов к реализации инклюзии в условиях образовательных учреждений (А.Н. Гамаюнова, Т.Г. Зубарева, О.А. Козырева, Е.А. Лапп, И.А. Руднева, С.И. Сабельникова, Е.М. Сафронова, И.Н. Хафизуллина, Е.П. Хвастунова, Е.В. Шипилова и др.), тогда как научно-методические основы процесса подготовки указанных специалистов для осуществления вожатской деятельности в условиях инклюзивной лагерной смены представляются мало разработанными. Таким образом, актуальность проблемы исследования подтверждается потребностями науки и практики современного образования в компетентных специалистах, осуществляющих образовательный и воспитательный процесс в условиях инклюзивной смены.

Основываясь на положениях синергетического подхода к обучению, который подразумевает включение обучающегося в сеть [4], а также учитывая результаты исследований опыта сетевого смешанного обучения в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (А.М. Коротков, Д.В. Земляков, О.А. Карпушова), нами был разработан и апробирован сетевой научно-образовательный проект по подготовке студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика») и «Специальное (дефектологическое) образование» (профили «Сурдопедагогика», «Логопедия» и «Дошкольная дефектология»), к вожатской деятельности в инклюзивных сменах организаций отдыха и оздоровления.

Вслед за А.М. Коротковым, под сетевым научно-образовательным проектом (СНОП) мы понимаем организованную, направленную на создание конкретного продукта, совместно-распределенную деятельность субъектов дидактической системы в цифровой образовательной среде. Организация СНОП осуществляется с использованием модели «перевернутого класса» в сетевом формате, в рамках которой участники взаимодействия на каждом этапе проекта сначала самостоятельно, автономно, в условиях онлайн-сопровождения выполняют действия по планированию и реализации проекта и готовятся к обсуждению и планированию дальнейших шагов с руководителем проекта и другими участниками [2]. Исходя из этого, подготовка студентов к вожатской деятельности в инклюзивном образовании в рамках нашего СНОП включала три этапа.

На первом этапе нами было разработано содержание обучения будущих вожатых инклюзивных смен и представлено в формате онлайн-курса. При отборе содержания обучения мы ориентировались на особые требования к вожатым, которые приобретают актуальность в инклюзивных сменах. Во-первых – следование принципам инклюзии:

  • учет индивидуальных ограничений и возможностей участников. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья участвует в мероприятиях в меру своих способностей и с учетом своего потенциала. Отметим, что практически все мероприятия можно адаптировать для инклюзивной смены. Например, интеллектуальная игра в рамках инклюзии может проводиться в формате «да/нет» или «верю/не верю». При таком условии даже ребенок с нарушением интеллекта, не зная точного ответа, может предположить правильный вариант, обосновав его в рамках своей осведомленности [1];
  • наделение каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья ролью в коллективной творческой деятельности. Если есть объективные ограничения участия ребенка в каких-либо мероприятиях, то необходимо, чтобы он принимал участие в них на этапе планирования и принятия решений;
  • сочетание развивающего отдыха и реабилитации предполагает, что программа инклюзивной смены не должна противоречить заключению психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида.

Для вожатого инклюзивной смены важны позитивное отношение к особенным детям, к их возможностям, а также готовность работать с ними. Наличие дефектологических компетенций выступает несомненным преимуществом для вожатого инклюзивной смены. Он должен владеть основными приемами общения с особенными детьми, способами организации продуктивной, трудовой, игровой и учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из вышеперечисленных требований к вожатому инклюзивной смены, нами было разработано содержание онлайн-курса, которое охватывает различные вопросы подготовки инклюзивной смены в образовательной организации: особенности разработки программы инклюзивной смены и обеспечение условий ее реализации в образовательной организации, готовность детей и родителей к инклюзивной смене и мероприятия по ее формированию; а также психолого-педагогические основы вожатской деятельности в инклюзивном образовании: особенности работы вожатого по адаптации детей к лагерю, организации взаимодействия воспитанников отряда, индивидуализации оздоровительно-образовательного процесса в условиях инклюзивной смены.

Обучение на онлайн-курсе предполагает совмещение онлайн и очного обучения. Идеи личностно-ориентированного подхода легли в основу процесса отбора методов (обучение в сотрудничестве, игровые и рефлексивные методы, педагогическая поддержка, методы создания ситуации выбора и успеха), а также форм работы (совместная учебно-познавательная деятельность в паре, в группе, совместная оценка результатов работы) со студентами [3]. Так, в рамках онлайн-занятия студенты самостоятельно осваивают содержание темы, выбирая время, место и темп освоения материала, а также обсуждают его с сокурсниками в онлайн-формате, проверяют свои знания с помощью автоматизированного самоконтроля в виде кейсов с комментариями авторов курса. Для усиления практической составляющей онлайн-занятий в некоторые из них были включены диалоговые тренажеры — интерактивные упражнения, которые имитируют беседу и помогают создавать разные сценарии коммуникации (например, между вожатым и воспитанниками инклюзивного отряда). Использование в подобных обучающих симуляторах локаций, соответствующих реальной деятельности вожатого, и персонажей, от имени которых ведется диалог, возможность изменения их настроения в зависимости от выбранных обучающимся действий в той или иной ситуации делают обучающий контент реалистичнее. Обучающимся предлагается выбрать одну из стратегий поведения в ситуации. Диалоговый тренажер предполагает обратную связь, т.е. после выбора стратегии студенту сообщается о том, была ли она правильной или нет, а также предлагается развернутый комментарий и возможность повторного ответа. Игровые технологии используются также на очных встречах, где студенты могут отработать некоторые навыки в области вожатской деятельности на основе знаний, полученных при прохождении онлайн-занятия, обменяться с сокурсниками жизненным опытом, эмоциями и впечатлениями.

Онлайн-курс встроен в модель практической подготовки студентов в цифровой образовательной среде, поэтому органичным продолжением обучения с использованием онлайн-курса на втором этапе является сетевая практическая подготовка, в ходе которой студенты – будущие вожатые – разрабатывают образовательный продукт сначала индивидуально, а затем совместно с использованием облачных сервисов. После экспертизы со стороны профессорско-преподавательского состава, а также специалистов-практиков инклюзивного образования верифицированный продукт проходит апробацию в условиях реальной вожатской деятельности в инклюзивной лагерной смене.

Заключительным этапом подготовки вожатых к работе в инклюзивных лагерных сменах выступают инструктивно-методические сборы, на которых осуществляется практическая отработка полученных ранее знаний и умений в условиях, максимально приближенных к среде детского лагеря.

СНОП по подготовке студентов к вожатской деятельности в инклюзивном образовании прошел апробацию в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете в 2022-2023 учебном году. Подготовку в рамках проекта прошли 99 студентов, успешно прошедших педагогическую практику в качестве вожатых в инклюзивных сменах детских лагерей Волгоградской области и Краснодарского края.

Таким образом, использование СНОП решает проблему интеграции различных субъектов образовательного процесса (вуза, школы, колледжей, организаций отдыха и оздоровления и др.) в теоретической и профессионально-практической подготовке указанных специалистов к вожатской деятельности в инклюзивном образовании и обеспечивает единый стандарт качества работы данных категорий специалистов. Это достигается за счет преимуществ сетевого взаимодействия: нивелирования проблемы территориальной разрозненности, фокусирования педагогов на развитие необходимых компетенций, доступности единого содержания контента, привлечения к обучению неограниченного количества специалистов, в том числе экспертов по вопросам работы с различными нозологическими группами в условиях лагерных смен, возможности формирования профессиональных объединений для совместного решения конкретных образовательных задач и др.

Список использованной литературы

1. Инклюзивная смена в лагере. Понятно. Возможно. Реально : научно-практ. пособие / А. М. Вавилов, М. В. Вязовкина, М. О. Генделева [и др.]. – М. : Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2020. – 422 с.

2. Коротков, А. М. Опыт реализации методики подготовки педагогов к сетевой совместно-распределенной деятельности (на примере сетевых научно-образовательных проектов ВГСПУ) / А. М. Коротков, Д. В. Земляков, О. А. Карпушова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 9(172). – С. 18–25.

3. Сериков, В. В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность / В. В. Сериков // Педагогика. – 2007. – № 10. – С. 3–12.

4. Downes, S. Learning Networks and Connective Knowledge / S. Downes. – Canada, Ottawa : National Research Council, 2010. – 26 p.

 

Add comment


Security code
Refresh