VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

УДК: 378

Йулдошев У.Ж.

доцент кафедры педагогики Кокандского государственного педагогического института

г. Коканд, Республика Узбекистан

 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы инклюзивного обучения, образования и социальной защиты детей с особыми потребностями и правовые основы инклюзивного обучения в Узбекистане.

Ключевые слово: Обучение, инклюзивное обучение, социальная зашита, качества инклюзивного образования

 

U.Zh.Yuldoshev 

INCLUSIVE EDUCATION IN UZBEKISTAN

 

Abstract. This article examines the issues of inclusive education, education and social protection of children with special needs and the legal basis for inclusive education in Uzbekistan.

Keyword: Training, inclusive education, social protection, qualities of inclusive education.

Инклюзивное обучение нацелено на предоставление качественного образования всем детям, независимо от их способностей и положения. Нам известно, что принцип инклюзивности также предполагает, что дети с ограниченными возможностями должны жить в семьях и учиться с ровесниками в обычной школе для того, чтобы получить положительное эмоциональное и социальное развитие. Инклюзивная система обучения гарантирует, что ребенок в инвалидном кресле может заниматься в любой ближайшей школе, имеющий трудности в постижении знаний получит специальную помощь, чтобы научиться читать и писать, а ребенку, который перестал посещать школу, будет оказана помощь в возвращении в школу.

Будущее нашей страны – одним из приоритетов государственной политики является создание всех условий и возможностей для воспитания подрастающего поколения. Важным направлением является образование и социальная защита детей с особыми потребностями. Воспитание, социализация и интеграция детей с особенностями развития в общеобразовательных или специализированных образовательных учреждениях в общественную жизнь является предметом постоянной государственной заботы. Ряд законов нашего государства предусматривают меры по оказанию социальной поддержки детям, нуждающимся в особой помощи, воспитании, в том, чтобы быть в числе здоровых детей, проявить свои способности и потенциал, обрести духовную зрелость. В частности, в целях создания правовой базы для внедрения инклюзивного образования исходя из требований сегодняшнего дня в новую редакцию Закона Республики Узбекистан «Об образовании» введено понятие инклюзивного образования.

В целях развития инклюзивного образования в Узбекистане, совершенствования системы образования детей с особыми образовательными потребностями и повышения качества предоставляемых им образовательных услуг Президент Республики Узбекистан принял постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образование для детей с особыми образовательными потребностями».

Постановлением утверждены Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования на 2020-2025 годы и дорожная карта по реализации Концепции развития инклюзивного образования в системе народного образования на 2020-2025 годы. В соответствии с документом, в порядке эксперимента в 2021/2022 учебном году:

— Внедрена система инклюзивного образования в одной из общеобразовательных школ городов, а также районов Ташкента;

— Открылся начальные базовые коррекционные классы для детей с особыми образовательными потребностями в одной из общеобразовательных школ Республики Каракалпакстан, областей и Ташкента;

— Создано специализированные группы в одной из профессиональных школ Кашкадарьинской, Ферганской и Хорезмской областей для выпускников 9-х классов специализированных образовательных учреждений и детей с особыми образовательными потребностями.

Помимо этого, с 2021/2022 учебного года предусмотрена организация:

— Обязательного общего среднего образования в специализированных образовательных учреждениях продолжительностью 11 лет (во (вспомогательных) школах и школах-интернатах для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии – 9 лет);

— Курсов для профессионального обучения учащихся 10-11 классов (во (вспомогательных) школах и школах-интернатах для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии – 8-9 классов) специализированных образовательных учреждений, а также выдача сертификатов выпускникам.

С 1 января 2021 года руководящим работникам специализированных образовательных учреждений будет выплачиваться ежемесячная надбавка за особые условия труда в размере 100% от базовой тарифной ставки.

Также создана «Лаборатория инклюзивного образования» при Республиканском центре профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся. В задачи данной лаборатории входит создание в общеобразовательных школах условий для инклюзивного образования, разработка критериев определения качества и эффективности инклюзивного образования, а также осуществление контроля за их выполнением.  В Республике Фонд поддержки социальных инициатив (далее – ФОПСИ) с 2007 г. реализует проект «Инклюзивное образование в Узбекистане». Основная цель проекта – создание равных возможностей в получении образования для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Проект «Инклюзивное образование в Узбекистане» направлен на продвижение модели непрерывного инклюзивного образования в республике путем поэтапного внедрения в систему начального, среднего, среднего специального и высшего образования, а также на создание условий для повышения качества инклюзивного образования. В рамках этого проекта разработана концепция «Национальная модель инклюзивного образования», которая внедряется в систему дошкольного и школьного образования путем создания смешанных групп и классов на базе пилотных детских садов и школ в г. Термезе, Карши, Навои, Самарканде, Джизаке, Гулистане, Ташкенте, Андижане, Фергане, Коканде, Ургенче и Нукусе. Особенность национальной модели инклюзивного образования заключается в том, что оно строится с учетом отечественного и зарубежного опыта.

По данным ФОПСИ, в настоящее время в пилотных детских садах, школах, лицеях и колледжах этих городов в смешанных группах и классах обучается и воспитывается свыше 600 детей. В Узбекистане практика инклюзивного образования корнями уходит в глубь веков. Известно, что великий ученый средневековья аль-Бухари имел ослабленное зрение, однако получил образование в медресе. А что такое инклюзивное образование? Это условия, в которых дети, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях, будь они с ограниченными возможностями, либо оставшиеся без семейного воспитания, могут получить образование в тех же условиях, что и остальные дети. Сегодня в Республике практически все воспитанники детских домов «Мехрибонлик» обучаются в общеобразовательных школах. Дети с ограниченными возможностями имеют право выбора между общеобразовательной и специализированной школами. Узбекский опыт развития образования и отличается от многих зарубежных, в которых предпринимались попытки перевести всех детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения.

Одной из основных задач, которая стоит перед государством, – дальнейшее развитие инклюзивного образования, укрепление материально-технической базы его учреждений. Конкретным примером этой работы является реализация проекта по развитию образования для лиц с ограниченными возможностями, который финансируется за счет кредита Азиатского банка развития. Кроме того, в настоящее время подготовлены и находятся на утверждении государственные программы по укреплению материально технической базы детских домов «Мехрибонлик» и специализированных школ-интернатов. Приоритетным направлением деятельности организаторов форума, в числе которых Министерство народного образования, Фонд «Сен елгиз эмассан», Республиканский центр социальной адаптации детей, является дальнейшее формирование положительного общественного мнения об инклюзивном образовании. Задача педагога в инклюзивном образовании – давать знания детям с ограниченными возможностями здоровья наравне с их здоровыми сверстниками и в то же время находить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его потребностей и способностей.

Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, включая детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование обеспечивает равное отношение ко всем детям, но создаёт условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Таким образом, главная функция инклюзивного образования – успешная адаптация ребёнка с ограниченными физическими или умственными возможностями к взрослой жизни и отсутствие дискриминации со стороны окружающих.

 

Список использованной литературы

 

1. Гюнваль Ч. От «Школы для многих» к «Школе для всех» // Дефектология. – 2006. – № 2. – С. 73–78.

2. Дементьева Н. Ф., Багаева Г. Н., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М.: Изд-во Ин-та социальной работы, 1997. – 213 с.

 3. Муминова Л. Логопедик текшириш ва ўқитиш. – Т.: Ўқитувчи, 1993. URL: http://www.sisf.uz/

4. Муминова Л. Ўзбекистон Республикасида инклюзив таълим концепцияси. Ривожланишида нуқсони бор болалар нутқини логопедик кўрикдан ўтказиш методикаси. – Т., 2009.

 

Add comment


Security code
Refresh