VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

Валькова Н.Ю.

Доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем», доктор биол.наук

, г. Архангельск, РФ

Комаровская Е.В.

доцент кафедры педагогики и психологии, канд. биол.наук,

г. Северодвинск, РФ.

 

КОММУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ: СВОЕОБРАЗИЕ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья отражает особенности уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Сравнительная характеристика нами рассмотрена сквозь призму информационно-коммуникативного, интерактивного и перцептивного компонентов коммуникативных умений, определенных Б.Ф. Ломовым в рамках парадигмы «Познание-общение». Выборка эксперимента составила 40 старших дошкольников.

Ключевые слова: коммуникативные умения, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст

Valkova N.Y.

Komarovskaya E.V.

 

COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF SPEECH DISORDERS: THE UNIQUENESS OF PRESCHOOLERS' SKILLS

Abstract. The article is devoted to the problem of the development of communicative skills in older preschool children in two groups: children with speech disorders (third-level ONR) and their peers with a normal level of speech development. We have considered the comparative characteristics through the prism of information and communication, interactive and perceptual components of communication skills defined by B.F. Lomov. The sample of the experiment consisted of 40 senior

Key words: communicative skills, general speech underdevelopment, senior preschool age

 

Федеральная образовательная программа дошкольного образования в РФ определяет социально-коммуникативное развитие детей как первоочередную задачу в детском возрасте. Не вызывает сомнения важность вербального и невербального общения для развития коммуникации. При этом современные психолого-педагогические публикации констатируют рост количества дошкольников с речевой патологией и утяжеление степени нарушения речевого развития. Очевидно, что нарушения развития речи неблагоприятно влияют на формирование коммуникативных умений (Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, Е.В. Куфтяк, Л.Г. Соловьева, Г.В. Чиркина и другие) [3;4;5].

Для детей с общим недоразвитием речи характерно искаженное звукопроизношение, ограниченный активный словарь, сложности в оформлении связного речевого высказывания, неправильное употребление некоторых слов (Р.Е. Левина, Е.Л. Мастюкова, Г.В. Чиркина и др.). Общение таких детей со взрослыми и сверстниками характеризуется ограниченным и кратковременным речевым контактом, трудностями установления контакта и сотрудничества. Из-за страха неспособности выразить свою мысль, показаться смешным дети становятся замкнутыми, часто испытывают трудности в дифференциации эмоциональных состояний, как своих, так и других людей, тревожными и безынициативными. Нарушение развития речи влечет за собой своеобразное становление личности (отклонение в развитии самосознания и самооценки, в формировании произвольного поведения и самоконтроля) [3;4].

Многомерный подход позволяет понять, что различия в определении и классификации коммуникативных умений зависят как от предметной области, так и от методологических основ научной позиции (А.Г. Асмолов, А.Н. Веракса С.В. Конченко, А.В. Мудрик, Е.В. Сидоренко и др.) [1;2;6]. В нашей работе мы опираемся на парадигму «Познание–общение» Б.Ф. Ломова, согласно которой общение является формой субъектного взаимодействия, осуществляемого посредством таких коммуникативных умений, как умение выразить свою мысль, просьбу; внимательно слушать собеседника (информационно-коммуникативные); умение взаимодействовать с партнером в ходе деятельности и готовность к взаимодействию (интерактивные); понимание эмоционального состояния другого человека (перцептивные). Когнитивно-коммуникативный подход обеспечивает системный взгляд на общение [1; 6]. До настоящего времени в научно-практических публикациях недостаточно представлены работы, посвященные системному изучению особенностей коммуникативных умений детей с речевыми нарушениями.

В настоящей статье обсуждаются результаты изучения информационно-коммуникативных, интерактивных, перцептивных компонентов коммуникативных умений старших дошкольников. Выборка составила 40 человек: 20 детей с ОНР третьего уровня и 20 детей с нормальным речевым развитием. Оценка уровня сформированности коммуникативных умений проведена с учетом возрастных нормативов. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы: сотрудничество, определенный уровень развития эмоциональной сферы и речевого развития.

Сотрудничество раскрывается через желание и умение взаимодействовать, умение договариваться и уступать друг другу, уважать мнение товарища. Одной из форм сотрудничества является сюжетно-ролевая игра. Этот вид деятельности реализуется и раскрывается через способность к согласованным действиям с учётом позиции другого, через отражение отношений между людьми и подчинение определённым правилам, принятым в обществе.

Соответствующий возрасту уровень развития эмоциональной сферы выражается в понимании эмоционального состояния другого человека, проявлении сопереживания и сочувствия, в способности регулировать свои желания, соотнося их с общепринятыми нормами.

Нормальное речевое развитие у старших дошкольников характеризуется такими показателями, как овладение монологом и диалогом, развёрнутость, последовательность, логичность, эмоциональная окрашенность речи, развитие понимания речи и инструкций взрослого, умение выразить свою мысль, просьбу и донести вербальную информацию до собеседника.

Подбор методик для изучения информационно-коммуникативного, интерактивного и перцептивного компонентов коммуникативных умений соответствовал принципам комплексности и разносторонности согласно концепции деятельностного подхода. С учетом возрастных особенностей все подобранные методики соответствовали возможностям детей 5-7 лет. Со всеми детьми был установлен эмоциональный контакт и доброжелательные отношения. Детям с речевой патологией задания преподносились в доступной форме (простые формулировки предложений, выдерживание пауз, использование наглядного примера, применение интонационной выразительности речи).

Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) позволила определить уровень сформированности умений взаимодействовать с партнером в ходе деятельности и готовность к взаимодействию (умение договариваться и убеждать, приходить к общему решению, продуктивность совместной деятельности), т.е. оценить интерактивный компонент коммуникативных умений у старших дошкольников.

Высокий уровень умения взаимодействовать с партнером в ходе деятельности характеризовался тем, что в каждой паре выделился ведущий, ребята смогли прийти к общему решению, узоры на рукавичках одинаковы или весьма похожи, некоторые дети оказывали помощь своему напарнику.

Средний уровень умения взаимодействовать с партнером в ходе деятельности определялся в тех случаях, когда дети смогли договориться, однако, в процессе выполнения задания отошли от выбранной темы и добавили дополнительные элементы, узоры на рукавичках имели частичное сходство, дети оказывали помощь друг другу по просьбе взрослого

Низкий уровень умения взаимодействовать с партнером в ходе деятельности был констатирован тогда, когда дети не пытались договориться между собой, не обсуждали варианты узоров; некоторые из них были увлечены процессом, старательно вырисовывая узоры и сопровождая свои действия словами, другие быстро закончили и начинали ходить по кабинету, громко разговаривать; в узорах практически не было сходства.

Методика проводилось в игровой форме.

В нашем исследовании 20% детей с ОНР имели высокий уровень умения взаимодействовать с партнером, 20% средний и 60% - низкий. Среди детей с нормальным речевым развитием у 60% выявлен высокий уровень умения взаимодействовать с партнером, у 10% средний и у 30% - низкий.

Следует отметить, что и дети с ОНР и дети с нормальным речевым развитием неоднозначно откликались на просьбу о помощи: кто-то не обращал внимания и продолжал рисовать, кто-то жалел и оказывал поддержку, кто-то просил помощи у взрослого, не обращаясь к напарнику. Эти данные были так же учтены нами при интерпретации результатов, полученных в ходе диагностики.

Уровень сформированности перцептивного компонента коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста оценивался с применением методики «Незаконченный рассказ» (Г.А Урунтаева, Ю.А. Афонькина).  Методика «Незаконченный рассказ» была реализована, как интервью на телевидении.

Высокий уровень понимания эмоционального состояния другого человека характеризуется тем, что дети различают эмоциональное состояние других людей, предпочитают оказывать помощь по собственному желанию, доброжелательно относятся к сверстникам, радуются за товарищей, проявляют сочувствие. Средний уровень понимания эмоционального состояния другого человека определяется тем, что дети различают эмоциональное состояние другого человека в зависимости от ситуации, если это им выгодно, иногда готовы оказать помощь, к сверстникам относятся неоднозначно, могут проявлять жадность. Дети с низким уровнем понимания эмоционального состояния другого человека не обращают внимание на эмоциональное состояние окружающих, их заботят только свои интересы, они не проявляют заботу по отношению к другим людям, могут недоброжелательно отнестись к сверстникам, не переживают за других, проявляют чувство жадности.

В нашем исследовании 30% детей с ОНР имели высокий уровень понимания эмоционального состояния другого человека, 50% средний и 20% - низкий. Среди детей с нормальным речевым развитием у 60% выявлен высокий уровень понимания эмоционального состояния другого человека, у 35% средний и у 5% - низкий.

Уровень сформированности информационно-коммуникативного компонента коммуникативных умений определялся в ходе наблюдения за совместной игровой деятельностью детей (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

В нашем исследовании были выявлены следующие особенности взаимодействия детей друг с другом (умение побуждать к совместной деятельности, умение выразить свою мысль и просьбу, налаживание контактов со сверстниками). Средний уровень инициативности показали 40% детей с ОНР: они часто проявляют инициативу, могут договориться в ходе совместной игры и могут предложить свои варианты, однако не всегда бывают настойчивыми, и иногда не отвечают на предложения сверстников. Низкий уровень инициативности показали 60% детей с ОНР: эти дети очень редко реагируют на инициативу сверстников, не проявляют активность, предпочитают индивидуальную игру, иногда поддерживают взаимодействие в парах, однако быстро выходят из заданной роли; склонны к обидчивости, редко поддерживают разговор, отделываясь короткими, стандартными фразами; предпочитают игру в уединенном пространстве группы). Положительный эмоциональный фон отмечен у 40% детей с ОНР: эти дети позитивно относятся к общению, поддерживая контакт с другими ребятами; их положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстникам сбалансированы и не препятствуют налаживанию взаимоотношений друг с другом). Среди детей с нормальным речевым развитием высокий уровень инициативности составил 15%; средний уровень инициативности – 75%; низкий уровень инициативности – 10%; и положительный эмоциональный фон отмечен у 90% дошкольников с нормальным речевым развитием.

Полученные в нашем исследовании рультаты свидетельствуют о том, что и среди детей с ОНР, и среди детей с нормальным речевым развитием встречаются дети как с высоким, так и со средним и с низким уровнем сформированности компонентов коммуникативных умений. Все дети проявляли чувства сопереживания в отношении животных, отсутствие негативного эмоционального настроя по отношению к сверстникам, показали наличие сюжетно-ролевой игры как формы сотрудничества и, в некоторых случаях, нежелание оказать помощь своему напарнику.

Особенностями старших дошкольников с ОНР являются меньшая сформированность всех изученных нами компонентов коммуникативных умений:

  • интерактивного (готовность к взаимодействию, умение сотрудничать со сверстниками и планировать совместную деятельность, умение договариваться и слышать другого)
  • перцептивного (понимание эмоционального состояния другого человека, сформированности представлений о сущности общения, уровня восприятия межличностных отношений и способности к выделению личностных характеристик партнёра)
  • информационно-коммуникативного (сформированность умения выразить свое мнение и намерение, доказать свою точку зрения, умения вести за собой, проявляя инициативу, и активно отвечать на предложения сверстников)
  • игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) у старших дошкольников с нарушением речи - второй уровень развития (по Д.Б. Эльконину), а у их сверстников без речевой патологии - третий
  • речи (однообразие и односложность ответов; узкий активный словарь; употребление только хорошо знакомых слов: можно – нельзя, хорошо – плохо, красиво - некрасиво; трудности в поддержании диалога; отсутствие эмоционального окраса речи).

Представленные данные могут быть использованы специалистами дошкольного образовательного учреждения при разработке и реализации коррекционной программы, направленной на успешное формирование коммуникативных умений для благоприятной социализации детей с задержкой речевого развития.

Список использованной литературы

1. Ананьева, К.И., Носуленкова ,В.Н.  Когнитивно-коммуникативная парадигма Б.Ф. Ломова Электронный ресурс] /К.И. Ананьева, В.Н. Носуленкова // Психологический журнал. – 2017. – Том 38, – № 6. С. 17–29.

2. Веракса, А Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: Сборник научных трудов. Выпуск 4. Часть II / Под ред. М. Ю. Кондратьева. – М.: МГППУ, 2006. – С. 4 – 19. – URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=73547.

3. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонения в развитии: диагностика и коррекция: монография /Под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевой. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – С.6-44.

4. Кузьменкова, Н.Ю. Своеобразие коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Н.Ю. Кузьменкова // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 2. - С. 154-158.

5. Куфтяк Е.В., Одинцова М.С. Изучение коммуникативных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] /Е.В. Куфтяк., М.С. Одинцова //Клиническая и специальная психология. – 2018. – Том 7. – № 2. C. 70–82. doi: 10.17759/psyclin.2018070205

6. Ломов, Б. Ф. Проблема общения в психологии /Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов Составитель В.В. Мироненко Под редакцией профессора А.В. Петровского – М., 1987. – с. 108-117.

 

Add comment


Security code
Refresh