VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

Метечко Е.В.,

магистр, учитель-дефектолог УО «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Гродно»,

Николаев Ю.А.,

педагог-психолог УО «Государственный центр

коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Гродно»

СЕНСОРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье описаны психологические и сенсорные особенности учащихся младшего школьного возраста и возможные нарушения поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности,  направления междисциплинарной коррекционно-педагогической работы по исправлению и компенсации девиантного поведения.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперкативности, сенсорная интеграция, сенсорный профиль, нарушения поведения.

MetechkoE.V., NikolaevY. A.

SENSORY AND PSYCHOLOGICAL PROFILE OF STUDENTS OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH BEHAVIORAL DISORDERS

Abstract. The article describes psychological and sensory features of primary school age students and possible behavioral disorders of children with attention deficit hyperactivity disorder, directions of interdisciplinary correction and pedagogical work to correct and compensate for deviant behavior.

Keywords: Attention deficit hyperactivity disorder, sensory integration, sensory profile, behavior disorders.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств современности, приводящее к нарушению поведения, сложностям построения коммуникации с окружающими, трудностям в обучении, и, как следствие, снижению самооценки.

Мы рассматриваем СДВГ как медико-социальную проблему, затрагивающую вопросы неврологического, психологического и педагогического профиля.

Основными признаками данного нарушения являются повышенная отвлекаемость, невнимательность, плохая память, трудности самоорганизации, рассеянность, излишняя импульсивность и подвижность.

В DSM-5 (пятое издание диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам) выделяется 3 основных типа расстройства дефицита внимания и гиперактивности, в зависимости от которых разнятся и симптомокомплексы, и сенсорный профиль ребёнка, и нарушения поведения.

Различают три формы СДВГ:

– гиперактивный или импульсивный тип, который характеризуется непроизвольным желанием постоянно двигаться, при этом ребенок не в состоянии сосредотачиваться на чём – либо;

– тип с преобладанием дефицита внимания, что выражается в невозможности сконцентрироваться на определенном действии (чтении, письме, игре); дети с такой формой синдрома дефицита внимания моментально отвлекаются на малейшие раздражители;

– комбинированный или смешанный тип СДВГ, при котором у ребенка одинаково или с небольшим преобладанием наблюдаются признаки дефицита внимания и гиперактивности.

Чаще всего встречается комбинированная форма патологии, самый редкий вариант – импульсивный тип.

Дети с СДВГ обладают психоневрологическими особенностями, которые отличают их от сверстников, что необходимо учитывать при организации воспитательного и образовательного процесса. 

1. Когнитивные особенности:

– проблемы с планированием и организацией: дети могут испытывать трудности с выполнением заданий и организацией своего времени, что в конечном итоге приводит к неэффективному обучению и снижению успеваемости;

– способности к обучению: у детей с СДВГ могут быть задействованы разные когнитивные стили, что приводит к трудностям в обучении. Они часто не могут сфокусироваться на заданиях, что затрудняет усвоение материала.

2. Эмоциональные особенности:

– чувствительность к эмоциям: дети с СДВГ могут быть более чувствительными к негативной обратной связи, что увеличивает риск эмоциональных срывов и агрессивного поведения;

– низкий уровень самоконтроля: импульсивность, присущая детям с СДВГ, затрудняет контроль над импульсами и часто приводит к нежелательному поведению.

3. Социальные особенности:

– трудности в общении: дети с СДВГ могут испытывать сложности в социальной адаптации. Они часто неправильно интерпретируют социальные сигналы, что может приводить к конфликтам и проблемам в установлении дружеских отношений.

Поведение детей с СДВГ часто трактуется как девиантное, так как они могут нарушать социальные нормы и правила. Понимание причин такого поведения является ключом к его профилактике и коррекции.

Генетические факторы. Исследования показывают, что наследственность играет важную роль в предрасположенности к СДВГ. Если один из родителей страдает этим расстройством, вероятность его развития у ребенка значительно возрастает. Генетические исследования указывают на влияние определённых генов, связанных с дофамином, который непосредственно связан с механизмами внимания и регуляции поведения.

Неврологические аспекты. Неврологические исследования показывают, что у детей с СДВГ наблюдаются структурные и функциональные изменения в головном мозге. Например, уменьшение объема структур, отвечающих за внимание и саморегуляцию, таких как префронтальная кора и базальные ганглии. Эти изменения могут оказать влияние на способность контролировать импульсивные действия и поддерживать концентрацию внимания.

Экологические факторы, такие как семейная динамика, социальная среда и уровень стресса, могут существенно влиять на проявление СДВГ и степень девиантного поведения. Дети, растущие в неблагоприятных условиях, таких как низкий уровень дохода, отсутствие взрослыми навыков родительства или частые конфликты в семье, более подвержены проявлению девиантного поведения.

Психосоциальные факторы. Расстройства эмоциональной регуляции и адаптации также могут способствовать формированию нежелательного поведения. Дети с СДВГ часто страдают от низкой самооценки, что может привести к агрессивным и антисоциальным действиям. Часто они испытывают затруднения в коммуникации и взаимодействии со сверстниками, что делает их более уязвимыми к буллингу и другой социальной изоляции.

Непринятие психофизиологических особенностей детей с СДВГ, приводит к неприемлимому обществом поведению, проявляющееся следующими вариациями:

 – агрессия, проявляющаяся как физическое насилие по отношению к другим детям или взрослым, вербальные угрозы, либо разрушительное поведение, направленное на вещи и имущество.

– упрямство и бескомпромиссность. Дети с СДВГ могут проявлять упрямство, не желая прислушиваться к мнению других и отказываясь выполнять просьбы взрослых. Это может привести к конфликтам как в учебной, так и в домашней среде.

– импульсивное поведение является одним из ключевых симптомов СДВГ и может проявляться в форме незапланированных действий без учета последствий. Это может касаться как социального взаимодействия, так и стремления к выполнению опасных действий.

– социальная изоляция. Некоторые дети с СДВГ могут испытывать трудности в социальных взаимодействиях из-за своего поведения, что приводит к изоляции и одиночеству. Это, в свою очередь, может усугубить проявления девиантного поведения.

Школьная среда играет ключевую роль в модификации поведения детей с СДВГ. Негативные реакции одноклассников и учителей могут усугублять проявления девиантного поведения, тогда как поддержка и понимание могут способствовать улучшению ситуации.

Семья является основным источником поддержки и любви. Однако неблагоприятные условия в семье, такие как развод родителей или физическое насилие, могут значительно повлиять на уровень стресса и стремление ребенка к девиантному поведению.

Помимо психологических отклонений дети с СДВГ часто имеют особенности восприятия и обработки сенсорной информации, что может влиять на их поведение и общее состояние. Сенсорный профиль детей данной нозологической группы чаще всего характеризуется дезинтеграцией тактильной, аудиальной, вестибулярной и/или проприоцептивной сенсорных систем.

Сенсорная интеграция – это процесс получения, обработки сенсорной информации от рецепторов и формирование адекватного адаптивного ответа на раздражитель.

Аудиальная и тактильная гиперчувствительность проявляется в повышенной восприимчивости к определённым внешним раздражителям, будь то звук, свет, текстура или иные сенсорные стимулы. Например, раздражительность, тревожность или даже агрессию у ребенка может спровоцировать появление и наличие определенное время (зависит от степени гиперчувствительности) громких звуков, яркого света или ткани конкретной текстуры. Устранение раздражающего фактора постепенно возвращает нервную систему ребенка в норматипичное состояние. В процессе обучения ребенок может отвлекаться на самые минимальные сенсорные раздражители: шум ветра за окном, разговор людей за дверью помещения, шуршание бумаги или замка рюкзака одноклассника).

Гипочувствительность наоборот выражается в невозможности либо отсроченной реакции на сенсорные раздражители, которые обычно вызывают реакцию у других людей. Данный вид нарушения сенсорной модуляции крайне негативно сказываетсяпри необходимости проявить скорость реакции в различных жизненных ситуациях (избежание столкновения с людьми, предметами, предупреждение получения различных травм). В данной ситуации обязательно необходимо исключить ЛОР-патологию.

Проприоцептивные (мышечные и суставные) и вестибулярные нарушения проявляются в виде неуклюжести, либо поиска двигательной активности. В первом случае, по причине гипочувствительности, ребёнок не ощущает границы своего тела, тем самым затрудняя процесс взаимодействия с окружающим его предметным миром, постоянно задевая и сталкиваясь с чем-либо. Каллиграфия, продуктивные виды деятельности, участие в спортивных мероприятиях вызывают значительные трудности и являются энергозатратными для ребёнка. Во втором случае, нервная система понимает, недостаток каких ощущений испытывает и, посредством постоянного движения, пытается их восполнить. Такому ребенку крайне сложно, а порой невозможно находиться в состоянии покоя, что проявляется в беспокойном поведении, в стремлении к движению, которое, в свою очередь, необходимо для саморегуляции и концентрации на определенном задании либо деятельности.

Однако, нервная система учащегося с СДВГ ослаблена и сенсорные перегрузки, острые эмоциональные реакции на определённые стимулы, могут привести к перепадам настроения, агрессивному или асоциальному, с точки зрения правил поведению в учреждении образования.

Обобщив все вышеописанные проявления рассматриваемой проблематики можно вывести основные особенности поведенческих и сенсорных аспектов детей с СДВГ, к которым относятся:

– недостаток ингибиции (т.е. подавление, замедление или прекращение каких-либо реакций, процессов, активности) стимулов, проявляющихся на поведенческом уровне трудностями коммуникации и социализации, и в виде нарушения обработки и выдачи адаптивного ответа сенсорной информации на сенсорно-когнитивном уровне;

– трудности поддержания оптимальной активности и внимания, в следствии нарушения модуляции сенсорной информации.

– нарушение процесса коммуникации, взаимодействия, социализации.

 

Список используемой литературы

1. Американская психиатрическая ассоциация DiagnosticandStatisticalManualofMentalDisorders, FifthEdition (DSM-5™)/ Американская психиатрическая ассоциация. – AmericanPsychiatricPublishing, 2013. – 322 с.

2. Богоявленская, Е. А. Психология детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Е. А. Богоявленская // – Психологическая наука и образование. – 2020. – № ???. – С. 45–52.

3. Румянцева, Н. В. Особенности социального взаимодействия детей с СДВГ / Н. В. Румянцева // Вестник психологических исследований. – 2019. – № ???. – С. 88 – 94.

4. Петров, В. С. СДВГ: диагностика и коррекция / В. С. Петров // Психология и образование, 2018. – № ???. – С. 95–102 с.

5. Щербаков, А. В. Эмоциональная поддержка детей с СДВГ в образовательной среде / А. В. Щербаков // Научные труды современного психолога. – 2021. – № 3(2). – С. 67–73.

6. Perry, K. E., et al.The role of peers in the development of ADHD: A longitudinal study / Journal of Abnormal Child Psychology, 2006.

 

Add comment


Security code
Refresh