VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

Толстикова О.Н.,

доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГОУВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», кандидат психологических наук, доцент

Александрова Е.С.,

студентка 4 курса ФГОУВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

ОСОБЕННОСТИ НАВЫКА СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье подробно рассмотрены особенности навыка словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Описан онтогенез данного навыка. Представлена методика диагностики навыка словоизменения имен существительных у дошкольников с ОНР.

Ключевые слова: словоизменение, существительные, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.

Tolstikova O.N., Alexandrova E.S.

FEATURES OF THE NOUN INFLECTION SKILL IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Abstract. The article describes in detail the features of the word modification skill in older preschool children with general speech underdevelopment. The ontogenesis of this skill is described. A method for diagnosing the noun inflection skill in preschoolers with general speech underdevelopment is presented.

Keywords: inflection, nouns, senior preschool age, general underdevelopment of speech.

В настоящее время отмечается значительное увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями, включая общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (в дальнейшем ОНР) трактуется как «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне». [2]

Для того чтобы осуществлять речевую коммуникацию и понимать обращенную речь, необходимо освоить грамматические нормы и уметь применять их в практике общения. В связи с этим одной из ключевых задач логопедии является работа над исправлением грамматических ошибок у детей, страдающих общим недоразвитием речи. [3]

В процессе формирования грамматического строя речи у детей одним из важнейших этапов является освоение навыка словоизменения. Под этим термином обычно понимается процесс изменения формы слова путем преобразования окончания склонением существительных и прилагательных. Владение навыками словоизменения включает в себя умение изменять слова по родам, числам, падежам, лицам и другим грамматическим категориям.

Говоря про развитие навыка словоизменения в онтогенезе, необходимо отметить, что развитие данного навыка происходит гораздо быстрее, чем словообразования. Данный факт нашел свое подтверждение в работе А. Н. Гвоздева: «грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования лишь к 7—8». [1]

Это объясняется тем, что словоизменение — это изменение формы одного и того же слова, а словообразование — это более сложный процесс, суть которого заключается в создании новых слов.

При изучении особенностей навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи важно также обратиться к работе А. Н. Гвоздева, в которой были выделены и описаны три уровня общего недоразвития речи, которые соответствуют разным этапам усвоения родного языка ребёнком. [1]

Первый уровень ОНР в логопедии трактуется как «отсутствие общеупотребительных словесных средств общения» и соответствует периоду предложений, состоящих из аморфных слов-корней.

На данном уровне дети не могут изменять слова по числам, падежам, родам и другим грамматическим категориям, что свидетельствует о грубых нарушениях словоизменения. Например, ребенок может сказать «кот» вместо «коты», «шар» вместо «шаров» и так далее.

Второй уровень ОНР, который описывается в логопедии как «начатки фразовой речи», соответствует периоду усвоения грамматической структуры предложения.

На данном уровне речевого недоразвития дети могут изменять слова, однако при этом они допускают ошибки. Это говорит о том, что навык словоизменения сформирован. Например, дети могут сказать «лучов» вместо «лучей», «коте» вместо «коту» и так далее.

Третий уровень ОНР, который в логопедии характеризуется как «обиходная речь с проблемами лексико-грамматического и фонетического строя», соотносится с  периодом усвоения ребёнком морфологической системы языка.

На данном уровне дети уже способны правильно изменять слова, однако у них могут возникать трудности с более сложными формами словоизменения. В частности, у них могут возникать сложности с изменением слов по временам, числам и падежам.

Для выявления особенностей навыка словоизменения существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мной была разработана и апробирована методика оценки навыка словоизменения существительных.

Для участия в данном эксперименте было привлечено 20 детей старшего дошкольного возраста, из которых 10 детей имеют общее недоразвитие речи, а другие 10 – нормальное речевое развитие (в дальнейшем НРР).

Программа исследования состоит из обследования у детей таких компонентов, как единственное и множественное число существительных в импрессивной и экспрессивной речи, косвенные падежи в единственном и множественном числе, а также предложно-падежные конструкции в импрессивной и экспрессивной речи.

Вся методика по обследованию навыка словоизменения имен существительных включает в себя тринадцать заданий.

Первое задание посвящено изучению единственного и множественного числа имен существительных в импрессивной речи. Для этого перед детьми выкладываются две картинки и им предлагается показать, где они видят один предмет, а где много предметов.

С данным заданием дети с ОНР и с НРР справились на одном уровне, выполнив его на максимальное количество баллов. Ошибок в данном задании у обоих групп не возникло.

Второе задание направлено на исследование единственного и множественного числа имен существительных в экспрессивной речи. В рамках данного задания перед дошкольниками кладутся две картинки, на одной из которых изображен один предмет, а на другой – много таких же предметов. Детям предлагается назвать то, что они видят на картинках.

Дошкольники с НРР справились с данным заданием лучше, чем дошкольники, имеющие ОНР. Наиболее частые ошибки возникают при образовании множественного числа слов «вёдра» и «перья», также часто существительные употребляются в уменьшительно-ласкательной форме.

Третье задание направлено на исследование родительного падежа имен существительных в единственном числе. В ходе выполнения данного задания детям предлагается посмотреть на изображения хвостов животных и назвать, хвост какого животного они видят на рисунке, например, «Я вижу хвост (кого?) лисы», «Я вижу хвост (кого?) зайца».

С данным заданием дошкольники с ОНР справились лучше, чем дошкольники с НРР. Грубых ошибок не возникло. Наиболее часто встречаемым недочетом в рамках этого задания является употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

Четвертое задание направлено на исследование родительного падежа имен существительных во множественном числе. В рамках данного задания перед детьми кладется изображение нескольких одинаковых предметов и предлагается назвать их, после чего данное изображение накрывается рукой и задается вопрос: «Чего нет?». К примеру, дети должны ответить: «Нет уток; нет мячей».

Дошкольники с НРР справились с этим заданием значительно лучше, чем дошкольники с ОНР. В процессе выполнения этого задания было допущено много ошибок при склонении существительных «вёдра», «мячи» и «яблоки» в родительном падеже.

Пятое задание посвящено изучению дательного падежа имен существительных в единственном числе. В ходе выполнения этого задания детям предлагается две серии картинок. На первой серии изображены различные животные, и детям необходимо назвать их. Затем показываются отдельные картинки из второй серии, на которых изображен корм для этих животных. Детям задаются вопросы, например: «Кому дадим морковку?» В ответ дети должны произнести: «Морковку дадим зайцу».

Дошкольники с НРР справились с этим заданием чуть лучше дошкольников с ОНР. В рамках данного задания не было совершено грубых ошибок, выделяется только недочет, заключающийся в употреблении существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

В рамках шестого задания исследуется дательный падеж имен существительных во множественном числе. Для этого детям предлагается рассмотреть картинки, на которых изображены различные предметы. Затем им предлагается представить, что они подходят к каждому из предметов, и ответить на вопросы: «К чему ты подходишь? К кому ты подходишь?»

Дошкольники с НРР справились с данным заданием лучше, чем дошкольники с ОНР. Ошибки детьми совершались при образовании дательного падежа всех предложенных существительных.

В рамках седьмого задания исследуется винительный падеж имен существительных в единственном и множественном числе. Для этого детям последовательно демонстрируются изображения различных предметов и просят назвать, что (или кого) они видят на картинке, например, «Я вижу (что?) куклу», «Я вижу (кого?) корову», «Я вижу (что?) мячи», «Я вижу (кого?) лошадей».

Дошкольники с НРР справились с этим заданием лучше дошкольников с ОНР. В процессе выполнения данного задания чаще всего встречались ошибки при склонении существительного «львы» в винительном падеже.

Восьмое задание посвящено изучению творительного падежа имен существительных в единственном числе. В рамках данного задания детям предлагается посмотреть на предметные картинки и ответить на вопросы: «Чем едят кашу?», «Чем моют руки?», «Чем забивают гвозди?», «Чем пилят дрова?». Дети должны ответить: «Ложкой, мылом, молотком, пилой».

Дошкольники с НРР выполнили данное задание без ошибок. Дошкольники с ОНР допустили ошибки при склонении существительных «мыло» и «ложка» в творительном падеже.

В рамках девятого задания исследуется творительный падеж имен существительных во множественном числе. Для этого детям показывается картинка самолета над различными объектами и задается вопрос: «Самолет летит над чем?». Детям необходимо ответить: «Над домами, над лесами, над машинами».

Дошкольники с НРР выполнили данное задание значительно лучше, чем дошкольники с ОНР. Больше всего ошибок возникало при образовании творительного падежа существительных «грибы», «мячи» и «яблоки».

В десятом задании исследуется употребление имён существительных в предложном падеже в единственном числе. Для этого детям предлагается рассмотреть изображение и ответить на вопросы: «О ком говорит мама? О чём говорит мальчик? На ком красивое платье? На чём катается мальчик?». Дети должны ответить: «О мальчике; о галстуке; на девочке; на самокате».

Дошкольники с НРР справились с данным заданием значительно лучше дошкольников с ОНР. Больше всего ошибок было допущено при склонении существительных «мальчик», «шарф» и «собака» в предложном падеже; часто встречается то, что дошкольники не понимают сути данного задания.

В рамках одиннадцатого задания исследуется предложный падеж имен существительных во множественном числе. В рамках выполнения данного задания детям предлагается посмотреть на картинки, после чего ответить на вопросы: «О чем думает девочка? О чем думает мальчик?». Дети должны ответить: «О котах, о мячах» и так далее.

Дошкольники с НРР выполнили данное задание лучше дошкольников с ОНР. Частые ошибки допускались при образовании предложного падежа существительных «мячи», «коты», «книги».

Двенадцатое задание направлено на исследование предложно–падежных конструкций имен существительных в импрессивной речи. Для этого детям демонстрируют картинку и просят показать, где на картинке кот находится в доме, где кот перед домом, где кот за домом, где кот под домом, где кот на доме и так далее.

Дошкольники с НРР и дошкольники с ОНР справились с данным заданием безошибочно.

Тринадцатое задание направлено на исследование предложно–падежных конструкций имен существительных в экспрессивной речи. В рамках данного задания детям предлагается по картинке сказать, где находится кот относительно корзины: «Кот перед корзиной, в корзине, под корзиной, за корзиной, над корзиной, между корзинами».

При выполнении данного задания обеими группами были продемонстрированы наихудшие результаты. Дошкольники с НРР показали более высокие результаты по сравнению с дошкольниками с ОНР. Часто дети не могли правильно назвать ни одну предложно-падежную конструкцию.

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются трудности при преобразовании единственного числа существительных во множественное, а также при склонении существительных по падежам. В частности, это касается родительного, дательного, винительного, творительного и предложного падежей как в единственном, так и во множественном числе. Кроме того, у таких детей возникают трудности при образовании предложно-падежных конструкций.

Это подтверждает необходимость проведения коррекционной работы, направленной на формирование и развитие навыков словоизменения имен существительных, с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

Список использованной литературы

1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС ; М. : Сфера, 2007. – 470 с.

2. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М .: Владос, 2006. – 703 с.

3. Малиованова, Е. Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. … дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Е. Л. Малиованова ; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 2009. – 23 с.

 

Add comment


Security code
Refresh