VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

Филимонова Н.Н.,

Учитель-дефектолог первой квалификационной категории Средней школы №16 г.Лиды имени П.М. Машерова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. в статье описаны особенности работы педагога-психолога и учителя-дефектолога с учащимся с расстройствами аутистического спектра. Подчеркивается важность совместной работы для успешной адаптации детей.

Ключевые слова: рассстройства аутистического спектра (РАС), учитель-дефектолог, педагог-психолог, диагностика, формы взаимодействия, коррекционно-развивающее направление.

Filimonova N.N

INTERACTION OF THE SPECIAL EDUCATION TEACHER AND THE PSYCHOLOGIST IN COMPREHENSIVE WORK WITH STUDENTS WITH AUTISTIC SPECTRUM DISORDERS

Abstract. The article describes the features of the work of the psychologist and the special education teacher with students with autistic spectrum disorders. It emphasizes the importance of collaborative work for the successful adaptation of children.

Keywords: autistic spectrum disorders (ASD), special education teacher, psychologist, diagnosis, forms of interaction, corrective and developmental direction.

Л.С. Выготский заметил: «Дефект какого-либо анализатора или интеллектуальное нарушение не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к множественным нарушениям».

У обучающихся с РАС, даже при нормальном уровне интеллекта, нередко проявляется пониженная когнитивная активность и связанные с ней процессы. Часто наблюдаются такие особенности, как:

 ограниченный объем памяти и трудности с воспроизведением информации;

 нестабильность внимания;

 высокая отвлекаемость;

 быстрое истощение психических ресурсов;

 сниженный уровень обобщения и понимания окружающей действительности;

сложности в понимании речи собеседника;

 затруднения в формировании связной и развёрнутой речи.

Также в эмоционально-волевой сфере можно отметить такие черты, как:

 повышенная возбудимость;

 раздражительность или замедленная реакция;

 склонность к уединению;

 обидчивость;

 плаксивость и частые перепады настроения.

Учащиеся с расстройствами аутистического спектра часто характеризуются незрелостью в познавательной, эмоциональной и социальной областях, что влияет на их особенности восприятия, памяти, процессов мышления и речевой деятельности. Их речь не всегда соответствует возрастной норме.

Снижение когнитивной активности выражается в недостаточности знаний и представлений об окружающей реальности, а также в отсутствии возрастных практических навыков.

Общая физическая слабость также может препятствовать развитию психических процессов.

Коррекционной работой в области интеллектуальных и речевых навыков занимается учитель-дефектолог, но для повышения эффективности данной работы важно привлечение и других специалистов. Педагог-психолог, как никто другой, может оказать необходимую поддержку учителю-дефектологу.

Таким образом, сотрудничество педагога-психолога и учителя-дефектолога в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и их тесное сотрудничество во всех аспектах деятельности является обязательным условием для достижения положительных результатов.

Организация такого взаимодействия строится на следующих принципах:

Системность развития – необходимо учитывать взаимосвязь всех компонентов развития ученика, избегая одностороннего подхода.

Комплексный подход в развитии ребёнка – процесс, при котором формирование одной познавательной функции поддерживает и обогащает развитие других.

Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям: программа работы с ребёнком должна разрабатываться в соответствии с психофизиологическими особенностями возрастного развития и с учётом факторов риска.

Задачи педагога-психолога включают:

выявление причин нарушения поведения, личностных деформаций и трудностей в социальном взаимодействии;

разработку индивидуальных планов коррекции;

помощь учащемуся в преодолении выявленных проблем;

консультации для педагогов и законных представителей по решению вопросов, касающихся коррекции поведения учащегося с РАС.

Задачи, которые решает учитель-дефектолог, включают:

проведение углублённого диагностического обследования учеников;

разработку индивидуальных коррекционно-педагогических программ;

методическую поддержку для других педагогов;

поддержку семьи ученика в образовательных и воспитательных вопросах;

регулярный мониторинг результативности коррекционной работы для устранения нарушений у детей с РАС.

В работе учителя-дефектолога и педагога-психолога можно выделить три ключевых направления:

1. Диагностическое направление. Оно связано с выявлением аспектов развития, требующих особого подхода. Диагностическая база строится на принципах педагогической диагностики, таких как системность, конкретность, научная обоснованность, последовательность, преемственность, комплексность, прогностичность и оптимизация методов диагностики. Диагностический процесс включает три ключевых этапа:

определение уровня интеллектуального, речевого и психического развития ребёнка, используя согласованные методики для экономии времени и повышения точности обследования;

изучение особенностей личности ребёнка для выявления факторов риска и выбора эффективной педагогической стратегии;

объединение результатов в общую карту развития учащегося.

 2. Коррекционно-развивающее направление. Успешное будущее и социальная адаптация ребёнка во многом зависят от качественной профилактической и коррекционной работы, своевременности мер и тесного сотрудничества учителя-дефектолога и педагога-психолога. В этом направлении выполняются:

разработка комплексного коррекционно-развивающего плана на основе диагностики;

создание коррекционных занятий с учётом особенностей взаимодействия специалистов и потребностей учащегося;

реализация совместных коррекционных мероприятий с использованием разнообразных методов сотрудничества.

3. Аналитическое направление. Анализ помогает оценить эффективность коррекционно-развивающей работы при активном взаимодействии учителя-дефектолога и педагога-психолога, выявить положительные и отрицательные стороны, отследить динамику развития ребёнка и определить дальнейшие шаги работы. 

Можно выделить следующие формы сотрудничества учителя-дефектолога и педагога-психолога в работе с учениками, имеющими расстройства аутистического спектра:

– анализ диагностических данных.

– разработка совместного коррекционного плана для работы с учеником, педагогами и родителями.

– коррекционно-развивающие занятия, где учитель-дефектолог применяет методы для активизации психических и интеллектуальных процессов, а педагог-психолог работает над развитием речевых навыков ребенка.

– взаимное посещение занятий.

– проведение интегрированных занятий.

– организация открытых занятий.

– совместные консультации для родителей.

– совместные консультации для педагогов.

Приведу примеры взаимодействия учителя-дефектолога и педагога-психолога в вопросах решения имеющихся проблем.

Коррекция проблем в поведении учащегося с РАС.

Учитель-дефектолог при проведении учебных, коррекционных занятий во время проявления учащимся нежелательных поведенческих реакций использует планшет для сaморегуляции. А также у учащегося на столе прикреплена мнемотaблицa «Правила поведения на уроке», на которую педагог обращает внимание в случае необходимости. Данная мнемотaблицa дублируется схематично в визуальном расписании. В ходе коррекционных занятий с учащимся разучиваются социальные истории «Как справится с гневом», «Что делать, если я злюсь».

Для решения данной проблемы подключается педагог-психолог, который проводит цикл коррекционных занятий «Учусь владеть собой», направленных на формирование навыков самоконтроля и сaморегуляции. Для проведения занятий педагог-психолог использует приемы и техники арт-терапии, релаксации, мышечного расслабления, работу с пластичным материалом, дыхательную гимнастику.

Коррекция слуховой памяти.

Учитель-дефектолог на коррекционных занятиях по развитию познавательной деятельности использует упражнения «Веселые молоточки», «Звонкие колокольчики», «Звонкие кастаньеты», «Слуховое лото», «Звуковые дорожки», «Нарисуй, что услышал», электронную игру «Мемо». Педагог-психолог тоже подключается к решению данной проблемы и применяет в своей работе такие упражнения, как «10 слов», «Снежный ком».

Сотрудничество учителя-дефектолога и педагога-психолога играет важную роль в увеличении мотивации учащихся и результативности коррекционно-развивающей деятельности, а также в пробуждении интереса к учебе; формировании познавательных процессов; эффективных и качественных изменениях в речевом развитии детей; повышении уровня профессиональной компетентности как педагогов, так и родителей в области коррекционной педагогики.

Список использованной литературы

1. Ковалец, И. В. Коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями / И. В. Ковалец. – Минск : Народная асвета, 2017. – 157 с.

2. Кылосова, О.Н. Модель взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ // Открытый урок. URL: https://urok.1sept.ru/articles/101109 (дата обращения: 10.10.2024).

 

Add comment


Security code
Refresh