VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

Горковенко Е.Г.,

учитель-дефектолог 1 квалификационной категории, магистр педагогических наук

ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ

 

Аннотация. В статье раскрывается понятие «слоговая структура слова». Рассматриваются специфические особенности овладения слоговой структурой слова у нормативно развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: слоговая структура слова, дети с общим недоразвитием речи, уровни речевого развития.

Gorkovenko E.G.

FEATURES OF THE ASSIMILATION OF THE SYLLABIC STRUCTURE OF THE WORD IN CHILDREN IN NORMAL AND GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Abstract. The article reveals the concept of "syllabic structure of a word". The specific features of mastering the syllabic structure of a word in normatively developing children and children with general speech underdevelopment are considered.

Keywords: syllabic structure of the word, children with general speech underdevelopment, levels of speech development.

Усвоение родного языка и развитие речи играет важную роль в формировании полноценной личности. В современном дошкольном воспитании развитие речи рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.

Становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – тесным образом связано со слоговой структурой слова [8, с. 3]. Согласно понятийно-терминологическому словарю логопеда, «слоговая структура слова – это характеристика слова или высказывания с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов» [6, с. 151].

Как отмечает О.И. Крупенчук, овладение слоговой структурой слова происходит в конце стадии гуления, когда у младенца формируется устойчивый слог. В период лепета однородные слоги удваиваются и развивается лепетная цепь, длина которой в 7-8 месяцев составляет от трех до пяти слогов. Особенностью лепетной цепи является открытость слога: ма-ма-ма. С возрастом лепетные цепочки становятся более разнообразными.

К году количество лепетных сегментов сокращается (до двух-трех) и появляются «целостные псевдослова». Ребенок сначала произносит слово из одного слога, затем появляются первые двусложные слова, которые состоят из повтора одного и того же слога.

Далее произнесенные слова усложняются, появляются слова, состоящие из разных слогов [4, с. 6].

Так, А.Н. Гвоздев, говоря об усвоении слогового состава слова, отмечает своеобразие слоговой структуры русских слов. Сила безударных слогов в ней неодинакова. В процессе усвоения слоговой структурой ребенок учится воспроизводить слоги и слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги [2, с.15].

В 2-2,5 года активно идет процесс усвоения слоговой структуры предложения.

Выделяют следующие временные нарушения при воспроизведении слоговой структуры слов у детей в норме:

  • слоговые и звуковые пропуски в слове;
  • сокращения групп согласных;
  • добавления слогов;
  • перестановки слогов и звуков в слове;
  • уподобление звуков и слогов.

К трем годам слоговая структура слова искажается редко, в основном эти особенности касаются многосложных слов [4, с. 7].

Уже в старшем дошкольном возрасте практически все дети могут произносить слова любой сложности. Исключение составляют иноязычные слова, малочастотные, а также слова, которые по своей семантике не свойственны для употребления в данном возрасте [1, с. 31].

С каждым годом увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. Для таких детей характерно специфическое проявление речевых нарушений, заключающееся в особенностях формирования основных компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя речи, фонетики [3, с. 17].

Нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи весьма вариативны, а также характеризуются стойкостью. Данные особенности значительно усложняют коррекционную работу по формированию слоговой структуры слова.

Искажения слоговой структуры слова негативно влияют на языковую систему ребенка. В связи с этим отмечаются особенности формирования лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи, а также овладения навыками письменной речи [1, с. 31].

У детей с общим недоразвитием речи несформированность слоговой структуры слова имеет качественное своеобразие на разных уровнях речевого развития.

Для детей первого уровня характерно нечеткое и нестабильное звуковое оформление речи. Дети могут владеть артикуляцией самых простых звуков. Однако из-за отсутствия в активном словаре правильно оформленных слов воспроизведение слоговой структуры слов невозможна. Речь детей на данном уровне состоит из аморфных слов-корней (например: слог «ма» вместо слова «мама», «би-би» вместо слова «машина» и т.п.). Часто у таких детей отсутствует подражательная способность к речи взрослого, а при ее наличии – реализуется в слогах из двух-трех плохо артикулируемых звуков (согласный и гласный или, наоборот, гласный и согласный звуки). В активном словарном запасе у детей первого уровня речевого развития может быть от 5 до 27 аморфных слов-корней.

Трудности при воспроизведении слоговых структур свойственны для детей со вторым уровнем речевого развития. Для детей с общим недоразвитием речи доступна артикуляция односложных слов и иногда двусложных слов, состоящих из прямых слогов. Затруднения возникают при воспроизведении одно- и двусложных слов со стечением согласных, а также трехсложных слов [5, с. 9]. Многосложные слова произносятся настолько искаженно, что их произнесение совершенно отлично от образца [4, с.11]. Искажения слоговой структуры слова в большей степени отмечаются в самостоятельной фразовой речи. Также отличительной особенностью для детей данного уровня речевого развития является неспособность к словоизменению [5, с. 10].

Нарушения слоговой структуры слов на третьем уровне характеризуются их вариативностью. Часто дети могут правильно повторить трех- и четырехсложные слова, однако в самостоятельной речи данные слова искажаются. Наблюдаются ошибки в передаче звуконаполняемости слов. Характерным для данного уровня являются персеверации слогов, антиципации, добавление лишних звуков и слогов, реже – перестановки. Отмечаются ошибки при воспроизведении незнакомых слов [4, с.13].

Так, Т.Б. Филичева выделяет четвертый уровень развития речи, для которого характерны незначительные нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя. У таких детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Часто встречаются элизии: в основном в сокращении звуков и редко – пропуски слогов. Также можно наблюдать перестановки звуков и слогов; незначительный процент – персеверации и добавления слогов и звуков. Нарушения слоговой структуры слов всегда проявляется, как только у ребенка возникает необходимость усвоения новой лексики, сложной по звуко-слоговой структуре и морфологической организации [7, с. 112].

В рамках изучения слоговой структуры слова Н.С. Четверушкина, опираясь на труды А.К. Марковой, выделяет следующие нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи:

1. нарушение количества слогов:

  • пропуск слога (элизия) – «гуница» – «гусеница»;
  • опускание слогообразующей гласной – «пинино» – «пианино»;
  • увеличение числа слогов за счет добавления гласных в стечения согласных (интерация) – «Салава» – «Слава»;

2. нарушение последовательности слогов в слове:

  • перестановка слогов – «деворе» – «дерево»;
  • перестановка звуков в соседних слогах – «гебемот» – «бегемот»;

3. искажение структуры отдельного слога:

  • сокращение стечений согласных, превращающая закрытый слог в открытый – «капута» – «капуста»;
  • вставки согласных в слог – «лимонт» – «лимон»;

4. уподобление слогов – «кококосы» – «абрикосы»;

5. персеверации (застревание на одном слоге) – «пананама» – «панама»;

6. антиципации (уподобление одного слога другому) – «пипитан»–«капитан»;

7. контаминации (соединение частей двух слов) – «в холодильнице» – «в хлебнице, в холодильнике» [8, с.4].

Таким образом, овладение слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи имеет качественное своеобразие по сравнению с нормативно развивающимися детьми. Данные особенности отличаются стойкостью, вариативностью и сложностью в проведении коррекционной работы. Это объясняется, в первую очередь, недоразвитием слухового и нарушением фонематического восприятия речи. Поэтому ведущее место в системе работы учителя-дефектолога, на наш взгляд, должно отводится своевременной коррекции фонетико-фонематической стороны речи.

 

Список использованной литературы

1. Агранович, З. Е. Наглядно-дидактическое пособие «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей» / З. Е. Агранович // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 4. – С. 31–33.

2. Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Акцидент, 1995. – 64 с.

3. Демьянова, Н. С. Особенности формирования звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. С. Демьянова // Актуальные исследования. – 2024. – № 4. – С. 17–19.

4. Крупенчук, О. И. Комплексная методика преодоления нарушений слоговой структуры слова / О. И. Крупенчук. – СПб. : Литера, 2013. – 96 с.

5. Курдвановская Н. В. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания / Н. В. Курдвановская, Л. С. Ванюкова. – М. : Сфера, 2007. – 93 с.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

7. Ткаченко, Т. А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. – М. : Книголюб, 2008. – 48 с.

8. Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений / Н. С. Четверушкина. – М. : Национальный книжный центр, 2016. – 192 с.

 

Add comment


Security code
Refresh