VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

Занько О.Л.,

воспитатель дошкольного образования ГУО «Детский сад № 37 г. Могилева»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. В статье говориться о нарушениях речи у детей дошкольного возраста, как происходит развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста с нарушением речи требует комплексного подхода. С помощью правильно подобранных методик и технологий можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Ключевые слова: познавательная активность, развитие познавательной активности, нарушения речи у детей дошкольного возраста.

 Zanko O.L

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Abstract. The article talks about speech disorders in preschool children, how the development of cognitive activity of preschool children with speech disorders occurs. The development of cognitive activity in preschool children with speech disorders requires a comprehensive approach. With the help of correctly selected methods and technologies it is possible to significantly improve the speech development of preschool children with speech impairment.

Keywords: cognitive activity, development of cognitive activity, speech disorders in preschool children.

Познавательная активность – это процесс, в ходе которого ребенок исследует, изучает и осваивает новое знание о мире. Она включает в себя такие компоненты, как внимание, память, воображение, логическое мышление и интерес к познанию [3]. Познавательная активность проявляется в различных формах: от простых вопросов о предметах и явлениях до более сложных интеллектуальных задач.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – это важный аспект их общего развития, который включает в себя формирование интереса к окружающему миру, умение задавать вопросы, исследовать и познавать новое. У детей с нарушениями речи данный процесс может иметь свои особенности и требует особого внимания со стороны педагогов и родителей.

Нарушения речи у детей дошкольного возраста – это серьезная проблема, которая может оказать значительное влияние на их развитие, обучение и социальную адаптацию. Важно понимать, что в этом возрасте происходит интенсивное формирование речевых навыков, и любые отклонения могут привести к долгосрочным последствиям.

Нарушения речи у детей могут проявляться в различных формах: от легкой дизартрии до более серьезных нарушений, таких как алалия или дислалия. Эти расстройства могут затруднять не только общение, но и процесс познания, так как язык является основным инструментом мышления. Дети с нарушениями речи часто сталкиваются с трудностями в восприятии информации, формулировании мыслей и взаимодействии с окружающими.

Нарушения речи могут оказать значительное влияние на развитие ребенка в различных сферах:

- социальная адаптация: дети с нарушениями речи могут испытывать трудности в общении со сверстниками, что может привести к изоляции и снижению самооценки;

- обучение: затруднения в восприятии и выражении речи могут сказаться на обучении, особенно в начальной школе;

- эмоциональное развитие: дети, испытывающие трудности в коммуникации, могут стать более замкнутыми и тревожными.

Виды нарушений речи

  • Задержка речевого развития:

Состояние, при котором ребенок не достигает возрастных норм в развитии речи. Например, он может не произносить первые слова в 12 месяцев или не строить простые предложения к 2-3 годам.

  • Дислалия:

Нарушение, связанное с неправильным произношением звуков. Ребенок может заменять, пропускать или искажать звуки, что затрудняет понимание его речи.

  • Алалия:

Нарушение, при котором ребенок не развивает речевые навыки. Алалия может быть моторной (проблемы с произношением) или сенсорной (неспособность понимать речь).

  • Дислексия:

Специфическое нарушение чтения, проявляющееся в трудностях с восприятием написанного текста. Хотя дислексия обычно диагностируется в более старшем возрасте, предшествующие нарушения речи могут указывать на будущие проблемы.

  • Заикание:

Нарушение плавности речи, которое проявляется в повторении или удлинении звуков, слогов или слов. Заикание может возникать в результате стресса, травмы или наследственной предрасположенности [1].

Развитие познавательной активности у детей имеет множество преимуществ:

  • формирование самостоятельности: дети учатся не только получать информацию, но и самостоятельно искать ответы на свои вопросы.
  • улучшение когнитивных навыков: активное познание способствует развитию таких навыков, как критическое мышление, анализ и синтез информации.
  • развитие социального взаимодействия: совместные исследовательские активности способствуют сотрудничеству и коммуникации между детьми.
  • эмоциональное развитие: процесс познания вызывает у детей радость и интерес, что положительно сказывается на их эмоциональном состоянии [2].

Познавательная активность — это активное участие ребенка в процессе изучения и осмысления новой информации. Она включает в себя такие компоненты, как:

  • интерес: желание узнать новое.
  • внимание: концентрация на объекте или явлении.
  • память: способность запоминать и воспроизводить информацию.
  • мышление: умение анализировать, синтезировать и делать выводы.

Для детей с нарушениями речи развитие этих компонентов может требовать дополнительных усилий и специфических методов работы.

Для развития познавательной активности могут быть использованы разные технологии и методы.

1. Игровые технологии:

  • игры, направленные на развитие речи, могут быть интегрированы в познавательные процессы. например, игры с карточками, где дети должны описывать изображения, помогают развивать как речь, так и познавательные навыки;
  • ролевые игры способствуют развитию социального взаимодействия и расширяют словарный запас.

2. Использование наглядных материалов:

  • визуальные средства обучения, такие как картинки, схемы и модели, помогают детям лучше воспринимать информацию и связывать ее с реальными объектами;
  • мультимедийные ресурсы могут быть использованы для создания яркой и запоминающейся обучающей среды.

3. Развитие сенсорных навыков: ощущения и восприятие — это важные аспекты познавательной активности. Разнообразные сенсорные игры (например, игры с водой, песком, текстурами) способствуют не только развитию моторики, но и формированию понятий о мире.

4. Система заданий и упражнений:

  • регулярные занятия, которые включают в себя вопросы и задания, побуждающие детей к размышлениям и поиску ответов, могут значительно повысить уровень их познавательной активности;
  • использование простых и понятных заданий, адаптированных к уровням понимания детей с речевыми нарушениями.

5. Работа в группе: совместные занятия способствуют развитию коммуникационных навыков и повышают интерес к обучению. Групповые игры и задания позволяют детям учиться друг у друга и обмениваться знаниями.

Важнейшую роль в развитии познавательной активности детей с нарушениями речи играют взрослые: как родители, так и воспитатели дошкольного образования.

Они должны:

  • создавать поддерживающую и развивающую среду, в которой дети чувствуют себя комфортно и безопасно;
  • поддерживать инициативу детей, поощряя их интерес к вопросам и исследованиям;
  • использовать индивидуальный подход, учитывая особенности речевого развития каждого ребенка.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста с нарушением речи — это сложный, но крайне важный процесс. Он требует комплексного подхода и активного вовлечения как специалистов, так и родителей. С помощью правильно подобранных методик и технологий можно значительно улучшить речевое развитие детей, что в свою очередь будет способствовать их общей познавательной активности и успешной социализации.

Список использованной литературы

1. Лопатина, Л. В. Методические рекомендации к проведению диагностики речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста / Л. В. Лопатина // Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : сб. метод. рек. – СПб., М. : САГА: ФОРУМ, 2006. – С. 4–36.

2. Морозова И.С, Штепина И.С. Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. Издательство: Издательский дом «Хорс» Краснодар 2012. – № 12. – С. 162–165.

3. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет) / сост. Т. В. Хабарова. Из опыта работы по программе «Детство». – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2017. – 96 с.

 

Add comment


Security code
Refresh