VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE
(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)
“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»
Позняк Н.М.,
учитель специального класса ГУО «Средняя школа №13 г. Барановичи»
Чеплыгина Е.Э.,
учитель специального класса ГУО «Средняя школа №13 г. Барановичи»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ СОЦИО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация. В статье рассказывается об использовании социо-игровой технологии для формирования коммуникативных компетенций у школьников. Описывается опыт применения технологии в работе с учащимися с нарушениями интеллекта. Авторами даются рекомендации по организации образовательного процесса с использованием социо-игровой технологии.
Ключевые слова: учащиеся с нарушениями интеллекта, социо-игровая технология, коммуникативные умения и навыки, общение.
Pazniak N.M.
Cheplyhina E.E.
THE USE OF AN ADAPTED MODEL OF SOCIO-GAMING TECHNOLOGY
IN WORKING WITH STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
Abstract. The article describes the use of socio-gaming technology for the formation of communicative competencies in schoolchildren. The experience of using technology in working with students with intellectual disabilities is described. The authors give recommendations on the organization of the educational process using socio-gaming technology.
Keywords: students with intellectual disabilities, socio-gaming technology, communication skills, communication.
В настоящее время происходит трансформация содержания специального образования с учётом компетентностного подхода. Сутью этого подхода является подготовка выпускника школы, способного объективно оценить возникшую перед ним проблемную жизненную ситуацию, найти несколько способов её решения и выбрать наиболее рациональный. Для решения этой задачи недостаточно набора базовых знаний, умений и навыков. Необходимы дополнительные качества, которые определяются понятиями «компетенция» и «компетентность». Простыми словами, компетенция – это знания, умения, навыки, личные качества, которые требуются для выполнения определённых задач, а компетентность – готовность и способность решать различные практические жизненные задачи с помощью имеющихся знаний, умений и навыков.
В ряду ключевых образовательных компетенций особое место занимает коммуникативная. Она заключается в умении учащихся общаться, устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми. Качество сформированности коммуникативных умений и навыков влияет на адаптивное поведение и дальнейшее жизнеустройство человека. У учащихся с нарушениями интеллекта ввиду их психофизических особенностей формирование коммуникативной компетенции затруднено, что побуждает педагогов к поиску эффективных методов и приёмов обучения детей общению [3].
Высокую продуктивность в работе по формированию коммуникативных навыков показала социо-игровая технология. Впервые термин «социо-игровая технология» появился в 1988 году. Авторы идеи – российские учёные Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов. Основная идея социо-игровой технологии – развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. В игре у детей возникает необходимость принимать на себя роли, устанавливать правила и придерживаться их, договариваться друг с другом. Это побуждает учащихся активно общаться. Все игровые задания можно условно разделить на группы: игры для рабочего настроя, игры-разминки (разрядки), игры социо-игрового приобщения к делу, игры творческого самоутверждения, игры вольные [1, 2, 4].
Игры для рабочего настроя являются своего рода речевой зарядкой, создают эмоционально положительный фон начала урока. Позволяют пробудить интерес друг к другу, повышают мотивацию к работе.
Игры-разминки, с одной стороны, дают детям возможность размяться, снять эмоциональное напряжение, с другой стороны, являются логическими мостиками между этапами урока.
Игры и игровые упражнения социо-игрового приобщения к делу используются в процессе усвоения или закрепления учебного материала.
Игры творческого самоутверждения раскрывают творческий потенциал учащихся, позволяют им вжиться в предлагаемую роль, сделать её уникальной, используются для закрепления, обобщения и повторения изученного материала.
Игры вольные применяются для отработки учебных навыков. Содержание игр предусматривают свободное передвижение по кабинету всех учащихся класса одновременно.
Рекомендуется организовывать работу с детьми в малых группах, осуществлять выбор и смену лидера группы, обеспечивать обязательную двигательную активность детей во время учебного занятия и смену мизансцен, смену темпа деятельности, интеграцию всех видов деятельности, соблюдать принцип полифонии. Педагог выступает равноправным партнёром учащихся [1, 2, 4].
Многолетний опыт работы показал, во-первых, эффективность применения социо-игровой технологии, а, во-вторых, специфичность её применения при организации образовательного процесса с детьми с интеллектуальными нарушениями.
В первую очередь изменяется роль педагога. На начальном этапе ему отводится ведущая роль: педагог ведет беседу групп и устанавливает основные правила общения.
Лучше всего, если в группе будет 3-4 человека. Когда участников больше, пассивные учащиеся присутствуют в группе только номинативно. Они либо самоустраняются из общения, либо их «выталкивают» более активные школьники. По этой же причине каждый ребенок обязательно должен получить роль в разыгрываемой речевой ситуации. Работа в группе позволяет развивать умение участвовать в обсуждении определенной темы, в ходе общения планировать совместные действия для достижения результата.
В социо-игровой технологии самостоятельность детей принципиальна при выборе лидера группы. Процесс выбора у детей с интеллектуальными нарушениями может быть долгим, конфликтным или вовсе не состояться. Задача учителя – помочь определить лидера группы, используя наводящие вопросы, иногда – назначить его (чаще всего в начале применения социо-игровой технологии). В процессе обсуждения кандидатуры лидера дети развивают умения слушать и слышать собеседника, излагать своё мнение, доказывать свою точку зрения.
Смена лидерства – обязательное условие социо-игровой технологии. Учащиеся с нарушениями интеллекта редко самостоятельно меняют его в новой мизансцене. Педагог напоминает им об этом.
Ценными в социо-игровой технологии для учащихся с интеллектуальными нарушениями являются двигательная активность и смена мизансцен, позволяющие сохранить концентрацию внимания, снизить уровень стресса, предотвратить возникновение утомления, поддерживать интерес учащихся к работе на протяжении всего урока. Поэтому перемещение учащихся по кабинету для выполнения заданий – обязательное условие организации учебного занятия. Таких перемещений, в зависимости от количества и сложности мизансцен, может быть от 3 до 5.
Учебное занятие желательно объединить одним сюжетом и пригласить учащихся присоединиться к игре, к поиску. Качественно срежиссированные педагогом мизансцены развивают умения понятно задавать и отвечать на вопросы, высказываться логично, связно, пользоваться простыми формулами речевого этикета, уместно использовать мимику и жесты.
Сценарий урока задает темп деятельности. Время на выполнение каждого задания определяет учитель, так как у учащихся с нарушениями интеллекта недостаточно сформированы временные представления. При этом каждый ребенок в микрогруппе действует в своем темпе и выполняет доступный ему объём. Важно, чтобы по ходу работы дети вступали в общение, использовали разные виды реплик (вопрос, сообщение, дополнение, просьба), быстро и адекватно реагировали на них.
Интеграция различных видов деятельности – правило социо-игровой технологии и требование к современному учебному занятию. Сочетание различных видов деятельности положительно влияет на развитие диалогических умений. В изменяющейся ситуации детям приходится корректировать своё речевое поведение: выбирать нужные языковые средства и способы выражения мысли. Это является своеобразным прототипом делового и бытового общения.
Организация и проведение каждого вида игр также имеет свои особенности. Изначально социо-игровая технология предполагает высокую степень самостоятельности детей, но учащимся с интеллектуальными нарушениями легче действовать по подражанию. Они должны сначала увидеть, как действуют и что говорят другие дети или педагог, а затем выполнить сами или совместно с педагогом игровые действия (возможно, просто повторить слова предыдущего игрока). Поэтому сюжет и атрибуты игры должны быть хорошо известны детям с нарушениями интеллекта. При необходимости возможны уточняющие вопросы и сопряженное с педагогом проговаривание ответов. Часто на начальном этапе проводится совместное с педагогом тренировочное проигрывание. Увеличение темпа и усложнение задания возможны только после того как дети научились самостоятельно его выполнять по словесной инструкции.
Рассмотрим несколько примеров организации игр.
«Нос, пол, потолок» (игра-разминка). Ведущий называет слова, а дети указывают на тот предмет, который назван – пол, нос или потолок. Игра начинается с медленного темпа, затем темп увеличивается. Слова произносятся вразнобой, могут повторяться по 2–3 раза. Специфика организации игры для детей с интеллектуальными нарушениями:
вначале педагог выполняет игровые действия вместе с детьми, а дети действуют по подражанию;
после того как дети научились самостоятельно показывать нос, пол, потолок по словесной инструкции, можно увеличить темп и усложнить задание: ведущий называет не тот предмет, на который показывает, запутывает детей.
«Актеры» (игра творческого самоутверждения). Одна из микро-групп, сообща обыгрывают заданную скороговорку (этюд, загадку) с помощью мимики и жестов. Другие группы стараются угадать, что им показали. Вариант: инсценировка прочитанного текста.
«Изобрази профессию» (игра творческого самоутверждения). Играющие изображают действия, характерные для определённой профессии (шофёр садится, берётся за руль, включает двигатель, едет по дороге). Дети называют профессию.
Специфика организации игр для детей с интеллектуальными нарушениями:
для игры «Актёры»: игру предваряет работа по разъяснению смысла скороговорки (загадки);
для игры «Изобрази профессию»: уточняются характерные для этой профессии действия;
при необходимости предлагается образец выполнения задания;
Результативность применения социо-игровой технологии иллюстрирует принцип полифонии, сформулированный В.М.Букатовым: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Это значит, что все дети на каждом учебном занятии открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше в соответствии со своими возможностями. Что касается общения, то принцип полифонии проявляется в развитии и постепенном наращивании детьми диалогических умений.
Для воспроизведения социо-игровой технологии другими педагогами необходимо, чтобы работа проводилась в несколько этапов.
I этап – подготовительный
На этом этапе проводится исследование диалогических умений учащихся. Выявляются особенности сформированности компонентов диалогической речи. Определяется содержание коррекционной работы, подбираются социо-игровые задания, направленные на развитие диалогических умений.
II этап – основной
Применение в образовательном процессе методов, приёмов, форм и средств социо-игровой технологии.
III этап – рефлексивно-аналитический
На этом этапе проводится итоговая диагностика, оценка результативности работы.
Применение социо-игровой технологии позволяет развивать уже имеющиеся диалогические умения и дает возможность приобретать новые. Благодаря этому у учащихся формируются универсальные коммуникативные навыки, которые позволяют ребенку адекватно общаться с разными людьми в изменяющихся жизненных ситуациях. Дети научаются: вести беседу; формулировать вопросы и ответы; вычленять главное; терпимо и внимательно относиться к собеседнику; отстаивать свою точку зрения, но не навязывать ее; слушать и слышать.
Кроме того, применение социо-игровой технологии позволяет избежать заорганизованности и дидактической навязчивости урока, развивает взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый». Атмосфера равноправия и партнёрства на занятиях содействует коррекции импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения, решает задачи «социального» закаливания (вариативность поведения в различных жизненных ситуациях).
Идеи социо-игровой технологии актуальны не только в работе с младшими, но и со старшими школьниками.
Список использованной литературы
1. Букатов, В. М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада. – СПб.: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 160 с.
2. Букатов, В. М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения / В. М. Букатов, А. П. Ершова. – М.: Первое сентября, 2000. – 224 с.
3. Змушко, А. М. Коммуникативная технология обучения языку в специальной школе / А. М. Змушко // Коррекционно-образовательные технологии: сб. науч. ст. / М-во обр. РБ, БГПУ им. М. Танка; редсовет. А. Н. Коноплева (отв. ред.) [и др.]. – Мн. : Народная асвета, 2007. – С. 81–97.
4. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов / М. : Московский психолого-социальный институт (МПСИ), «Флинта». – 4-е изд., 2010. – 344 с.