VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

г. Санкт-Петербург, Россия

Кондратьева С.Ю.,

профессор кафедры логопедии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», доктор психологических наук

Ковалева М.В.,

доцент кафедры логопедии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», кандидат педагогических наук

Наставничество как формат вовлечения в профессионально-педагогическую деятельность

 

Аннотация. В статье освещаются вопросы реализации наставнической деятельности в вузе. Представлен опыт реализации наставнической деятельности с обучающимися разных уровней обучения; охарактеризованы роль наставника; модели наставничества.

Ключевые слова: наставничество, наставник, обучающийся, профориентация

Kondrateva S.Yu., Kovaleva M.V.

MENTORING AS A FORMAT OF INVOLVEMENT IN PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Abstract. The article reveals the issues of the implementation of mentoring activities at the university. The experience of implementing mentoring activities with students of different levels of education is presented; the role of a mentor is characterized; mentoring models are described.

Keywords: mentoring, mentor, student, career guidance

 

В настоящее время профориентационная работа, осуществляемая в высшем учебном заведении, имеет важное значение и является необходимым этапом подготовки всего образовательного процесса. При этом одним из ключевых является вопрос о необходимости реализации деятельности по профориентированию с обучающимися с использованием различных моделей наставничества [4].

Данная работа организуется и проводится в рамках обеспечения непрерывности ступеней образования (школа – университет, школа – педагогический колледж – университет).

Сегодня наставничество можно рассматривать как кадровую технологию, как особый вид профессионально-педагогической деятельности в области специального образования, реализуемый в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (школы, в том числе имеющие классы психолого-педагогического профиля, педагогический колледж, высшее учебное заведение), в рамках специальных обучающих проектов, семинаров, презентаций, мастер-классов и других просветительских мероприятий [1, 2].

Представляется, что педагогическое наставничество особенно актуально для обучающихся школьного возраста в период выбора будущей профессии и обучающихся колледжей и вузов при переходе на следующую образовательную ступень, в адаптационный период [5, 6].

Таким образом, в области специального образования в настоящий момент мы можем говорить о реализации наставнической деятельности между вузом и школой, вузом и средним профессиональным образованием, а также о наставнической работе с обучающимися университета.

При этом наставническая работа в университете направлена на обучающихся, которые выбрали для себя педагогическую профессию, в плане их обогащения не только научными психолого-педагогическими знаниями, но и навыками работы с детьми разных нозологических групп, взаимодействию с педагогами образовательных организаций, умению заинтересовать и вовлечь в работу родителей детей. 

Профессия учителя-логопеда совершенно справедливо считается одной из наиболее сложных, поскольку его работа связана с осуществлением психолого-педагогического сопровождения детей с различными вариантами дизонтогенетического развития и оказания им высококвалифицированной логопедической помощи. Процесс обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, отличается повышенной сложностью и требует максимальной концентрации, настоящего мастерства, вдохновения и самоотдачи [4]. Таким образом, роль наставника чрезвычайно важна в период обучения в высшем учебном заведении.

В исследованиях, посвященных подготовке педагогических кадров в системе высшего образования описаны различные модели наставничества и методы наставнической деятельности. При этом наставническая деятельность рассматривается как технология повышения квалификации, мотивации, профессиональной адаптации, личностного и профессионального роста [7, 8].

Среди методов наставничества чаще используются следующие методы: интерактивные, анализ практических ситуаций, анализ деятельности подопечного и другие.

Говоря о моделях наставничества следует остановиться на двух классификациях. Дж. Максвелл описал следующие модели наставничества: «Гуру и его последователь», «Мастер и подмастерье», «Творческий тандем». В каждой из указанных моделей наставничества можно выделить и достоинства, и недостатки. В своем исследовании М.А. Герасимова, А.С. Фетисов, Н.В. Горбунова описали следующие модели, реализуемые в ходе наставнической деятельности: групповое наставничество, партнерское наставничество, традиционное наставничество и так называемое флешнаставничество, предполагающее обмен профессиональными знаниями, информацией через однократные встречи.

Выбор модели наставничества зависит с одной стороны, от контингента, с которым взаимодействует наставник, с другой стороны от индивидуальных особенностей самого наставника и целей наставничества в целом.

При этом важно подчеркнуть, что при реализации любой модели наставничества к наставнику предъявляются высокие требования. С одной стороны, наставник – это профессионал, выполняющий свой должностные обязанности, использующий современные технологии, отвечающий за результаты своей работы. С другой стороны, наставник –специалист, способный эффективно и доступно передавать свои знания и практические умения наставляемым.

В педагогическом университете имени А.И. Герцена для обучающихся старших классов проводятся: «Герценовские среды».  Школьники 9–11 классов приходят на кафедру логопедии, посещают лекции. Студенты проводят для школьников экскурсии по корпусу института, профориентационные мероприятия и мастер-классы. Кроме этого, в течение длительного времени РГПУ имени А.И. Герцена реализуется проект «Продленка с Герценовским университетом» в формате вебинаров, ориентированный прежде всего на школьников.

При организации и проведении мероприятий такого плана для обучающихся школ студенты приобретают ценный и важный опыт публичных выступлений, участия в дискуссиях, совершенствуются в умении отвечать на вопросы, презентовать свой опыт.

Таким образом, в формах работы, описанных выше наставническая работа представлена как эффективная, действенная форма вовлечения в профессионально-педагогическую деятельность, в том числе в области специального образования.

На кафедре логопедии РГПУ имени А.И. Герцена в процессе обучения студенты проходят ознакомительную, предметно-содержательную, производственную педагогическую и стажерскую практики. На наш взгляд, учебная и производственная практики позволяют реализовать все указанные модели наставничества. Предполагается, что при прохождении стажерской практики на выпускном курсе успешно реализуется модель «творческий тандем», когда студент – будущий логопед и логопед-наставник становятся единой профессиональной командой, успешно решают поставленные задачи и разделяют ответственность за результат.

С целью формирования профессиональных компетенций, профессиональной мотивации и личностных качеств, на кафедре логопедии института дефектологического образования и реабилитации школа наставническая работа осуществляется при проведении различных мероприятий, в которых участвуют студенты-первокурсники и студенты старших курсов, а также выпускники кафедры, работающие в образовательных организациях. Это «День логопеда», «Презентация свода правил для обучающихся кафедры логопедии», «День Российского студенчества», просветительский проект «Логопедия в лицах», а также различные мастер-классы в рамках изучения профильных дисциплин с привлечением специалистов-практиков [3].

При организации и проведении мастер-классов со специалистами, работающими в образовательных учреждениях, наставническая деятельность как особый вид психолого-педагогической деятельности реализуется через систему обучения, предполагающую приобретение теоретических знаний и практического опыта в режиме реального времени в рабочей обстановке при проведении практического или лабораторного занятия.

Подобный опыт взаимодействия является крайне важным в наставнической деятельности, поскольку в процессе таких встреч будущие учителя могут увидеть, что современный педагог – это не тот, кто только выполняет свои функциональные обязанности на рабочем месте, но и человек, который готов представить свой педагогический опыт на разных площадках и уровнях обучения.

Опыт проведения мероприятий такого плана позволяет сделать предположение, что наставничество или шефство в период обучения в вузе способствует формированию профессиональной мотивации студентов, будущих педагогов, в том числе коммуникативной и социально-статусной мотивации, когда будущая профессия, осваиваемая специальность воспринимается как средство социального успеха; мотивации, направленной на профессионально-личностную самореализацию, когда обучающийся развивает и совершенствует свои профессиональные навыки, таланты в направлении будущей профессиональной деятельности.

С другой стороны, посредством наставнической деятельности между школой и вузом, колледжем и вузом осуществляется профориентационная работа, являющаяся значимой для высшего учебного заведения, в том числе в ходе проведения приемной кампании.

Обобщая сказанное выше, следует сделать вывод о том, что педагогическое наставничество является важным звеном при осуществлении образовательного процесса и одним из ключевых условий поддержания конкурентноспособности высшего учебного заведения, а также его успешного развития и стабильного функционирования.

 

Список использованной литературы

1. Дудина, Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура / Е. А. Дунина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017. – №5. – С.25–36.

2. Литвинова, Г. А. Методы и формы превентивного управления трудоустройством выпускников регионального вуза / Г. А. Литвинова // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. материалов XIII Междунар. научно-практ. конф., 19 ноября 2021, г. Белгород / под редакцией С.А. Михайличенко, Ю.Ю. Буряка. – 3-х частях. – Ч. 2. – Белгород, 2021. – С. 173–182.

3. Кондратьева, С. Ю. Наталья Николаевна Трауготт – нейропсихолог и психиатр / С. Ю. Кондратьева, М. В. Ковалева // Сборник материалов X Всероссийской (с международным участием) научно-практ. конф. им. проф. Н.Н. Трауготт, Санкт-Петегрбург, 24-26 ноября, 2022 года / Под общей редакцией Е.И. Гальпериной. – Санкт-Петербург, 2022. – С. 64–69.

4. Кондратьева, С. Ю. Характеристика целостной педагогической системы профориентационной работы с обучающимися разных уровней обучения / С. Ю. Кондратьева, М. В. Ковалева // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 2 (74). – С. 5–12.

5. Нугуманова, Л. Н. Наставничество как форма непрерывного образования профессиональной самореализации педагога / Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60(4). – С. 302–305.

6. Олиндер, М. В. Профориентационная работа со старшеклассниками: проблемы и перспективы довузовской подготовки / М. В. Олиндер // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63(1). – С.218–221.

7. Храмцова, Т. Г. Сущность идеи непрерывного образования и методы профориентационной работы высшего образовательного учреждения / Т. Г. Храмцова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 21 октября – 14 ноября 2019 года / Под общей редакцией А. Г. Миронова. – Красноярск, 2019. – С. 305–307.

8. Черевко, М. А. Педагогическое наставничество как фактор профессионального самоопределения молодых педагогов: региональный аспект / М. А. Черевко // Власть и управление на Востоке России. – 2022. –№3. – С.150–159.

 

Add comment


Security code
Refresh