г. Казань, Россия
Егорова З.Р.,
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики специального образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Персонализация образования в высшей школе в условиях цифровизации
Аннотация. В статье рассматривается персонализированный подход в сфере высшего образования, предполагающий активное участие обучающихся в выборе стратегии обучения и темпов его освоения. Обсуждаются задачи вузов, направленные на подготовку конкурентоспособных специалистов, необходимость адаптации педагогических методов к требованиям рынка труда и персонализации образовательных траекторий. Отмечается, что в современном образовательном процессе возрастают ожидания от внедрения цифровых технологий, однако существуют препятствия для их полноценной интеграции. Рассматриваются препятствия, с которыми сталкивается персонализированное обучение в России, а также потенциал его развития на основе цифровых инструментов.
Ключевые слова: высшее образование, персонализированное обучение, цифровые технологии.
Egorova Z.R.
PERSONALIZATION OF EDUCATION IN HIGHER SCHOOL
IN CONDITIONS OF DIGITIZATION
Abstract. The article considers a personalized approach in the field of higher education, which involves the active participation of students in choosing a learning strategy and the pace of its development. The tasks of universities aimed at training competitive specialists, the need to adapt pedagogical methods to the requirements of the labor market and the personalization of educational trajectories are discussed. It is noted that in the modern educational process, expectations from the introduction of digital technologies are increasing, but there are obstacles to their full integration. The article examines the obstacles faced by personalized learning in Russia, as well as the potential for its development based on digital tools.
Keywords: higher education, personalized learning, digital technologies.
Гуманистическая педагогика предполагает, что образование должно не навязывать единую для всех обучающихся цель, а создавать условия и предпосылки для достижения каждым его собственных, самостоятельно выбранных целей. В последнее время на образовательные технологии возлагаются большие ожидания, однако они становятся источником серьёзных разочарований [4].
Высшие учебные заведения должны решать важные вопросы, связанные с подготовкой конкурентоспособных специалистов, например: изменения образовательного процесса для обеспечения выпускникам вузов востребованности на рынке труда; определение личных качеств выпускников, способствующих повышению их ценности на рынке труда; разработка учебных программ с учетом современных образовательных трендов. В этой связи становится очевидным, что требуется, во-первых, переход к персонализации образовательного процесса, во-вторых, подготовка выпускников к решению практических задач, и, в-третьих, адаптация педагогического состава к цифровым образовательным технологиям. Образовательный процесс должен быть ориентирован на всестороннее развитие личности, а не ограничиваться накоплением знаний в отдельных дисциплинах. Решение этих задач предполагает отказ от традиционной системы передачи знаний и пересмотр образовательной стратегии вузов в соответствии с требованиями работодателей, ожиданиями студентов и тенденциями в системе образования [6].
Персонализированный подход в образовании рассматривается как метод проектирования и реализации учебного процесса, в котором обучающийся выступает активным субъектом своей образовательной деятельности. Основная цель персонализированного обучения заключается в том, чтобы предоставить студентам возможность самостоятельно определять стратегию и темпы своего обучения, что способствует оптимизации образовательного процесса и повышению его эффективности. По своей сути, персонализированное обучение представляет собой совокупность педагогических подходов и академических стратегий, образовательных программ и учебных процессов, направленных на удовлетворение конкретных образовательных потребностей, интересов и запросов, обусловленных культурным опытом и индивидуальными особенностями обучающихся [1].
Э.И. Бахтеева, цитируя Б. Брей и К. Маккласки, пишет, что следует разделять подходы к обучению: персонализированный, индивидуализированный и адаптивный на основе распределения ролей преподавателя и обучающегося. В индивидуализированном и адаптивном обучении преподаватель принимает решения, из своего понимания потребностей, интересов и возможностей обучающегося [2].
В основе персонализированного обучения лежит активная роль самого обучающегося в процессе личностного развития, что является необходимым условием для достижения ими профессионального успеха и карьерного роста. Обучающимся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, выбирать посильные задания, тесты и контрольные материалы, а форма обучения может быть как индивидуальной, так и групповой. Самореализация личности становится ключевым условием для профессионального успеха. Это осознанный выбор обучающегося, который оказывается в центре образовательного процесса, самостоятельно определяя свой путь для реализации потенциала [6].
Концепция персонализации базируется на универсальных принципах, таких как возможность создания обучающимся индивидуальной образовательной траектории, его контроль над темпом обучения, личная мотивация, а также взаимодействие с коллегами и партнёрами. Под персонализацией подразумевается подход, направленный на развитие личности обучающихся и их самостоятельной деятельности по совершенствованию образовательного уровня в контексте выбранной специальности. Личностное развитие охватывает интересы, стремления, знания и опыт, что происходит на фоне адаптации к быстро меняющимся требованиям рынка труда, при этом самостоятельная работа в рамках специальности является ключевым элементом персонализации [6].
Ключевыми атрибутами персонализированного обучения для будущих педагогов выступают свобода выбора, возможность самостоятельного управления образовательной деятельностью, проявление индивидуальности и разработка персональной образовательной траектории. Персонализированное обучение предоставляет студентам возможность исследовать и развивать свои личные интересы, увлечения, а также формировать профессиональные гибкие навыки [2].
В основе персонализированного подхода лежит активная роль обучающегося, который самостоятельно формулирует образовательные цели, принимает участие в планировании и выборе методов обучения, а также осуществляет анализ своих образовательных результатов. Такой подход способствует развитию критического мышления и повышению уровня самостоятельности в учебной деятельности [3].
Однако имеется очевидное противоречие: с одной стороны, необходимо удовлетворять запросы обучающихся на персонализированное обучение на всех уровнях образовательной системы, с другой – образовательный процесс жёстко структурирован через образовательные программы, рабочие программы дисциплин, фиксированное расписание. Хотя образовательный процесс не может быть полностью адаптирован под каждого отдельного обучающегося, они должны иметь реальную возможность развивать свою активность и ответственность за выбранную траекторию, осуществлять осознанный индивидуальный выбор, оценивать собственные достижения и, что наиболее важно, осознавать себя как личность [6].
Э.И. Бахтеевой подчеркивается особая роль преподавателя в реализации персонализированного подхода, отмечается необходимость пересмотра подходов к отбору содержания и методов обучения, организации взаимодействия со студентами и восприятия учебной деятельности преподавателями. Однако на сегодняшний день вопросы внедрения персонализации в образовательную практику педагогических вузов остаются недостаточно разработанными [2].
В настоящее время даже при декларируемом переходе к персонализации образования система оценивания и аттестации остаётся прежней, как и отношения между преподавателем и обучающимися. Среди основных препятствий можно выделить отсутствие интегрированных платформ, способных объединить различные образовательные модули и решения в персонализированную траекторию обучения; нехватку нормативно-правовых и управленческих инициатив; дефицит доверия со стороны работодателей, обучающихся и общества; недостаточная доля обучающихся, обладающих гибкими навыками самоорганизации в обучении; а также непонимание важности произошедших изменений внутри педагогического сообщества [4].
В последние годы ключевые тенденции в персонализированном обучении значительно обусловлены достижениями в сфере цифровых технологий и автоматизированных систем обучения [5].
При этом активному развитию персонализированного обучения способствует быстрое распространение современных информационных технологий и искусственного интеллекта. Масштабное внедрение технологий онлайн-обучения создает основу для развития персонализированного образования, которое направлено на стимулирование самостоятельного обучения, учитывая индивидуальные и психологические особенности обучающихся. Внедрение цифровых образовательных технологий требует новых знаний и навыков, а преподаватели должны быть готовы к непрерывному профессиональному развитию на протяжении всей своей карьеры [6].
В отечественной системе образования персонализированное обучение на основе использования искусственного интеллекта находится на этапе начального внедрения. Персонализированное обучение представляет собой интеграцию возможностей, предусмотренных образовательной программой, и вариантов внеучебной образовательной деятельности, что в совокупности позволяет студентам определить индивидуальный путь к профессиональному становлению. В России на данном этапе только небольшое количество вузов внедряет персонализированное обучение, используя компьютеризацию для связи между участниками процесса и оценки результатов. Однако именно эти технологии могут и должны широко использоваться для адаптации учебного процесса под индивидуальные способности каждого обучающегося [1].
Персонализированные образовательные технологии, основанные на использовании цифровых инструментов, обеспечивают учет индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого обучающегося, способствуют повышению мотивации и вовлеченности в учебный процесс, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к уровню цифровой компетентности преподавателей высшей школы [3].
Список использованной литературы
1. Артюхина, А. И. Персонализированный подход к педагогической подготовке кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре / А.И. Артюхина, В.М. Чижова, В.И. Чумаков // КВТиП. 2022. №S1.
2. Бахтеева, Э. И. Персонализированная образовательная среда как эффективное условие профессиональной подготовки будущего педагога / Э.И. Бахтеева, С.В. Геркушенко // Известия ВГПУ. 2021. №9 (162).
3. Бороненко, Т.А. Развитие персонализированного обучения будущих педагогов через генерацию курсов с использованием искусственного интеллекта / Т А. Бороненко, В. С. Федотова // МНКО. 2024. №4 (107).
4. Ермаков, Д.С. Персонализированная модель в "цифре" / Д.С. Ермаков, П.Н. Кириллов // Образовательная политика. 2019. №3 (79).
5. Лоскутова, А.В. Практическое применение цифровых технологий в процессе персонализации высшего образования / А.В. Лоскутова // Kant. 2023. №2 (47).
6. Моисеева, Т.В. Персонализация образования – новое направление высшей профессиональной школы / Т.В. Моисеева // МНКО. 2024. №1 (104).
Add comment