VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

г. Вологда, Россия

Поярова Т.А.,

директор института педагогики, психологии и физической культуры, доцент кафедры психологии, педагогики и социальной работы Вологодского государственного университета, доцент, кандидат педагогических наук

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей в общении у детей старшего дошкольного возраста

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы становления процессов общения в старшем дошкольном возрасте и возникающих у детей трудностей. Трудности могут быть операциональными и мотивационными. И те, и другие можно преодолеть через организацию соответствующей помощи детям путем реализации соответствующей программы. Описаны основные принципы программы, изложены результаты экспериментальной проверки эффективности развивающей программы.

Ключевые слова: особенности общения дошкольников, операциональные и мотивационные трудности, формы взаимодействия, развитие.

 

Poyarova T.A.

PSYCOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR OVERCOMING

COMMUNICATION DIFFICULTIES IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN.

Abstract.  The article examines the problems of development of communication processes in senior preschool age and the difficulties that arise in children. The difficulties can be operational and motivational. Both can be overcome through the organization of appropriate assistance to children through the implementaton of an appropriate programme. The basic principles of the programme are described, and the results of an experimental test of the effectiveness of the development programme are presented.

Keywords: peculiarities of communication of preschoolers, operational difficulties, motivational difficulties, forma of interaction, development.

В дошкольный период онтогенеза у ребенка активно развиваются психические процессы, возникают первые формы произвольности, большую роль в становлении личности начинает играть общение со сверстниками и взрослыми. От того, как сложатся отношения ребенка в первой группе сверстников, во многом зависит последующий путь его социального развития.

Современная ситуация развития детей характеризуется высокой занятостью родителей, и, следовательно, недостаточностью общения в семьях. Кроме того, характерные для возраста ролевые игры в настоящее время значительно замещены компьютерными играми, не требующими взаимодействия с другими детьми. В итоге навыки общения у детей оказываются недостаточно сформированы, что в случае необходимости установления контакта вызывает трудности. Неумение выразить просьбу, понять другого, пойти на уступку или отстоять свой интерес порождают массу конфликтов в детской среде – группах детских садов. Определенные личностные особенности некоторых детей – застенчивость, тревожность, агрессивность – усугубляют ситуацию.

Явное противоречие между значимостью владения навыками общения для становления личности и особенностями процесса развития этих навыков на начальном этапе обусловило цель исследования -  выявление психолого-педагогических условий преодоления трудностей в общении старших дошкольников.

Общение – это процесс социального взаимодействия между людьми для передачи информации, организации совместной деятельности, установления взаимопонимания.
Эффективность общения связана с наличием коммуникативных способностей у партнеров, которые включают в себя 1) желание вступать в контакт с окружающими; 2) умение организовывать общение, включающее в себя умения слушать собеседника, эмоционально сопереживать ему, решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими [2].

В дошкольном возрасте кроме общения со взрослыми большую роль начинает играть взаимодействие со сверстниками, отношения с другими детьми приобретают для ребенка высокую значимость. Общение дошкольников характеризуется большим разнообразием и широким диапазоном коммуникативных действий, яркой эмоциональной насыщенностью, нестандартностью контактов, преобладанием инициативных действий над ответными [4]. В старшем дошкольном возрасте у детей возникает избирательная привязанность и дружба, в детском коллективе происходит явная дифференциация: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. В основе популярности дошкольников лежат не развитие интеллекта и не организаторские способности, а эмоциональное отношение к сверстнику, проявляющееся не только в эмоциональных проявлениях, но и в помощи другим детям.

Определенная часть детей испытывает трудности во взаимодействии со сверстниками, что проявляется как в ролевых играх, так и в ситуациях нерегламентированного общения. Причины трудностей разнообразны. Ими могут быть неблагополучные отношения в семье, когда к ребенку предъявляют чрезмерные требования или отвергают его. Проблемы создают и психофизиологические нарушения, особенности нервной системы: уход в себя и пассивность, высокая тревожность, либо повышенная возбудимость с агрессивностью, двигательная расторможенность.

А.А. Рояк выделяет два основных типа трудностей в общении дошкольников: операциональные и мотивационные. Операциональные трудности возникают в связи с недостаточностью сформированности игровых навыков, когда возможности ребенка расходятся с возможностями большинства детей группы, и он дезорганизует игру. Мотивационные трудности возникают при расхождении ведущих потребностей ребенка и остальных детей. Вместо потребности в игровой деятельности у ребенка может доминировать потребность в другой деятельности, например, в творческой, что не привлекает остальных. Иногда игра используется ребенком для самоутверждения, что приводит к ссорам и эмоциональному неблагополучию. При любом варианте трудности у ребенка формируется недоброжелательное отношение к сверстникам [3].

Формирование навыков общения является важным фактором социализации ребенка.   Неумение общаться вызывает у ребенка чувство психологической незащищенности, приводит к искажениям в поведении и развитии неадекватного самоотношения. Затруднения в общении детей в последние годы возникают гораздо чаще, что требует особого внимания педагогов и поиска способов помощи детям.

С целью поиска путей преодоления трудностей в общении у детей старшего дошкольного возраста была разработана и апробирована специальная развивающая программа в одном из детских садов г. Вологды. В задачи программы входило формирование позитивного отношения к взрослым и сверстникам, чувства принадлежности к группе, повышение уверенности в себе, развитие умения понимать состояния другого человека, навыков взаимодействия и усвоение норм общения.

Программа реализована в 2023–2024 учебном году с детьми подготовительных групп, испытывающих трудности в общении. Программа включала в себя 29 занятий продолжительностью 30–35 минут, проводившихся два раза в неделю, и основывалась на принципах, сформулированных М.Р. Битяновой:

  • последовательность и преемственность;
  • специфичность обстановки;
  • симпатия и участие;
  • игровой характер занятий;
  • включение элементов поведенческого тренинга для отработки навыков;
  • использование релаксационных упражнений;
  • применение упражнений, направленных на сплочение группы [1].

Виды деятельности, использованные на занятиях: беседы, подвижные игры, психогимнастика, проигрывание ситуаций, коммуникативные игры, релаксационные упражнения, рисование, лепка. Содержание занятий составлялось на основе разработок Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Е.К. Лютовой, Л.В. Пасечника и др. Каждое занятие традиционно включало в себя ритуал приветствия, разминку, основное содержание для решения задач программы, и рефлексию. На основном этапе чередовались виды деятельности, усложнялись задания к концу занятия, игр/упражнений было не более 4-х.

До начала реализации программы были сформированы экспериментальная и контрольная группы, что позволило в итоге оценить эффективность программы как психолого-педагогического условия преодоления трудностей в общении.

Для выявления детей с трудностями в общении использовался метод экспертной оценки – попарное сравнение. В качестве экспертов выступили воспитатель, младший воспитатель, музыкальный работник, педагог по физическому воспитанию, няня группы. С экспертами проведено предварительное занятие по обсуждению особенностей общения в дошкольном возрасте, возможным проблемам в общении детей, их проявлениям в поведении. Экспертиза проведена в трех подготовительных группах, в результате которой в каждой группе выявлены дети с проблемами – набравшие баллы в интервале Хi < [Хср - σ]. Таких детей оказалось 33 человека, по 10, 11 и 12 в подготовительных группах детского сада. С помощью таблицы случайных чисел 33 ребенка были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Случайный отбор предполагает эквивалентность групп на начало формирующего эксперимента.

С целью учета индивидуальных особенностей дошкольников экспериментальной группы в процессе развивающих занятий с воспитателями проведена беседа о каждом ребенке. Качественные характеристики показали, что для некоторых участников эксперимента характерны агрессивность по отношению к сверстникам, другие не умеют находить контакт с ровесниками, кто-то часто отнимает игрушки или ломает чужие конструкции из Лего, часть детей отвергается из-за плохой речи (над ними смеются), какие-то дети очень пассивны на занятиях.

Занятия в экспериментальной группе проводились с ноября 2023 года по март 2024 года. На первых занятиях возникало много трудностей: нежелание идти на занятие, сопротивление инструкциям, отказ от участия в играх и упражнениях. В этом случае таким детям предлагалась роль наблюдателей. На третьем-четвертом занятии все дети включились в работу, с удовольствием участвуя в деятельности и интересуясь тем, когда будет следующее занятие. К концу занятий все дети стали полноценными участниками игр, стали свободно входить в контакт друг с другом и педагогом, оказывать помощь другому при необходимости. Дети из разных групп детского сада, встречаясь на прогулке, вступали в контакт, рассказывая друг другу события своего дня и впечатления. По словам воспитателей, поведение детей экспериментальной группы изменилось: дети стали доброжелательнее, охотнее участвуют в коллективных играх, не портят игрушки, обращаются за помощью и сами предлагают помощь, редко нарушают дисциплину.

Для обоснования эффективности апробированной программы проводилась повторная диагностика детей по той же методике. Предположительно рейтинги детей – участников экспериментальной группы должны измениться в лучшую сторону. Попарное сравнение осуществлялось в реальных группах. Численность реальных групп детского сада одинакова (по 27 человек), что дает возможность сравнивать по этим рейтингам экспериментальную и контрольную группы, а также изменения в самой экспериментальной группе.

В соответствии с данными, представленными в порядковой шкале, использовался критерий Манна-Уитни для сопоставления групп (Uэмп.=89*). Данный показатель свидетельствует о том, что уровень общения детей экспериментальной группы стал на достоверном уровне выше, чем у детей контрольной группы (р≤0,05). Изменения в самой экспериментальной группе оценивались с помощью критерия Вилкоксона. Тэмп.=35*, значение которого подтверждает достоверность улучшения навыков общения у данных дошкольников. Основываясь на результатах анализа статистических гипотез, можно сделать вывод о том, что разработанная развивающая программа является эффективным психолого-педагогическим условием преодоления трудностей в общении у детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа может быть рекомендована для использования в любых дошкольных образовательных организациях, причем реализовывать данную программу могут не только психологи, но и педагоги.

Список использованной литературы

1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998. – 298 с.

2. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 240 с.

3. Рояк, А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста / А. А. Рояк // Вопросы психологии. – 1974. – № 4. – С.71–84.

4. Смирнова, Е. Ю. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. Ю. Смирнова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 365 с.

 

Add comment


Security code
Refresh