VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

г. Гродно, Беларусь

Шахнюк Е.В.,

учитель-дефектолог ГУО «Гимназия №6 имени Ф.Э. Дзержинского г. Гродно», магистр педагогических наук

Психолого-педагогические аспекты социализации учащихся начальных классов с речевыми нарушениями

Аннотация. В статье раскрыты психолого-педагогические аспекты социализации учащихся начальных классов с речевыми нарушениями. Предложена программа психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся, направленная на оказание педагогической поддержки учащимся с речевыми нарушениями, на создание максимально комфортных условий, позволяющих учащимся с речевыми нарушениями успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений. 

Ключевые слова: нарушения речи; социализация; программа психолого-педагогического сопровождения

 

Shakhniuk E.V.

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SPECIFICS OF SOCIALIZATION FOR SPEECH-IMPAIRED ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

Abstract. The article expands on psychological and educational specifics of socialization for speech-impaired elementary school students. It suggests a program for psychological and educational support for this student group, which is targeted at educational support for speech-impaired students, fostering and maximizing a comfortable environment that allows speech-impaired students successfully function and develop themselves in a school relationship setting.

Keywords: speech-impaired, socialization, psychological, educational, support program.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большее количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, правила, законы, непосредственно не воспринимаемые явления и т.п.) [3].

Нарушения речи, как правило, отрицательно влияют на все психическое развитие учащегося начальных классов, отражаются на его поведении, учебной деятельности [4]. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут негативно сказываться на формировании личности учащихся классов, вызывать специфические особенности эмоционально-вoлевой сферы, способствовать развитию различных отрицательных качеств характера (нерешительности, застенчивости, чувства неполноценности, замкнутости). Дети с речевыми дефектами нередко подвергаются насмешкам со стороны сверстников, вынуждены выслушивать обидные замечания, они отказываются от участия в праздниках, концертах, развлекательных мероприятиях [5].

Основная работа социально-педагогической службы направлена на развивающую работу с учащимися начальных классов, имеющими речевые нарушения, их родителям и педагогическим коллективом школы. Основное внимание направлено на развитие познавательных процессов и коррекцию речевых нарушений у младших школьников.

Приоритетным в психолого-педагогическом сопровождении является обеспечение разностороннего развития личности, создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, стремление помочь ему реализовывать свой творческий потенциал, развить интеллектуальные способности. В центре внимания находится личность, индивидуальность каждого ученика, его защита, развитие и саморазвитие [2].

Учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог-психолог и  учитель начальных классов проводят коррекционную и развивающую работу с детьми на основе психологического заключения и в соответствии с возможностями возраста и личностными особенностями конкретного ребенка.

Взаимосвязь учителя-дефектолога и педагога-психолога предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление программ коррекционной работы, совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического развития учащихся начальных классов с нарушениями речи, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Педагог-психолог участвует в формировании навыков эффективного общения, адекватного отношения к речевому дефекту, производит коррекцию нежелательных личностных особенностей (замкнутости, чувства собственной неполноценности и т.д.), профилактику нервно-психических нарушений.

Построение эффективной системы социально-педагогического сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, облегчать интегративные процессы [1].

Содержание психолого-педагогического сопровождения на этапе начального школьного образования составляет определение готовности к школьному обучению, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности учащихся начальных классов с речевыми нарушениями к учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей. Кроме того, специалисты психолого-педагогического сопровождения оказывают поддержку в решении других личностных проблем и проблем социализации, в формировании жизненных навыков, предупреждении неврозов, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.

Формами сопровождения могут быть индивидуальная, групповая, фронтальная. На уровне класса форму сопровождения определяют учитель-дефектолог и классный руководитель. Они обеспечивают необходимую педагогическую поддержку учащемуся с речевыми нарушениями в решении задач обучения, воспитания и развития. Основные цели их деятельности – создание ситуации «эмоционального комфорта», предотвращающей дезадаптацию учащегося, помощь в преодолении трудностей в обучении, развитие самостоятельности, предупреждение возникновения острых проблемных ситуаций. На уровне школы работа ведется командой: учителями, психологами, дефектологами, социальными педагогами. Они выделяют проблемы в развитии учащихся начальных классов с речевыми нарушениями и оказывают помощь в  преодолении проблем развития, воспитания и обучения, разрешении сложностей во взаимодействии с учителем, родителями, сверстниками. Для решения этих задач используется дифференцированный подход.

Цель программы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальных классов с речевыми нарушениями: создание максимально комфортных условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений.

Задачи программы:

  • Развивать различные поведенческие умения, обеспечивающие успешность включения учащегося в учебную деятельность.
  • Сформировать у учащихся желание и стремление участвовать в индивидуальной и совместной учебной деятельности.

Программа представлена структурно. Ее реализация происходит поэтапно и по времени охватывает первое полугодие учебного года. Программа периода включает в себя аналитическую, диагностическую, развивающую, консультативную, корректирующую педагогическую деятельность.

В начале сентября происходит знакомство с учащимися начальных классов, имеющими различные речевые нарушения – это первый и второй этапы программы. Второй этап программы – диагностический, который реализуется  в течение 10 – 15 дней, предусматривает изучение психофизиологических особенностей каждого учащегося  с речевыми нарушениями, выявление уровня развития высших психических функций, особенностей поведенческих реакций, уровня развития познавательной сферы. Индивидуальные психофизиологические характеристики фиксируются в индивидуальных картах ребенка.

Второй этап плавно переходит в третий – содержательно-операциональный. На основе диагностических данных через систему заданий проводится тренинг основных психофизических характеристик, который обеспечивает оптимизацию познавательной деятельности и поведенческих реакций. Одновременно происходит социализация учащихся. Это наиболее длительный и важный этап. Его продолжительность ориентировочно 2 – 3 месяца.

На четвертом этапе проводится заключительная диагностика по оценке уровня адаптации учащихся с речевыми нарушениями. Отслеживается продвижение ребенка по отношению к самому себе. Данные фиксируются в индивидуальных картах. На этом этапе так же выявляются учащиеся, которые по разным причинам не смогли пройти адаптацию. Для них существует шестой этап – коррекционно-развивающий. С ними проводят специальные занятия школьный психолог, социальный педагог и учитель-дефектолог по индивидуальным программам.

На всех этапах реализации программы родители и коллектив гимназии сопровождаются информацией об адаптации учащихся. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения позволяет наиболее успешно и безболезненно освоиться учащимся  с речевыми нарушениями в школе.

На профилактическом этапе путем специальных взаимодействий на учащихся во многих случаях удается предотвратить или затормозить проявление у них различных отклонений от норм, в частности речевой патологии.

Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых расстройств имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей. Эти знания имеют непосредственное отношение к гигиене речевого развития, являющегося важнейшим показателем нервно-психического здоровья ребенка. Задачи ее в основном сводятся к изучению возрастных этапов речевого онтогенеза и выявлению условий (включая внешнюю среду и социальные условия) положительно или отрицательно влияющих на речевое развитие. Разрабатываются рекомендации и нормативы по психофизиологическим условиям воспитания детей, научно обосновываются стимулы психического развития ребенка и возможности их применения, организуется массовая пропаганда психологических и педагогических знаний среди населения.

Таким образом, практическое выражение психолого-педагогического сопровождения видится в осуществлении комплексной диагностики, выявлении индивидуально-типологических особенностей каждого учащегося с различными речевыми нарушениями, разработке и реализации программ коррекционного процесса, направленного на оказание педагогической поддержки учащимся с речевыми нарушениями.

Список использованных источников

1. Конаплёва, А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития / А.Н. Коноплёва, Т.Л. Лещинская, В.Ч. Хвойницкая // Дефектология. 2003. – №2 – С. 3–10.

2. Кушнир, Н.Я. Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников / Н.Я. Кушнир, Н.Н. Максимчук // Введение в школьную жизнь. – 1995. – №4 – С. 45 – 54

3. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн./ Р.С. Немов. – 4-е изд. – Москва: ВЛАДОС, 2000. – Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с.

4. Попова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов / И.А. Поварова. – СПб.: Союз, – 2001. – 128 с.

5. Селиверстов, В.И. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / под ред. В.И. Селиверстова и др. – Москва: Сфера, – 1982. –192 с.

 

Add comment


Security code
Refresh