VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

г. Томск, Россия

Буравлева Н.А.,

доцент кафедры психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», кандидат психологических наук

Сигида Ю.С.,

магистрант кафедры психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», канд. ист. наук

Новые способы и формы работы с молодыми людьми, имеющими инвалидность, и их родителями в рамках деятельности союза родителей детей-инвалидов

 

Аннотация. Представлены новые интерактивные способы оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также формы работы, направленные на социализацию молодых людей с инвалидностью.

Ключевые слова: социализация, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, психологическая помощь семьям, сознательный родитель.

N.A. Buravleva, Y. S. Sigida

NEW METHODS AND FORMS OF WORK WITH YOUNG PEOPLE WITH DISABILITIES AND THEIR PARENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ACTIVITIES OF THE UNION OF PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Abstract. The article presents new interactive methods of providing psychological assistance to families raising children and adolescents with disabilities and special educational needs, as well as forms of work aimed at the effective socialization of young people with disabilities.

Keywords: socialization, disabled children, children with disabilities, psychological assistance to families, conscientious parent.

Актуальность данной темы обусловлена постоянным увеличением в стране в целом, а также в различных субъектах Российской Федерации, количества детей-инвалидов, в особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). По данным Росстата численность детей-инвалидов в Российской Федерации демонстрирует устойчивый рост (в 2021 году общая численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляла 703675 человек, в 2022 году эта цифра увеличилась до 728988 человек, а в 2023 году достигла 721827). По данным Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» на территории Томской области по состоянию на 01.01.2023 проживает 62,9 тысяч инвалидов, в том числе 5 тысяч детей-инвалидов.

Перед обществом в целом и перед различными организациями, в частности, стоят важные задачи, которые не ограничиваются коррекционной и медицинской помощью, оказываемой детям-инвалидам. Особую значимость приобретает вопрос дальнейшей социализации и адаптации таких детей и подростков к жизни в обществе, а также по возможности к эффективному выполнению профессиональных задач.

Союз родителей детей-инвалидов г. Томска – это организация, деятельность которой направлена на помощь семьям, воспитывающим детей и молодых людей с инвалидностью и ОВЗ различных нозологий. В рамках деятельности Союза ежегодно свыше 500 семей получают различного рода помощь от таких специалистов, как психологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды, специалисты АФК и др. Союз родителей детей-инвалидов осуществляет работу в нескольких направлениях:

  • Психолого-педагогическое сопровождение детей с инвалидностью и ОВЗ (ранняя диагностика и коррекция нарушений у детей, арт-терапевтические занятия с детьми, содействие развитию инклюзии в Томской области).
  • Социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ (психологическая и социальная поддержка семей, защита прав семей).
  • Физическая культура и спорт детей-инвалидов (адаптивный гиревой спорт и адаптивное плавание).
  • Социокультурная реабилитация семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ (отдых и досуг для семей, организация праздников и мастер-классов, коммуникативные группы).
  • Общественный контроль и экспертиза в социальной политике (участие в советах и комиссиях при органах законодательной и исполнительной власти).

Комплексная психологическая помощь и сопровождение оказывается на разных этапах взросления ребенка-инвалида в зависимости от возраста ребенка и того психологического этапа, который проживает семья ребенка с особенностями: «ранняя помощь» в первые три года постановки диагноза, адаптация и жизнь с диагнозом ребенка и, наконец, этап социализации и сепарации молодого человека с инвалидностью.

Одним из наиболее стратегически важных и востребованных направлений деятельности является оказание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, а также социализация молодых инвалидов и создание условий для их профессиональной интеграции в общество. Проблема социализации и профессиональной интеграции людей с инвалидностью имеет комплексный характер и затрагивает не только личные возможности и ограничения молодых людей с инвалидностью, но и психологические особенности родителей, которые их воспитывают.

В связи с этим выделяются два основных направления психологической и коррекционной работы: работа с детьми, подростками и молодыми людьми с инвалидностью, а также психологическая работы с родителями и семьями.

В работе с подростками и молодыми людьми основной упор делается на развитие их автономности, самостоятельности и жизненных компетенций, необходимых для дальнейшего развития максимальной бытовой самостоятельности, профессиональной занятости и формирования социальных связей. Стоит отметить, что психологические затруднения в процессе социализации сочетаются со слабым развитием социально-бытовых компетенций у молодых людей с инвалидностью, что приводит к тому, что многие из них остаются зависимы на протяжении всей жизни от наличия помощи со стороны. Постоянная гиперопека в семье, а также фокус внимания на решении проблем здоровья и интеллектуального развития приводит к тому, что социально-бытовые компетенции развиваются слабо или не развиваются вообще.

В связи с этим на эффективность и скорость социализации и приобретения самостоятельности подростка или молодого человека с инвалидностью оказывают влияние несколько значимых факторов:

Бытовой фактор – компетенции участников, связанные с выполнением простых бытовых действий, необходимых для самостоятельной жизни. Неразвитость этого фактора сразу становится очевидна для сверстников и окружения.

Финансовый фактор – компетенции участников, связанные с овладением финансовой грамотностью, планированием и распределением бюджета, необходимого для самостоятельной жизни

Коммуникативный фактор – компетенции участников, связанные выстраиванием коммуникаций со сверстниками, с поддержанием групповых форм коммуникации (многие дети привыкли к формату индивидуального общения с наставником, который более вовлечен и психологически подготовлен, чем люди, с которыми ребенок столкнется в социуме).

Психологический фактор – психологическая устойчивость, уверенность в себе, позитивный образ себя, ощущение себя «взрослым», полноценным и способным.

Семейный фактор – поддержка или наоборот сдерживание процессов сепарации и формирования самостоятельности со стороны членов семьи ребенка и всей его семейной системы.

Учитывая данные факторы, разработана система работы с подростками и молодыми людьми с особенностями психофизического развития, направленная на достижение следующей цели: социализация ребенка или подростка с особенностями психофизического развития и его подготовка к самостоятельной жизни без активного участия родителя через:

  • Развитие коммуникативных навыков, снижение тревоги и стресса при общении.
  • Развитие навыков командной и групповой работы, навыков взаимодействия между молодыми людьми с минимальным участием наставника.
  • Развитие социально-бытовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни (самостоятельное перемещение по городу, использование общественного транспорта, приготовление пищи, уборка, стирка).
  • Открытие инклюзивных мастерских для молодых людей с инвалидностью и освоение профессиональных компетенций, позволяющих в будущем жить самостоятельно (выпечка хлеба, выращивание микрозелени и т.д.).
  • Обучение и развитие финансовой грамотности.
  • Психологическая помощь и коррекция самооценки, уровня уверенности, формирование позитивного образа себя.

Для достижения данной цели создана Школа социально-бытовой интеграции, в рамках которой подростки и молодые люди с инвалидностью, в том числе ментальной, могут наработать и развить жизненные компетенции, навыки, необходимые для развития самостоятельности, уверенности, автономности и дальнейшей социализации в социуме. Основной акцент сделан на расширение социально-бытовых навыков, освоение финансовой грамотности, ведение домашнего хозяйства, обеспечение бытовых нужд, а также на психологическую помощь и коррекцию.

Обучение в данной школе осуществляется в формате малой группы (до 5–6 человек), который зарекомендовал себя в качестве одного из наиболее эффективных при работе с детьми и подростками с ОВЗ и инвалидностью. Обучение включает в себя теоретическую и практическую части. Каждая группа под руководством наставника проходит программу, включающую в себя курсы «Домоводство», «Финансовая грамотность», нацеленные на освоение навыков ведения домашнего хозяйства, осуществления покупок, ориентации в публичных местах и в общественном транспорте.

Психологическое направление работы включает в себя проведение групповых психологических встреч для формирования позитивного образа себя, психологической устойчивости и уверенности у молодых людей с инвалидностью. Школа социально-бытовой интеграции – это одно из направлений долгосрочной комплексной и многоступенчатой программы по социальной и трудовой интеграции молодых инвалидов Томской области.

При создании условий для развития социализации критически важна психологическая работа с родителями, поскольку именно они могут поддерживать и создавать условия в семье для развития и расширения навыков самостоятельности и уверенности ребенка или подростка. Как показывает практика, вопрос социализации ребенка с особенностями психофизического развития — это комплексная проблема, включающая себя, как неготовность и сопротивление этому процессу самого ребенка, так и сдерживающее влияние его родителей и негативную оценку, которую ребенок получает в обществе при взаимодействии со сверстниками и различными организациями.

Опыт работы Союза родителей детей-инвалидов демонстрирует, что несмотря на расширение и увеличение способов психологической поддержки родителей детей-инвалидов, многие из них не обращаются и не запрашивают подобную помощь по ряду причин. Среди данных причин ключевыми можно обозначить следующие: высокая занятость родителей, сложности с организацией присмотра за ребенком-инвалидом в то время когда родитель обращается за психологической помощью, сложности с организацией очного посещения психолога, ограниченность временных и финансовых ресурсов родителя, отсутствие квалифицированных специалистов, оказывающих психологическую помощь в мелких населенных пунктах, высокий уровень сопротивления и убежденность, что никто не состоянии понять чувства и переживания родителя ребенка с особенностями.

Данные факторы обуславливают необходимость разработки и апробации новых форм, методов и технологий для работы с родителями особенных детей. В частности, стоит вопрос об организации и внедрении новых форм дистанционных и онлайн форматов получения психологической помощи и поддержки на сетевых площадках и с использованием популярных мессенджеров. Данные форматы подразумевают не только организацию психологического консультирования и поддержки, но также включают в себя информирование, просветительскую и образовательную деятельность.

Основная цель работы заключается в расширении возможностей доступа к психологической помощи, увеличение количества семей, получающих психологическую помощь, включая развитие интерактивных и дистанционных способов оказания помощи. Реализация данной цели включает три направления:

1. Создание для родителей качественного и полезного контента в новых форматах, в том числе видео, который будет способствовать более ясному представлению об основных психологических проблемах, сложностях в процессе воспитания ребенка с инвалидностью, а также о способах их решения. Данное направление включает в себя разработку и запись видео-уроков, видео-интервью с родителями, разработку текстовых заданий для каждого видео-урока с целью освоения и закрепления материала без необходимости очного посещения психолога.

2. Создание интерактивной информационно-коммуникационной среды на базе популярных мессенджеров для психологической поддержки, обмена опытом родителей и получения обратной связи (на базе телеграм-канала). Данное направление включает в себя создание и модерирование чата психологической поддержки, в том числе модерацию раздела, который дает возможность задать вопрос психологу, получить обратную связь по своему заданию или запросить психологическую поддержку в чате от других родителей или от психолога.

3. Проведение групповых и индивидуальных психологических встреч для очной работы, нацеленных как на решение конкретных психологических задач или освещение определённой темы (снижение уровня тревоги, сложности процесса сепарации с ребенком и т.д.), так и на оказание психологической поддержки и сопровождения.

В рамках деятельности Союза родителей детей-инвалидов реализован новый формат оказания психологической помощи – организация дистанционной психологической школы «По душам» для родителей, включающей в себя обучающий видео-курс из 23 видео-лекций, 35 файлов с текстовыми заданиями, модерируемый чат с несколькими разделами для ознакомления с психологическими материалами, возможностью задать вопрос психологу, пообщаться в чате и получить поддержку и обратную связь.

Многие родители психологически не могут решиться на очное посещение психолога ввиду финансовых и временных ограничений, наличие высокого сопротивления, страха и стигматизации перед психологической помощью. При этом, как показывает практика, большая часть родителей имеет стабильный доступ в Интернет и регулярно смотрит различный психологический контент на видео-хостингах и других ресурсах. Таким образом, обеспечена возможность для родителей получать психологическую помощь и поддержку, как в очном, так и в дистанционном форматах, включая индивидуальные и групповые формы работы для охвата наибольшего количества людей, которым необходима помощь.

В результате реализации данных программ можно сделать следующие выводы:

  • Высокую эффективность показывают онлайн, дистанционные форматы получения психологической помощи с использованием ресурсов сетевого сообщества, новых модерируемых площадок и социальных сетей. Для многих формат получения онлайн помощи не только удобен и является единственно доступным ввиду сложностей с организацией очного посещения психолога, но наиболее психологически комфортен и «безопасен».
  • Семьи нуждаются в комплексном сопровождении на постоянной основе на разных этапах развития и роста ребенка. Каждый этап несет в себе новые психологические и социальные вызовы, как для родителей, так и для молодых людей с инвалидностью.
  • Существует необходимость организовывать и расширять групповые формы взаимодействия при работе с людьми с инвалидностью с целью развития навыков коммуникации, снижения напряжения и тревоги при общении более чем с одним человеком.
  • Оказание психологической помощи молодым инвалидам увеличивает эффективность их дальнейшей социализации
  • При работе с подростками и молодыми людьми с инвалидностью есть необходимость осуществлять работу также с семьями, воспитывающими инвалидов. Эта работа включает в себя следующие составляющие: психологическое консультирование, диагностика и коррекция, просветительская и обучающая деятельность, а также информирование. На каждом этапе взросления ребенка необходимы соответствующая психологическая реабилитация и сопровождение его родителей, поскольку это значительно увеличивает эффективность и скорость социализации молодого человека с инвалидностью.

Список использованной литературы

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики «Росстат». Уровень инвалидизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://rosstat.gov.ru/folder/13964. – Дата доступа: 07.10.2024.

2. Официальный сайт Департамент социальной защиты населения Томской области. Итоги работы отрасли социальной защиты населения Томской области за 2022 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dszn.tomsk.gov.ru/Statistika. – Дата доступа: 07.10.2024.

 

Add comment


Security code
Refresh